Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение"
рабочая программа (1 класс)

Григорьева Любовь Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение" расчитана на обучающихся 6 - 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

 Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

Утверждена

приказом СОШ с. Казым

От 31.08.2020г. № 494

Директор __________ М.В. Чаренцева

Рассмотрена на методическом объединении

классных руководителей и воспитателей

Протокол № 1 от 31. 08. 2020г.

Принята на методическом совете СОШ с. Казым

протокол № 1 от 31. 08. 2020г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

    «Родной (хантыйский) язык и литературное чтение, 1 класс

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Классного руководителя 1 класса

СОШ с. Казым Григорьевой Л.И.

(Ф.И.О педагога)

Программа рассчитана на школьников 7-8 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа составлена на основе

авторской программы

с. Казым, 2020 г.

Пояснительная записка

    Примерная программа курса внеурочной деятельности общекультурного  направления по родному (хантыйскому языку) «Родной (хантыйский) язык и литературное чтение» составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), с законом Ханты-Мансийского автономного округа от 27 ноября 2013г. № 86-03 «О языках коренных малочисленных народах Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры»,  Концепцией развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС ХМАО-Югры на 2020-2024 годы, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности»,

     Программа «Родной (хантыйский) язык и литературное чтение» для начальной школы обеспечивает внедрение основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом регионального и этнокультурных особенностей и реализуется через внеурочную деятельность.

   Программа  внеурочной деятельности «Родной (хантыйский) язык и литературное чтение»» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь воспитанников к поисково - исследовательской работе.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника, расширение собственного культурного опыта, изучение истории родного края, родного языка, культуры народов Севера.

Задачи программы:

образовательные:

- обеспечить  самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся,

-использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (хантыйскому) языку,

-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, слово, предложение, части речи, интонация и т.д.) наблюдаемых в русском и хантыйском языках,

-формировать речевые умения и навыки.

развивающие:

- развивать мотивацию к дальнейшему овладению родным языком, готовность к общению.

- развивать эмоциональную сферу школьников в процессе обучающих игр, национальных игр с использованием хантыйского языка и познания родной культуры,

-приобщать учащихся к устному народному творчеству, фольклору.

-формировать и развивать художественный вкус и любви к прекрасному,

- развивать  творческие способности младших школьников.

воспитательные:

-воспитывать патриотические чувства путем формирования знаний и представлений о родном языке и крае.

оспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; воспитывать бережное отношение к природе родного края,

-воспитывать личность ученика, любящего свою малую родину, свой народ, родной язык и культуру.

Основные принципы,  положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности;

- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценировка сказок, загадок, пословиц на хантыйском языке.Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, поделок, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, поделок, аппликаций.  Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию мелкой моторики.

Формы проведения занятий.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Родной (хантыйский) язык и литературное чтение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, мастерицами, старожилами, мастер-классы, изготовление поделок, аппликаций, инсценировки коротких сказок. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Внеурочная деятельность по родному (хантыйскому) языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия состоят из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Виды деятельности:

Речевые и фонетические разминки.

Игровая деятельность.

Чтение, литературно-художественная деятельность.

Инсценировка, мини-спектакли.

Прослушивание и разучивание хантыйских песенок и стихов.

Сроки реализации программы: 1 учебный год. В соответствии с учебным планом, программа рассчитана на 33 часа, предназначена для занятий с детьми 6-7 лет. Проводится один раз в неделю.

1. Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения. Главное направление программы - воспитание  интереса к культуре, народному искусству и языку народа ханты.

Программа учитывает языковую ситуацию в данной местности и ориентирована на детей ханты слабовладеющих и невладеющих родным (хантыйским) языком, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа внеурочной деятельности способствует развитию кругозора,  обучающиеся  получают сведения о ХМАО-Югре и её жителях.

Актуальность программы обусловлена тем, что к числу наиболее острых относится проблема незнания родного языка детьми народа ханты. Хантыйский язык служит преимущественно средством общения людей старшего поколения. Обучение  хантыйскому языку ведется только в национальных школах округа.    В настоящее время численность народа ханты в городах возросла и продолжает увеличиваться. В городских школах не преподается хантыйский язык. В современных семьях не говорят на хантыйском языке, т.к. доля межнациональных браков велика. Однако потребность в изучении языка и знакомства с родной культурой в настоящее время востребована.

  Родной язык способствует  осознанию  учеником  себя как носителя  культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета  своего народа.  Поэтому так важна проблема сохранения родного языка  каждого этноса. Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества.  Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей

Программа  предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины, должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.

В программе большое место уделяется художественно - эстетическому  воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками и играми, мастерами народа ханты

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Развитие хантыйской речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, экскурсий,  когда учитель проводит  беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями, мастерами, старожилами села.  Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.

