Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"
методическая разработка (4 класс) на тему

Курепина Татьяна Николаевна

 Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Белгородской области

Красногвардейского района

Методическая разработка по внеурочной деятельности в 4 классе

«Мой край - родная Белгородчина»

Автор: учитель начальных классов Курепина Татьяна Николаевна

2016 год

Тема урока: « Мой край – родная Белгородчина»

Цели:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;  

- создать благоприятные условия для знакомства учащихся с историей    Белгородчины, достопримечательностями родного края;

- развивать интерес к изучению истории родного края, России;

- создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине;

- развивать  внимание, способность анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

- формировать навыки работы в группе.

Задачи: формировать чувство патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни; способствовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны; развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать мысли.

Форма проведения: урок - «путешествие» по страницам истории родного края

Ход урока

  1. Организационный момент:

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

1.Сообщение темы и целей  урока.

- Послушайте стихотворение  и подумайте, о чем   мы будем говорить на уроке.

Ученик:

Край родной

Земли на свете нету краше,

Душой щедрее нет другой.

Мой край, ты Белогорье наше,

Люблю тебя, горжусь тобой

Люблю простор лугов покосных,

Туманный утренний рассвет

И речку тихую Усердец,

Что вдаль бежит уж много лет..

Люблю напев я песен русских,

Пришедших к нам из старины,

И за селом в полях пшеничных

Безмолвный голос тишины.

Люблю, когда накатят ливни,

Когда трещит седой мороз…

Мне этот край родим до боли

Край тополей и край берез!

- Наш урок о нашем родном крае. О Белгородчине.

2. Актуализация знаний.

Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? (ответы учащихся).

Вот что говорил выдающий русский педагог К.Д.Ушинский:

«Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

-  Как называется страна, в которой вы живёте?

 - Назовите столицу.

Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И в каждом уголке страны   живут люди.

У каждой страны  есть  государственные символы, как герб, флаг и гимн. Символы отражают историю  государства и его народа, отображают национальный характер.  Есть они и у нашей Родины.

Сообщение ученика

Отношение к символам –  это отношение к самому государству. Оскорбление  государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

3.Физкультминутка

4.Работа в парах

- А теперь, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине».

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

 Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

-  Прочитайте 2 первых предложения. О какой Родине идёт речь?

- Итак, что же такое “малая Родина”?

- А как называется наша малая родина?

Малая родина – Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

.Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по Белгородчине.

Белгородчина – своеобразный и интересный регион России. Богата её ратная история, прекрасна природа. Здесь живут замечательные люди  -  прославляющие свой край.

Степи, дубравы, овраги. Кое-где на меловых холмах, на песке – стройные сосны. И снова поля, небольшие реки, ручьи - такова природа нашего края сегодня. А в давние времена он был покрыт дремучими лесами, в которых росли могучие дубы, ясени, клены, липы. Леса были полны птиц и животных, реки – рыбы.

Рассказ учителя о Белгородской области.

В 1727 году была создана Белгородская губерния, которая раскинулась по южным склонам среднерусской возвышенности. Наша область расположена, в основном, в лесостепной полосе. Она богата полезными ископаемыми, плодородными почвами, растительным и животным миром, промышленностью, сельским хозяйством.

28 февраля 1727 г. по повелению Екатерины I князь Юрий Юрьевич Трубецкой был назначен губернатором Белгородской губернии, а 1 марта 1727 г., согласно ее же повелению, была образована Белгородская губерния. Почему губернатора назначили прежде, чем была образована сама губерния? Это было связано с тем, что по существовавшей в то время практике сначала назначался губернатор, который и должен был организовать создание самой губернии. В этой должности он пробыл три года и оставил о себе добрую память среди белгородцев как умный и энергичный правитель края. 4 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна подписала манифест об уничтожении Верховного Тайного Совета и Высочайшего Сената и о восстановлении по-прежнему Правительствующего Сената, «с назначением к присутствию в оном» Юрия Юрьевича Тубецкого .

