ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Яковлева Елена Валентиновна

Краткая аннотация программы:

        Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Цель программы заключается в формировании гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Программа  «Родные истоки» имеет духовно–нравственное направление, опирается на изучении  истории родного края.

  Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить содержание , формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями  края. Одним из возможных решений данной проблемы может стать программа внеурочной деятельности  «Родные истоки».

Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы  на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях.

Программа рассчитана на учащихся  2 -4 классов. Срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnye_istoki.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Неболчи

Рассмотрена на педагогическом совете

МАОУ СОШ п. Неболчи

(протокол №1 от 29.08.2013)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ п. Неболчи»

_______________

1 сентября 2013 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»

духовно–нравственное направление

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработала: Яковлева Е.В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

2013год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Родные истоки» составлена для работы с младшими школьниками (8 -10 лет) и направлена на формирование гражданско-патриотических ценностей, посредством знакомства с историей родного края.

Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания обучающихся является краеведение. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

Программа призвана познакомить учащихся со знаниями об историческом прошлом, культурных традициях прошлого и настоящего посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области; воспитывать обучающихся на примерах мужества и героизма любытинцев, новгородцев; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать чувства гражданства и патриотизма.

Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.

Задачи программы:

- приобрести знания по истории посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области;

- способствовать воспитанию таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитание культуры труда и этики общения; воспитание бережного отношения к природе, родному краю;

- развивать у обучающихся наблюдательность, способность проявлять теоретические, практические навыки.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;

- систематичности и последовательности: знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике;

- принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной и справочной литературы.

При реализации программы используются следующие методы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотозарисовок, мультимедийных презентаций;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Обучение по программе может проводиться в виде теоретических и практических занятий с учащимися, а также в форме экскурсий, викторин, походов, встреч с интересными людьми, бесед.

Технологическая составляющая программы обеспечивается использованием современных технологий: развивающего обучения, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных и др.

Программа «Родные истоки» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов. Срок реализации 1 год.

Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

В ходе изучении программы «Родные истоки» обучающиеся будут знать: 

- название страны, региона, района, родного посёлка;

- символику области, района, посёлка;

- даты основания п.Любытино и п.Неболчи;

- особенности жилища древних славян;

- особенности одежды древних славян;

- основные занятия славян;

- два семейно–бытовых обряда;

- правила двух игр древних славян;

- исторические места п. Любытино;

- названия самых распространённых растений, произрастающих на территории п. Неболчи;

- названия растений и животных, занесённых в «Красную книгу»;

- названия животных, обитающих на территории Любытинского района;

- названия промышленных и сельскохозяйственных предприятий п. Неболчи;

- места захоронений войнов, защищавших п. Неболчи в годы Великой Отечественной войны

уметь:

- показывать Россию, Новгородскую область, Любытинский район; Москву, Великий Новгород, Любытино, Неболчи на соответствующих картах;

- различать гербы Новгородской области, п. Любытино и п. Неболчи;

- объяснять особенности строения жилища древних славян;

- называть виды одежды древних славян;

- соотносить событие крестьянской жизни с обрядом;

- играть в одну из игр древних славян;

- определять названия растений и животных Любытинского района по изображению (описанию)

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по нужной тематике;

- составлять небольшие рассказы о своей малой Родине, ее истории и великих людях

Календарно-тематическое планирование

раздела

занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Введение (3ч)

1

Наша область на карте России

1

2

Любытинский район на карте Новгородской области

1

3

Символика области, района, посёлка

1

2

Край мой древний – земля Любытинская (10ч)

4

История посёлка Любытино. Сопки – древние памятники археологии

1

5

История посёлка Неболчи

1

6

Поселения и жилища древних славян

1

7

Проект «Дом наших предков»

1

8

Одежда древних славян

1

9

Основные занятия славян

1

10

Промыслы. Из истории льна. Обработка льна

1

11

Семейно – бытовые обряды предков

1

12

Устное народное творчество. Игры древних славян

1

13

Проект «Игры наших предков»

1

3

Исторические места п. Любытино (6 ч)

14

Усадьба И.Л. Горемыкина

1

15

Исторические объекты п. Любытино

1

16

Церковь Успения Богородицы – памятник архитектуры и истории

1

17

Имение А.В. Суворова в деревне Каменка

1

18

Экскурсия «Славянская деревня X века»

1

19

Знаменитые земляки

1

4

Изучаем природу родного края (7 ч)

20

Природа нашего края. Экскурсия в лес

1

21

Растительный мир Любытинского района

1

22

Животный мир Любытинского района

1

23

Конкурс «Лучший знаток лекарственных растений»

1

24

«Жалобная» книга природы

1

25

Памятники природы Любытинского района

1

26

Экскурсия в Любытинский краеведческий музей

1

5

Настоящее родного края (8 ч)

27

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Любытинского района

1

28

Экскурсия на предприятия п Неболчи: ГОК "Неболчи", деревообрабатывающий комбинат Stora Enso Timber и др.

1

29

Наши земляки – неболчане

1

30

Великая Отечественная война в истории моего посёлка

1

31

Акция «Письмо ветерану»

1

32

Экскурсия «Никто не забыт, ничто не забыто»

1

33

Учимся работать с краеведческой литературой

1

34

КВН «Знатоки родного края»

1

Список использованных источников

Литература для педагога:

  1.  Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н. С. Борисова. – М.: Просвещение , 1982.
  2.  Серова В.Н. Наша Новгородская земля: Учеб. пособие по краеведению для мл. шк.– 2-е изд., перераб. и доп.– Л.: Лениздат, 1982.
  3.  Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района./2010. [Электронный ресурс] // http://библиотека-любытино.рф/for-you-the-reader/kraevedeni (Дата обращения: 12.10.2013)        
  4. Бытописание земли Новгородской: Учеб.-хрестоматия по краеведению : 1-4 кл. / Авт.-сост. Барашкова В.И., Скобочкина Ю.В.; Комитет образования администрации Новгор. обл. Новгор. регион. центр развития образования. - Обнинск: Духовное население, 2001.
  5. Сайт посёлка Любытино и Любытинского района [Электронный ресурс] //Видео о Любытинском районе// http://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70157, http://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70152 (Дата обращения:13.10.2013)        

Литература для обучающихся:

  1. Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района./2010. [Электронный ресурс] // http://библиотека-любытино.рф/for-you-the-reader/kraevedeni (Дата обращения: 12.10.2013)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

Программа внеурочной деятельности "К истокам"

Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической...

рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука истоков"

Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта....

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс...