программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
рабочая программа (3 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kazachestvu_3_klassu.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит перед собой  школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген дами. О казаках написано не мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».

Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Представленная программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.

         Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города, беседы с интересными людьми, встречи.

Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

Образовательные задачи:

  1. знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  2. ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

овладение начальными навыками исследовательской работы;

 -углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

Воспитательные задачи:

  1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

 -формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

Развивающие задачи:

  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  2. стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса  учащихся к казачеству.

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

   1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

   2. Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;

   3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

Регулятивные УУД:

   1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

   2. Планировать свои действия .

   3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

   4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

  5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

   1. Осуществлять поиск необходимой информации.

   2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

   3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

   4. Строить логическое рассуждение.

 Коммуникативные УУД:

   1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

   2. Слушать и понимать речь других людей.

   3. Формулировать собственное мнение и позицию.

   4. Договариваться и приходить к общему мнению.

 Ценностные ориентиры содержания курса:

      –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

–      гражданственность – закон и порядок.

–      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших.

–      труд и творчество – уважение к труду.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  1. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  2. Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.
  3. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  4. Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  5. Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

  1. Практические
  2. Рассказ педагога и рассказы детей
  3. Беседы
  4. Дискуссии
  5. Встречи с интересными людьми
  6. Мини сочинения
  7. Походы, экскурсии
  8. Конкурсы, викторины
  9. Составление презентаций Power Point

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

1

Кто такие казаки?

Вводное занятие. Инструктаж.Кто такие казаки?

1

2

Зарождение и становление казачества.

1

3

История заселения Нижнего Поволжья казаками.

1

4

Наказы казачества.

1

5

Составление своего наказа.

1

6

Истоки казачьего духа.

1

7

Экскурсия в музей казачества.

1

8

Конь – верный друг казака.

1

9

Практикум. Изготовление, рисование казака и его боевого коня.

10

Казачьи символы

Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.

1

11

История появления казачьих символов и знаков.

1

12

Рисование казачьих символов и знаков.

1

13

Изготовление игрушечных символов.

1

14

Оформление выставки макетов и рисунков «Казачьи символы».

1

15

Традиции и обычаи казаков.

Казачья хата. Рисунки, макеты казачьего куреня.

1

16

Подворье.

1

17

Изготовление игрушечного подворья казаков.

1

18

Казачья кухня.

1

19

Рецепты старинной казачьей кухни.

1

20

Православные праздники

Духовная жизнь казака.

21

Праздник Рождества Христова.

1

22

Посещение Усть – Медведицкого Спасо – Преображенского монастыря.

1

23

Масленица

1

24

Пасха

1

25

Экскурсия в Воскресенскую церковь

1

26

Троица

1

27

Казачий фольклор

Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок.

1

28

Сказки.

1

29

Мы сочиняем казачью сказку.

1

30

Народные казачьи песни.

1

31

Разучиваем песни казаков.

1

32

Встреча с ансамблем «Донцы»

1

33

Встреча с ансамблем песни и пляски «Беседушка»

1

34

Посещение музея казачества.

1

4 класс

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

«Как у нас на Дону» (история)

3

2

2

Казачье житьё бытьё (казачий фольклор)

2

2

3

Бабушкин сундучок (Быт)

1

3

4

В старину едали деды

2

2

  

  1. «Как у нас Дону»

   По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.).

   Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов. Славянские поселения на Дону.

   Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий казачьих городков. Топонимика.

Практические занятия: 

   Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.

Творческое задание:

   Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.

  1. Казачье житьё бытьё

   Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

   Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

   Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.

   Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.

Практические занятия:

   Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

Творческое задание:

   Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.

  1. Бабушкин сундук

   Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.

   Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.

   Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Практические занятия:

   Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.

Творческое задание: 

   Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.

4. В старину едали деды

   Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Рецепты сладкоежки.

Практические занятия:

   Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)

Творческое задание:

   Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Кубань родная-край казачий"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...

Программа кружка "Кубань родная-край казачий"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»

Краткая аннотация программы:        Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...

Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение"

Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение" расчитана на обучающихся 6 - 7 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...