Главные вкладки

    программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_kazachestvu_3_klassu.docx29.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит перед собой  школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

    История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

    Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.

    В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген дами. О казаках написано не мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

    Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».

    Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

    Представленная программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

    Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.

             Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

    В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

    Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города, беседы с интересными людьми, встречи.

    Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

    Образовательные задачи:

    1. знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
    2. ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

    овладение начальными навыками исследовательской работы;

     -углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

    Воспитательные задачи:

    1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

    воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

     -формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

    Развивающие задачи:

    1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
    2. стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса  учащихся к казачеству.

    -развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

    В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

    Личностные УУД

    У ученика будут сформированы:

       1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

       2. Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;

       3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

    Регулятивные УУД:

       1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

       2. Планировать свои действия .

       3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

       4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

      5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

    Познавательные УУД:

       1. Осуществлять поиск необходимой информации.

       2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

       3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

       4. Строить логическое рассуждение.

     Коммуникативные УУД:

       1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

       2. Слушать и понимать речь других людей.

       3. Формулировать собственное мнение и позицию.

       4. Договариваться и приходить к общему мнению.

     Ценностные ориентиры содержания курса:

          –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

    –      гражданственность – закон и порядок.

    –      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших.

    –      труд и творчество – уважение к труду.

    Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

    Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

    Принципы построения программы:

    1. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
    2. Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.
    3. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
    4. Принцип интеграции и дифференциации обучения.
    5. Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

    Основные методы обучения:

    1. Практические
    2. Рассказ педагога и рассказы детей
    3. Беседы
    4. Дискуссии
    5. Встречи с интересными людьми
    6. Мини сочинения
    7. Походы, экскурсии
    8. Конкурсы, викторины
    9. Составление презентаций Power Point

    Календарно – тематическое планирование 3 класс

    № п/п

    Раздел программы

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Кто такие казаки?

    Вводное занятие. Инструктаж.Кто такие казаки?

    1

    2

    Зарождение и становление казачества.

    1

    3

    История заселения Нижнего Поволжья казаками.

    1

    4

    Наказы казачества.

    1

    5

    Составление своего наказа.

    1

    6

    Истоки казачьего духа.

    1

    7

    Экскурсия в музей казачества.

    1

    8

    Конь – верный друг казака.

    1

    9

    Практикум. Изготовление, рисование казака и его боевого коня.

    10

    Казачьи символы

    Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.

    1

    11

    История появления казачьих символов и знаков.

    1

    12

    Рисование казачьих символов и знаков.

    1

    13

    Изготовление игрушечных символов.

    1

    14

    Оформление выставки макетов и рисунков «Казачьи символы».

    1

    15

    Традиции и обычаи казаков.

    Казачья хата. Рисунки, макеты казачьего куреня.

    1

    16

    Подворье.

    1

    17

    Изготовление игрушечного подворья казаков.

    1

    18

    Казачья кухня.

    1

    19

    Рецепты старинной казачьей кухни.

    1

    20

    Православные праздники

    Духовная жизнь казака.

    21

    Праздник Рождества Христова.

    1

    22

    Посещение Усть – Медведицкого Спасо – Преображенского монастыря.

    1

    23

    Масленица

    1

    24

    Пасха

    1

    25

    Экскурсия в Воскресенскую церковь

    1

    26

    Троица

    1

    27

    Казачий фольклор

    Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок.

    1

    28

    Сказки.

    1

    29

    Мы сочиняем казачью сказку.

    1

    30

    Народные казачьи песни.

    1

    31

    Разучиваем песни казаков.

    1

    32

    Встреча с ансамблем «Донцы»

    1

    33

    Встреча с ансамблем песни и пляски «Беседушка»

    1

    34

    Посещение музея казачества.

    1

    4 класс

    № раздела

    Наименование раздела

    Количество часов

    Теория

    Практика

    1

    «Как у нас на Дону» (история)

    3

    2

    2

    Казачье житьё бытьё (казачий фольклор)

    2

    2

    3

    Бабушкин сундучок (Быт)

    1

    3

    4

    В старину едали деды

    2

    2

      

    1. «Как у нас Дону»

       По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.).

       Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов. Славянские поселения на Дону.

       Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий казачьих городков. Топонимика.

    Практические занятия: 

       Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.

    Творческое задание:

       Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.

    1. Казачье житьё бытьё

       Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

       Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

       Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.

       Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.

    Практические занятия:

       Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

    Творческое задание:

       Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.

    1. Бабушкин сундук

       Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.

       Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.

       Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

    Практические занятия:

       Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.

    Творческое задание: 

       Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.

    4. В старину едали деды

       Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Рецепты сладкоежки.

    Практические занятия:

       Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)

    Творческое задание:

       Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Родной край. Рязань и область"

    Программа по внеурочной деятельности «Родной край» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной...

    Программа кружка "Кубань родная-край казачий"

    Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...

    Программа кружка "Кубань родная-край казачий"

    Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»

    Краткая аннотация программы:        Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

    Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

    Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

    Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»

    Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...