                    2. Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Личностные результаты:

        знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

        уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

        знать историю происхождения своего села, района, окрпуга;

        знать растительный и  животный мир родных мест;

        уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

        учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

        слушать и понимать речь других;

        учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

        иметь представление о себе; собственной принадлежности;

        уметь слышать и понимать речь учителя, пытаться говорить на хантыйском языке о семье, игрушках;

        знать символику ХМАО, Белоярского района;

        знать наиболее типичных представителей животного мира ХМАО, Белоярского района;

        знать какую пользу приносят представители животного мира;

        знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта, одежды.

        знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;

           создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края;

        оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

                    3. Основное содержание программы внеурочной деятельности

        Содержание кружкаотвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Программа внеурочной деятельности составлена из трех разделов:

  1.  «Ознакомление с окружающим миром и развитие хантыйской речи»
  2. «Ознакомление с природой родного края и развитие хантыйской речи»
  3. «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты»

Первый раздел: «Ознакомление с окружающим миром и развитие хантыйской речи»

 «Знакомство с языком» - дети знакомятся со словами, часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них.  «Моя семья» -  дети знакомятся со словами родственной терминологии,  наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. Работают над проектами «Моя фамилия» совместно с родителями. «Одежда» - знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают этнографический музей с. Казым. Выполняют практические работы детей по теме. «Дом и предметы быта» - продолжают знакомство с жилищем коренных жителей – чум. Его предметами быта. Изготовление композиции по технике оригами «В стойбище»

Второй раздел:«Ознакомление с природой и развитие хантыйской  речи».

 «Времена года» -  дети знакомятся с писателями Севера. Знакомятся с приметами погодных явлений. Заучивают стихи о природе. Работа над мини-проектом «Кладовая родного края».  «Домашние и дикие животные» - учащиеся знакомятся со сказками о животных писателей Севера. Выполняют практические работы по теме. Знакомство с Красной книгой Ханты-Мансийского автономного округа. «Рыбы нашего края» - дети знакомятся с названиями рыб, посещают выставки и мастер-классы  в этнографическом музее,  выполняют практические задания.

Третий раздел:«Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты»

 «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» -  ученики  знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент – важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа. «Игрушки народа ханты» -  знакомятся и изготавливают национальные игрушки – акань. «Игры и самобытные физические упражнения, танцы народов Севера» - знакомство с национальными играми и танцами народа ханты. Прослушивание и заучивание  хантыйских песен.

Итоговое занятие – презентация проекта «Дом мой Югра!»


  1. Календарно-тематический план

Тема

Содержание теоретической части занятия

Практическая часть

Кол-во

часов

Дата

Корректировка

 Край, в котором я живу  - 4 часа

1

Введение. Наш северный край - Югра

ХМАО-Югра в составе Российской Федерации

Рисование на тему «Край, в котором я живу»

1

05.09

2

Моя Югра.

Символика ХМАО -Югры

Практическая работа «Собери герб ХМАО»

1

12.09

3

Югра – наш общий дом.

Народы, населяющие территорию ХМАО-Югры

Подготовка проекта «Югра –наш общий дом»

1

19.09

4

Экскурсия в сельскую библиотеку имени М.К.Волдинойв с. Казым

Творчество хантыйской писательницы М.К. Волдиной.

Чтение сказки М.К. Волдиной «Хлебушко»

1

26.09

Дом, в котором я живу  - 6 часов

1

Моё село, мой дом, моя улица

Белоярский район в составе ХМАО. Герб Белоярского района

Рисование на тему «Мой дом»

1

03.10

2

Я и моя семья

Семейные традиции

Творческая работа «Моя семья»

1

10.10

3

Экскурсия в этнографический музей с Казым

Традиционное жилище народа ханты

Мастер класс «Зимний чум». Творческая работа

1

17.10

4

Тема семьи в творчестве писателей и поэтов ХМАО-Югры

Творчество хантыйского поэта В.Волдина

Разучивание стихотворения на родной языке «Ма семьяем»

1

24.10

5

Моя большая семья

Понятие о родословном древе.

Творческая работа «Моя родословная»

1

02.11

6

Моя фамилия.

Гипотезы возникновения фамилий. Корни фамилий.

Подготовка проекта Югра –наш общий дом»

1

14.11

Традиционная одежда народа ханты – 6 часов

1

Национальная одежда народа ханты

Виды национальной одежды, её предназначение. Способы изготовления.

Презентация

1

21.11

2

Женская национальная одежда.

Что такое орнамент. О чем может рассказать орнамент

Аппликация «Хантыйское платье»

28.11

3

Экскурсия в школьный музей.

Хантыйские сказки

Чтение хантыйской сказки «Идэ»

1

05.12

4

Мужская национальная одежда.

Традиционная мужская одежда оленевода и рыбака

Творческая работа «Малица»

1

12.12

5

Детская национальная одежда.

Игры и игрушки народа ханты

Творческая работа «Платье для куклы»

1

19.12

6

Экскурсия в этнографический музей с Казым

Встреча с мастерицей с. КазымТасьмановой О.Л.

Мастер класс «Украшение хантыйского платья бисером»

1

26.12

Быт и предметы быта народа ханты – 4 часа

1

На стойбище.

Встреча со старожилом села Казым

презентация

1

28.12

2

Дом и транспорт народа ханты

Устройство чума, лабаза. Что такое нарты, облас, калданка

Просмотр фильма «На стойбище у оленевода»

1

11.01

3

Предметы быта. Посуда.

Изготовление традиционной посуды и бересты

Мастер – класс «Работа с берестой»

1

18.01

4

Домашние радости

Традиционные женские украшения

Творческая работа «На стойбище»

1

25.01

Времена года – 6 часов

1

Времена гора

Творчество Р. Ругина. Стихотворения

Посещение школьной библиотеки

1

01.02

2

Зимние месяцы и их названия  Медвежий праздник.

Обряды в честь медведя проводят в зимний период

Приметы и загадки о природных явлениях

1

08.02

3

Традиционные промыслы народа ханты

Основные промысловые таежные звери: олень, лось, соболь

Викторина «Животный мир Югры»

1

15.02

4

Весенние месяцы. Вороний праздник.

Вороний день – официальный праздник ХМАО - Югры

Экскурсия в этнографический музей с. Казым на праздник Вороны

1

22.02

5

 Летние месяцы. Традиционные занятия ханты в летний период

Рыболовные снасти. Традиционные способы вылова рыб.

Конкурс рисунков «Животный мир Югры»

1

01.03

6

Стихи поэтов Югры о природе.

Знакомство с творчеством Е.Айпина, Ю. Шесталова

Конкурс стихов о природе родного края.

1

15.03

Дикие и домашние животные – 4часа

1

Животный мир родного края.

Красная книга ХМАО - Югры

Творческая работа «Кладовая родного края»

1

22.03

2

Микуль Шульгин «Северный олень»

Жизнь и творчество М. Шульгина

Аппликация «Олененок»

1

05.04

3

Еремей Айпин

Жизнь и творчество Е.Айпина

Творческий вечер в сельской библиотеке

1

12.04

4

Хантыйские сказки о животных

Хантыйская народная сказка «Как у бурундука спина полосатой стала

Иллюстрирование народной сказки

1

19.04

Игрушки народа ханты – 3 часа

1

Игрушки народов Севера

Виды национальных игрушек.

Презентация

1

03.05

2

Акань – национальная игрушка

История куклы. Способы ее изготовления .

Мастер – класс по изготовлению куклы акань

1

10.05

3

Итоговое занятие

Аппликация «Акань»

1

17.05

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности

1.        Картинный словарь. Немысова Е.А., Песикова А.С. Санкт-Петербург, ООО «Миралл», 2008г.

2.        Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18, с.124-141.

3.        Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990. 18с.

4.        Ребенок и декоративно-прикладное искусство. В.Т. Кудрявцев, Р.Г.Решетникова. Москва изд.ИКАР., 2003.

5.        Русско-хантыйский тематический словарь. – Ханты-Мансийск, 1999. 224с.

6.        Русско-хантыйский словарь с картинками (среднеобский диалект) Л.В. Кашлатова. Ханты-Мансийск, 2010г.

7.        Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961. 245с.

8.        Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, исправл. М.: Просвещение, 1996.

9.        Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.

10.        Фролова Д. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера. /Для детских садов Севера// Дошкольное воспитание. 1986. №4. С.26-29

11.        Хантыйская азбука в стихах (казымский диалект): Наглядно-дидактический материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ В.Н. Соловар. Ханты-Мансийск, 2015г.

12.        Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988. 271с.

13.        Хантыйский язык. Сборник заданий и упражнений (1-2 класс). Автор-составитель В.Н. Соловар. – Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика, 2012.

14. https://ugraoopt.admhmao.ru/

15.https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/

16. https://yandex.ru/video/preview/?text=на%20стойбище

Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:

1.        дидактический материал, наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки и др.)

2. географические карты

3.        магнитофон,  компьютер (диски с хантыйскими песнями, стихами и диалогами)

4.цветная бумага, картон, карандаши, альбомы, раскраски по темам, мяч, мягкие игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Русский язык" и "Литературное чтение". 1 класс.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» составлена для 1 класса общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс

Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК  "Школа России"...