Реализация и мониторинг внеурочной деятельности
опыты и эксперименты на тему

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

 

Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_i_monitoring_vneurochnoy_deyatelnosti.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

 Учебный план и план внеурочной деятельности нашей школы являются основными организационными механизмами реализации образовательных программ.

В школе самостоятельно разработаны и утверждены:

- план внеурочной деятельности
по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектно-исследовательское и включает занятия в формах, отличных
от классно-урочных, например, экскурсии, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, поисковые и научные исследования, клубные мероприятия и т.д

- режим внеурочной деятельности;

- рабочие программы курсов внеурочной деятельности;

- расписание занятий внеурочной деятельности.

Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося в этом учебном году составлял  10 часов в неделю, в следующем году 5 часов отводится в классах с ОВЗ (речевые) и 6 часов в общеобразовательных классах. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования количество часов внеурочной деятельности сокращается.

Во внеурочную деятельность не включаются занятия в рамках дополнительного образования.

 Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 10 человек. 

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами
и методическими инструкциями  нам предложены 2 модели организации режима ВД. Так как занятия захватывают только начальную школу нам удобен вариант 2-ой в рамках работы ГПД.

Примерные модели режима образовательной деятельности

Вариант 1.

Реализуется том случае, если перерыв после окончания учебных занятий и до начала занятий внеурочной деятельности организуется вне работы групп продленного дня.

урочная деятельность

(от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной параллели)

перерыв

(не менее 45 минут)

внеурочная деятельность

(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней)

Вариант 2.

Реализуется в том случае, если перерыв после окончания учебных занятий и до начала занятий внеурочной деятельности организуется в рамках работы групп продленного дня.

урочная деятельность

(от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной параллели)

перерыв

(при организации работы групп продленного дня – не менее 1,5 часов)

внеурочная деятельность

(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней)

Из которого видно, что  ВД начинается  
через 1,5 часа, после учебных занятий. Куда включены прогулка не менее 1 часа и питание обучающихся.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает  35 минут.

Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности рекомендовано прохождение повышения квалификации по реализации ФГОС общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия внеурочной деятельности.

Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия и оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности.

Учет занятости обучающихся во внеучебное время, в том числе учет посещения занятий внеурочной деятельности и учет посещения занятий в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др., осуществляется классными руководителями на основании справок указанных организаций, и ведется карточки учета внеучебной деятельности обучающегося ( с 2014-15 учебного года).

Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.

Что же можно отметить в деятельности ВД в нашей школе?

Во-первых, внедрение и начало реализации программы  по ВД «Путь к успеху» я считаю получилось успешно. Во внеурочной деятельности учавствовали параллели 1-3 классов кроме классов с ОВЗ, всего10 классов.

 Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:

·        развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·        создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·        развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·        создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·        развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·        расширение рамок общения в социуме.

·        учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

При организации внеурочной деятельности обучающихся в основном использованы собственные ресурсы. Кадровый состав педагогов:

14 чел- учителя нач.классов;

4 чел-старшая школа;

3чел-узкие специалисты (психолог, соц.педагог и спец-ты доп.образования)

Коллектив школы  стремился создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

     Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов  располагаются на первом этаже, имеется столовая, в которой будет организовано  питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.

         Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров, проектор, экран. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером,  мультимедийным  проектором, интерактивной доской.

Предполагаемые  результаты

В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни .

                   Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей эффективность  внеурочной деятельности.

Объектом мониторинга является:

•        Личность самого воспитанника

•        Детский коллектив

•        Удовлетворенность родителей жизнью школы

•        Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность

•        Результативность участия во внеурочной деятельности

Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д.

При всей полезности и значимости перечисленных способов они раскрывают лишь одну — качественную сторону личностного развития детей. Обнаружить и качественный, и количественный аспекты развития личности можно, используя диагностические методики. Например, Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика «Что мы ценим в людях»

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче¬ника. Традиционно в российских школах внеурочная деятель¬ность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объеди¬нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру де¬ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику «Какой у нас коллектив», разработанную  А. Н. Лутошкиным или  методику социометрии  (Приложение 2).

От родителей в немалой степени  зависит, будет ли создана   атмосфера доверия, доброжелательности в  коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.  Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.  Для изучения удовлетворенности родителей работой школы можно использовать одноименную методику Е. Н. Степанова (Приложение 3).

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по карте внеурочной занятости.А результативность – это не что иное как результат участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг внеурочной деятельности по английскому языку 1 класс

Мониторинг внеурочной деятельности по английскому языку 1 класс...

Реализация и мониторинг внеурочной деятельности (презентация)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ...

Мониторинг внеурочной деятельности

Высокие возможности, мониторинг....

Мониторинг внеурочной деятельности

Мониторинг внеурочной деятельности...

мониторинг внеурочной деятельности 1 четверть 2015-0216 учебный год

мониторинг внеурочной деятельности 1 класс, 1 четверть...

мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть 2015-2016 учебный год

мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть, 1 класс...

мониторинг внеурочной деятельности за 2013-2014

мониторинг внеурочной деятельности...