Вступая в жизнь, вы познаёте не только реальный мир, в котором живёте, но и учитесь понимать мир условностей, знаки и символы, обозначающие эти реальные вещи и явления. Что обозначает слово «символ»? А какие символы вы знаете? (Голубь – символ мира. Солнце – символ добра. Сердце – символ любви. Сова – символ мудрости)

Что нам нужно будет взять в дорогу, чтобы наше путешествие не стало беспорядочным и бесполезным? (Карту)

4. Ознакомление с новым материалом.

Учитель:- Итак, мы отправляемся в историческое прошлое Белгородчины. Первая станция: 1954 гг. Именно на этой станции указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года была образована Белгородская область

С момента образования области одно за другим вводились крупнейшие предприятия, строились новые дома, больницы, развивалось сельское хозяйство, открыт был электрифицированный участок железной дороги Белгород-Курск .

Наше путешествие продолжается,  и следующая станция: 1965-1974 гг.

 В этот период времени особое внимание уделялось в области отрасли животноводства. На базе ряда колхозов стали создаваться специализированные комплексы по откорму свиней, крупного рогатого скота, производству молока, птицы, шерсти на научно-промышленной основе.

На этой «станции» города и сёла Белгородской области напоминали огромную строительную площадку. Велось строительство Старооскольского цементного завода, горно-обогатительных комбинатов. На стройку приехали тысячи людей из разных уголков нашей страны и мира, в основном это была молодежь.

Белгородчина одна из ведущих областей России, которая имеет суровую и славную историю, пронесшая через века ратную и трудовую славу. Об этом свидетельствуют высокие правительственные награды области.

Наш путь продолжается. Станция:1994 гг.

На этой «станции» наблюдается духовный подъём Белгородчины.  Связан он с величайшим для жителей области событием - возвращением в 1991 году в Белгород святых мощей нашего небесного покровителя святителя Иоасафа (Приложение 5). За этот период на благотворительные пожертвования прихожан были построены и восстановлены сотни храмов и часовен, повсеместно открыты церковные приходы. Белгородцы вернулись к своим духовным истокам, укрепились в православной вере, а наша малая Родина вновь обрела право называться Святым Белогорьем.

В 1985-1991 гг. в области было введено в эксплуатацию в городах и районах 115 школ, что дало возможность перевести в новые школьные здания около 57 тысяч учащихся.

Станция: 1995-2004гг.

Особенностью развития отрасли культуры в 1990-2000-е гг. являлось создание музейной сети. Практически в каждом районе начали работать муниципальные музеи.

22 июня 2000 года был утвержден  флаг Белгородской области,  и уже тринадцать  лет подряд День флага отмечается 14 октября.

Герб и флаг символизируют историческую память народа, уважение к богатым традициям Белгородчины, гордость за трудовые и героические свершения предков.

Важным событием в этот период времени стало присвоение двум городам Белгородчины почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

27 апреля 2007 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О присвоении г. Белгороду почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

За последние 60 лет Белгородская область удивительно похорошела. Она удивляет гостей благоустроенностью и чистотой, хорошими дорогами, множеством храмов, отремонтированными и построенными домами культуры, спорткомплексами, разрастающимися микрорайонами индивидуального жилищного строительства.

Теперь в состав области входят 19 муниципальных районов, 3 городских округа, 25 городских и 260 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2016 года составила 1 536 073 человек. Административный центр – город Белгород расположен в 695 километрах к югу от Москвы. Физкультминутка для зрения.

Работа в группах:

Проект на доске. Викторина.

Рефлексия

 «Дерево настроения». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки одного цвета, если нет то выбираем подходящий цвет

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

красный –  восторженное;

желтый- спокойствие

зеленый – неудовлетворенное,

-Ребята, что же после сегодняшнего урока вы усвоили?

  1. Родина - это самое дорогое, что есть у человека.
  2. Наш родной край  является частицей большой страны  России.
  3. История Белгородчины очень интересна, и её ещё долго можно   изучать.

        4) Чтобы счастливо жить, надо любить и беречь свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...