ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (4 класс)

«Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной культуры у учащихся воспитывают человеколюбие, любовь к Родине, твердые нравственные ориентиры, вселяют в них оптимизм.ательный потенциал урока православная культура реализуется только при условии свободного общения, когда учитель осуществляет личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средня школа №16» Пакалева Елена Михайловна

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

«У человека, которого мы воспитываем,

должны быть святые истины и святые имена,

святые принципы и святые непререкаемые

правила поведения».

Василий Александрович Сухомлинский

«Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику (4-й-5-й классы средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Курс ОПК предполагает следующие результаты:

 1уровень -   приобретение школьниками социальных знаний;

 2 уровень -  получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3 уровень -  получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.                    

Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами. Ученики либо их родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Обучение проводится по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры» А. В. Кураева.

В нашей школе преподавание данного курса ведется с 2010 года. Ученикам и их родителям представляется возможность самостоятельно определиться с выбором. Для того, чтобы ученикам было легче выбрать интересующее их направление, в конце 3 класса для учеников и их родителей классным руководителем проводиться ознакомительное собрание, на котором рассказывается о каждом модуле, позже через анкетирование определяется, какие модули являются наиболее востребованными.  

Если в первое время, в основном, выбирали Основы светской этики, то в последнее время, в связи с меняющейся  ситуацией в стране, возрос интерес именно к Основам православной культуры. Поэтому моя задача, как учителя, преподающего курс ОРКиСЭ, обеспечить полноценную реализацию принципов  модуля Основы православной культуры, который имеет высокий воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал урока православная культура реализуется только при условии свободного общения, когда учитель осуществляет личностно-ориентированный подход к каждому ученику. В наше сложное время, характеризующееся «падением» нравственных ценностей, именно православная культура может многое сделать в плане личностного формирования школьников. Она дает учащимся не только информацию о мире, но развивает их воображение, этические, нравственные представления.

В своей педагогической деятельности основным принципом построения уроков ОПК считаю  принцип морального утверждения. Уроки православной культуры у учащихся воспитывают человеколюбие, любовь к Родине, твердые нравственные ориентиры, вселяют в них оптимизм. В процессе урока акцентирую внимание детей на такие качества как доброта, способность к сопереживанию, пониманию другого человека, способность отстаивать свои взгляды, убеждения, верность нравственным идеалам, справедливости. Особо уделяю внимание школьников нравственным примером, т.е. таких личностей, которые не щадили своей жизни ради Отечества, проявляя лучшие свои качества в борьбе с теми, кто посягал на родную землю, таких личностей, которые благодаря своим качествам, убеждениям помогают людям, верой и правдой служат своему делу. Считаю также главное в преподавании ОПК  развивать интерес детей к изучаемой теме, пробуждая мир их эмоций. На уроках следует вызывать учащихся на дискуссию, приводя различные точки зрения; применять исследовательские формы, методы, приемы урочной и внеурочной деятельности, активнее внедрять в школьную практику уроки-семинары, практикумы, обобщающие уроки, экскурсионный метод, уроки-презентации. Все это наилучшим образом способствует выработке умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышает их интерес к предмету.

Выбор методов обучения происходит  с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей, материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

  Специфика средств обучения ОПК заключается в том, что происходит обращение к библейским текстам, работа с иконой,  с иллюстрациями. Методика включения в контекст  урока видео и аудио-материалов, применение ИКТ.

Подробнее о методах, применяемых на уроках ОПК.

Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Целенаправленное применение в моей педагогической деятельности разнообразных форм и методов проведения занятий «Основ православной культуры» с использованием информационно - коммуникационных ресурсов, современных образовательных технологий, позволяет процесс воспитания сделать более естественным и эффективным, позволяет обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию личности ребёнка; повысить познавательный интерес. Одной из интересных и эффективных в этом плане считаю, наиболее часто используемую мной на уроках ОПК форму организации учащихся – круглый стол. Уроки православной культуры, проводимые в данной форме,  интересны школьникам, так как учитель создает условия свободного живого общения, диалога, ведь предмет предполагает обсуждение жизненных, нравственных, исторических проблем, которые не могут «заучиваться» на уроках, а связаны с ситуациями жизненного нравственного выбора, возникающими в реальной жизни. При организации круглого стола, в зависимости от темы, учащиеся могут примерять на себя разные роли, обсуждать, отстаивать свою позицию, также круглый стол позволяет организовывать общение между учениками и реальными людьми, которые могут служить нравственным примером. Таким образом, данная форма позволяет  осуществить знакомство с ценностными мирами учителя, учеников (родителей, приглашенных гостей) происходящее во время высказывания мнений, диалогическое взаимодействие, обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников, провести совместную рефлексию педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов. А значит, способствует реализации принципов и задач ОПК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Составитель: Пакалева Елена Михайловна Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №16»

Слайд 2

«У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения». Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ о т 11 августа 2009 г.

Слайд 4

Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства .

Слайд 5

Предполагаемые результаты (на основе ФГОС) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень); Получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень); Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень).

Слайд 6

Образовательный процесс в Средней школе №16 был всегда направлен на нравственное воспитание личности. В Стандартах второго поколения, программа духовно – нравственного воспитания становится ориентиром формирования приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, стремление следовать в своём поведении нормам морали.

Слайд 7

На уроках ОПК мы говорим с учащимися о сотворении мира, о смысле жизни и месте человека на Земле. Предмет дает возможность узнать больше о лучших людях Отечества, основных событиях истории. В процессе обучения формируется чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к людям, родителям, семейным традициям. Из урока в урок дети наполняют свою душу очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добро, жизнь, Родина, любовь, правда, семья, друзья, труд, добрые поступки. Читая и анализируя литературные произведения, просматривая видеофильмы, проявляя себя в творчестве, обучающиеся делают вывод: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.

Слайд 8

Встреча с ветераном

Слайд 9

Формы и методы работы на уроках ОПК Для достижения поставленных целей на уроках использую следующие приёмы и методы: -словесные (рассказ учителя, беседа); -наглядные ( мультимедийная презентация всех этапов урока); -объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом); -устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме; –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы; -работа с текстом. В ходе урока применяю различные формы работы учащихся: - коллективная; - индивидуальная, с учётом дифференциации; -работа в группах, парах.

Слайд 10

Методы обучения

Слайд 11

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Методы обучения

Слайд 12

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Методы обучения

Слайд 13

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Методы обучения

Слайд 14

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов) Методы обучения

Слайд 15

Творческие работы

Слайд 17

Участие в конкурсах

Слайд 18

Круглый стол В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Слайд 19

Круглый стол

Слайд 20

В.А.Караковский Без памяти - нет истории, Без истории - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности – нет воспитания, Без воспитания – нет Человека, Без человека – нет Народа!

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Формы и методы преподавания курса "Основы православной культуры"

Молодежь предстаёт сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Целеноправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий "Основ православной культуры" позволяет обе...

Преподавание Основ православной культуры

В работе говорится о цели преподавания нового курса, его разделах, формах проведения уроков, о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться на уроках....

Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек ...