Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Субботина Елена Владимировна

    Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год, образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.

    Программа кружка «Край родной» тесно связанно с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А.А. Плешаков подчеркивает, что очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации кружка по изучению родного края. Основная цель – формирование целостной развитой личности, развитие их познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.  Ученик любознателен, он хочет знать окружающий мир, в котором живет. Итак, объект изучения: край, его социальная, культурная, природная среда. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    гимназия «Школа искусств» им. А.А. Цветкова

    города Талдома

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МОУ гимназии 
    «Школа искусств» имени А.А.Цветкова

    _____________________________

    М.В. Петрова

    «___» ______________201__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    кружок

    «Край родной»

    2 класс

    Составитель;

    Субботина Е.В. –

     учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    2017 – 2018 учебный год

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год, образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.

    Программа кружка «Край родной» тесно связанно с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А.А. Плешаков подчеркивает, что очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации кружка по изучению родного края. Основная цель – формирование целостной развитой личности, развитие их познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.  Ученик любознателен, он хочет знать окружающий мир, в котором живет. Итак, объект изучения: край, его социальная, культурная, природная среда.

    Общая характеристика курса
    Для детей начальной школы понятие край достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свой город, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают и расширяется осознание своего места в окружающем мире у детей. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории города все же необходимы. Особое внимание уделяем на формирование у учащихся бережного отношения к хлебу, на необходимость личного участия каждого в общем деле охраны природы, на необходимость выполнения правил личной безопасности. Считаем, что дети должны знать проблемы своего города (района) и уметь радоваться достигнутым успехам. Очень важно, считаем, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края. 

    Программа рассчитана для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
    При составлении тематического планирования мы старались обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры. 
    Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
    Описание места кружка в учебном плане

    Объём учебного времени, отводимого на занятиях в кружке «Край родной» во 2 классе 35 часов в год, 1 час в неделю.

    1. Планируемые результаты.

    Личностные результаты – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувствдоброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

    Метапредметные результаты – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладениелогическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий»; « готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач» и т.д.;

    Результаты в предметной области:

    Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.

    Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.

    Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.

    Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.

    Развивающие:

    Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.

    Развитие мышления и речи учащихся.

    Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.

    Воспитательные:

    Воспитание любви к Родине (к родному краю).

    Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.

    Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.

    Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.

    Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения

    1. Содержание учебного курса


    Программа состоит из пяти разделов:

    1. «Ты – член семьи и общества»,
    2. «Природа нашего края»,
    3. «Город Талдом – районный центр»,
    4. «Культура края»,
    5. «Здоровье и безопасность».

    На изучение каждого раздела указано примерное количество часов.

    Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
    В разделе «Ты – член семьи и общества» в первом классе изучается тема: «Мой дом, улица, школа. Мой город – Талдом.» Во втором классе – «Мой район. Населенные пункты в районе. Дети работают по карте района. В третьем классе расширяется понятие «Родина»: село, район, наше Подмосковье. Дети работают по карте Подмосковья. Знакомятся с районными центрами и городами Подмосковья. В каждом классе проводится беседа о дружбе народов. В четвертом классе рассматривается тема: «Наша Родина – Россия». Ведется работа по карте России, рассматриваются темы: Республики, края, области. Города России. Соседи нашей страны. Народы России.
    В разделе «Природа нашего края» программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных на уроках «Мир вокруг нас» знакомство с животным и растительном миром нашей местности, с отраслями сельского хозяйства. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, узнают о важнейших взаимосвязях между природой и хозяйством, у них развивается чувства сопричастности к жизни природы и общества. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. 
    В разделе «Культура края» дети знакомятся с памятными местами города, района, с достопримечательностями Талдома, Подмосковья, с традиционными праздниками русского, изучают сборник стихов, написанный местными поэтами. Организовываем встречи со знатными, талантливыми людьми города, района. В этом же разделе предусмотрены экскурсии в музеи, к историческим памятникам.
    В разделе «Талдом - районный центр Талдомского района» дети знакомятся с учреждениями, предприятиями и организациями района.
    В разделе «Здоровье и безопасность» уделяется внимание на укрепление и сохранение здоровья и на необходимость выполнения правил личной безопасности.
    Работа в кружке развивает в детях самостоятельность, творческое отношение к делу, активную жизненную позицию, развивает мышление и речь, воспитывает чувство дружбы и товарищества и, несомненно, любовь к родному краю. 
    Считаем важным установление тесной связи с родителями, учреждениями, организациями района, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды родного края, так как занятия по краеведению содействуют интеллектуальному и духовному содружеству семьи и школы, родителей и детей, а учителю помогает эффективно использовать краеведческий материал на всех уроках.
    К концу IV класса учащиеся должны знать:

    Свою родословную, о профессиях своих родителей. правила поведения в природе; о культуре своего края. Некоторые сведения из истории своего села, края; о достопримечательностях своего села, края.  замечательных людях Талдомской земли;
    о традиционных праздниках русского и татарского народа; помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.


    Учащиеся должны уметь:

    вести простейшие наблюдения за животными, растениями, различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности, собирать и оформлять простейшие гербарии, ухаживать за комнатными растениями, уметь содержать в чистоте свои вещи, дом, различать перелетных и оседлых птиц своей местности, рассказывать о сезонных изменениях в природе, приводить примеры полезных ископаемых края , называть некоторые растения и животные Татарстана, занесенные в Красную книгу, описывать герб и флаг Татарстана и России, уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края, уметь оказывать посильную помощь в охране природы, уметь ориентироваться по карте.

    Понимать с первого класса:

    что сохранение растений и животных - одно из важнейших задач человечества, что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе, что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы. что они (ученики) являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи, они (ученики) - члены коллектива, граждане своей страны. Надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Талдом - часть Подмосковья. Подмосковье - часть России. Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой. Надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов. Край - это наш район, наша республика. Это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.-что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения,  что надо беречь свое здоровье и выполнять правила личной безопасности.

    Формы и методы организации занятий.

    Беседы с учащимися. Наблюдения в природе. Экскурсии в природу, на различные предприятия района, в музей и т.д. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, тружениками села самых разных профессий. Утренники, викторины, конкурсы, соревнования. Выполнение творческого задания: оформление альбомов, фотоальбомов, рефератов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами. Изучение специальной литературы, знакомство с документами архива, с местной периодической печатью. Организация выставок рисунков, поделок из природного материала. Беседы с местными старожилами. Организация частично-поисковой работы (сбор материала для краеведческого уголка). Использование музыки (прослушивание, разучивание, исполнение детьми репертуара соответствующего материала, отрывков из художественной и научно-популярной литературы). Просмотр видео- и кинофильмов, телепередач, использование наглядных пособий. Работа с картой района, области, планом города. Использование различных игр краеведческого характера.

    Содержание учебного курса

    Программа (35 часов)

    Тема 1. Введение

    Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

    Тема 2. Природа нашей планеты.

    Природа нашей планеты. Какие бывают растения?

    Какие бывают животные? Что можно увидеть в зоопарке? Самые необычные растения и животные нашей планеты (презентация). 

    Тема 3. Осень – славная пора.

    Осень славная пора (приметы осени, стихи, пословицы, поговорки). Осенние цветники. «Осенние цветы» (презентация). «Осенний лес» (сочинение). Тихая охота – что это?

    «Грибы» (презентация).  Деревья осенью. «Краски осени» (сочинение, стихотворение-настроение). «Осенние листья» (презентация).  Подготовка зверей к зиме.  «Звери нашего края» (презентация).

    Тема 4. Красавица Зима

    Встречаем красавицу зиму (приметы зимы, стихи, пословицы, поговорки). Птицы России. «Птицы нашего края» (презентация). «Помогаем птицам зимой (изготовление кормушек).  «Моя птица» (сочиняем стихотворение о птицах). Наши домашние животные. «Мой любимый домашний питомец» (презентация). Как увидеть красоту зимней природы? «Зимние забавы» (презентация). «Красавица зима (сочинение-настроение).

    Тема 5. Встречаем весну. 

    Встреча весны (приметы весны, стихи, пословицы, поговорки). Знакомство с картинами известных художников (весна). Устное сочинение по картинам. «Весеннее настроение» (сочинение-настроение). «Моя весна» (презентация)

    Тема 6. Здравствуй, лето!

    Здравствуй, лето!  Итоговое занятие. Красная книга России, нашего края?

    4.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

    2 класс

    (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

    № п/п

    Наименование тем

    всего

    часов

    1

    Введение в краеведение.

    1

    2

    Природа нашей планеты. 

    5

    3

    Осень – славная пора.

    11

    4

    Красавица Зима

    11

    5

    Встречаем весну. 

    4

    6

    Здравствуй, лето!

    3

    Всего:

    35

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол  заседания методического объединения   учителей   начальных классов № _____

     от «___» _________201__г.

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВР________________

                                              О.В.Долгова

    Приложение к рабочей программе

    по внеурочной деятельности

    кружок «Край родной»

    Календарно-тематическое планирование

    2 класс

    № 
    п/п

    Дата

    Темы

    План

    Факт

    1

    04.09

    Введение в тему курса «Край родной».

    2

    11.09

    Природа нашей планеты.

    3

    18.09

    Какие бывают растения?

    4

    25.09

    Какие бывают животные?

    5

    02.10

    Что можно увидеть в зоопарке?

    6

    09.10

    Самые необычные растения и животные нашей планеты. (презентация)

    7

    16.10

    Осень славная пора (приметы осени, стихи, пословицы, поговорки).

    8

    23.10

    Осенние цветники.

    9

    13.11

    «Осенние цветы» (презентация).

    10

    20.11

    «Осенний лес» (сочинение)

    11

    27.11

    Тихая охота – что это?

    12

    04.12

    «Грибы» (презентация).

    13

    11.12

    Деревья осенью.

    14

    18.12

    «Краски осени» (сочинение, стихотворение-настроение).

    15

    25.12

    «Осенние листья» (презентация).

    16

    15.01

    Подготовка зверей к зиме.

    17

    22.01

    «Звери нашего края» (презентация).

    18

    29.01

    Встречаем красавицу зиму (приметы зимы, стихи, пословицы, поговорки).

    19

    05.02

    Птицы России.

    20

    12.02

    «Птицы нашего края» (презентация).

    21

    19.02

    «Помогаем птицам зимой (изготовление кормушек).

    22

    26.02

    «Моя птица» (сочиняем стихотворение о птицах).

    23

    05.03

    Наши домашние животные.

    24

    12.03

    «Мой любимый домашний питомец» (презентация).

    25

    19.03

    Как увидеть красоту зимней природы?

    26

    02.04

    «Зимние забавы» (презентация).

    27

    09.04

    «Красавица зима (сочинение-настроение).

    28

    16.04

    Встреча весны (приметы весны, стихи, пословицы, поговорки).

    29

    23.04

    Знакомство с картинами известных художников (весна).

    30

    28.04

    Устное сочинение по картинам.

    31

    07.05

    «Весеннее настроение» (сочинение-настроение).

    32

    14.05

    «Моя весна» (презентация)

    33

    21.05

    Здравствуй, лето!

    34

    28.05

    Итоговое занятие. Красная книга России, нашего края?

    35

    Резерв.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

    Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Спортивно - оздоровительное направление...