Внеклассное мероприятие. Тема: "Любимая Казань".
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Эктова Марина Геннадьевна

Внеклассное мероприятие направлено:

- на формирование знаний учащихся о возникновении, развитии города Казани, о происхождении названия города, символах республики (гербе и флаге);

- на развивитие интереса к истории и культуре народа, потребности узнавать новое об истории родного края;

- на воспитание любви к Родине, уважительного отношения к людям разных национальностей, их традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kazan.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Любимая Казань!»

Цели:

- сформировать знания учащихся о возникновении, развитии города Казани, о происхождении названия города, символах республики (гербе и флаге);

- развивать интерес к истории и культуре народа, потребность узнавать новое об истории родного края;

- воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей, их традициям.

Форма мероприятия: заочная экскурсия.

Оборудование:  компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран, плакаты с видами Казани, выставка детских поделок и книг о Казани, рефераты, герб и флаг РТ, презентация.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Звучат гимны России и Республики Татарстан.

Вступительное слово учителя (акцент на выставку книг, поделок и рефератов детей).

 

2. Звучит татарская народная песня.

Выходят ведущие в национальных костюмах.

Ведущая:  Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Ведущий: Хәерле иртә, кадерле кунаклар!

Ведущая: Мы с вами живем в замечательной республике Татарстан. Столицей нашей республики является  город Казань, который в 2005 году отметил свое тысячелетие.

 

3. Звучат стихи о Казани.

Стихотворение М. Садри «Лучезарная Казань»

Стихотворение А. Ерикеева «Песня сердца»

Стихотворение Г. Тукая «Туган тел»

4. Выходят дети с флагом и гербом Республики Татарстан (на экране открывается слайд с изображением герба и флага РТ).

1 ученик:

Перед вами герб Татарстана. На фоне красного круглого солнца изображен белый барс. Его правая лапа чуть - чуть приподнята. Этот жест символизирует величие и благородство. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит символизирует безопасность, а цветок - долгую жизнь.

Почему для герба нашей республики выбран барс?

2 ученик:

Потому что каждый народ имел своего покровителя. Люди верили в то, что они произошли от какого-нибудь животного: медведя, волка или орла ... А татарский народ считал своим предком барса. Поэтому из всех предложенных вариантов для герба был выбран барс.

3 ученик:

Перед вами флаг Татарстана. Впервые он взвился над зданием Верховного Совета, расположенного на площади Свободы в Казани, в декабре 1991г. Флаг разделен на 3 части. Верхняя часть - зеленая, равная ей нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска. Что обозначают эти цвета?

4 ученик:

Зеленый цвет - это символ жизни и молодости. Красный цвет - это цвет солнца, огня и молнии. Он символизирует праздник жизни. Белый цвет - это символ чистоты, чести и мира.  Вот какой высокий и важный смысл придаем мы трем цветам флага нашей республики.

Звучит гимн РТ. На экране открывается слайд с текстом гимна. Все поют гимн.

Ведущая:

Во главе нашей республики стоит президент. А вы знаете, кто это?

(ответы учащихся)

На экране открывается слайд с портретом президента РТ.

5. Ведущий:

        Наверное, каждый из нас задумывался над тем, почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд. Например, одна из них:

«Повелел своей дочери хан:

- К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан, золотой,

Ты держи его верной рукой ...

И красавица к речке сбежала. Крепко-накрепко пальчики сжала. Но слишком тяжел был котел,

Вмиг из рук - и под воду ушел».

(На экране открыт слайд с изображением казана)

Ведущая:

А есть и другая легенда.

Сценка. Выходят рассказчик, бедняк и богач.

Рассказчик: По преданию один богач послал своего работника за водой.

Богач:

- Эй, ты, поди-ка сюда! Возьми котел, сходи на реку и принеси воды. Понятно?

Бедняк:

- Повинуюсь, мой господин.

Рассказчик: Бедняк взял медный котел и пошел к реке. Берег реки был крутой и высокий. Стал бедняк черпать воду, но не удержал и выпустил казан из рук. Очень переживал бедняк, но слезами горю не поможешь.

После этого случая реку стали называть Казанкой, а город – Казанью (котёл – казан).

6. Ведущий:

Как же возник город Казань?

 Выходит группа учащихся  из 6 человек. На экране открываются слайды с иллюстрациями.

1 ученик:

Там, где сливаются Волга и Кама, давным-давно появились племена булгар, предки казанских татар. Булгары были искусны и сильны. Славились булгары своими базарами. И не ведали, что далеко на востоке поднимается страшная орда. Под копытами чингисхановских коней пали многие могучие города. Пришел черед и булгар.

2 ученик:

Исчезли булгары, но одно из племен заложило новый город - Казань. А задуман он был как военная крепость для защиты от врагов.

Немного найдется на земле городов, похожих на  Казань. Здесь на каждом шагу ты встречаешься с историей, видишь ее следы.

3 ученик:

Много событий пережил и хранит в памяти главный город республики. И крушение Золотой Орды, и вражду между ханами, и упорство Ивана Грозного, который пытался покорить наш город. И только в 1552 году ему это удалось. Казань была взята. Город был почти полностью разрушен.

Все перенесла Казань. И через все потрясения всякий раз поднималась заново, стараясь сохранить культуру, древние легенды и сказания. А вот одна из них.

(на экране открывается слайд  с изображением Кремля, башни Сююмбике)

4 ученик:

Казанский Кремль выглядит нестарым.

Вот минарет - игла в его руке.

Тот минарет, конечно же, недаром

С древнейших пор зовут Сююмбике.

С него царица, помолившись слезно,

    Смотрела в эту сторону и в ту,

Когда ж Казань сломил осадой Грозный,

        Красавица шагнула в пустоту.

        Сююмбике ... нет, путь ее неярок:

        Испуга и покорности полна.

Царица хану крымскому в подарок

Была Иваном Грозным отдана.

Она ушла. Народ мечтал о чуде,

Храня культуру и родную речь.

Потом легенду выдумали люди,

Чтоб честь родного города, сберечь.

5 ученик:

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет.

Под натиском ветров неутомимых

Стоит, чуть покосившись, минарет.

Стоит, как страж сегодняшней свободы,

Пришедший в этот мир издалека.

Как мужество татарского народа,

Победно пережившего века.

6 ученик:

А вот, что видели историки в архивах:

Нам предрекали черную судьбу,

Накаркали такое предсказанье:

Пройдет полвека, люди перемрут.

Исчезнет население Казани.

Нет, белокаменная древняя Казань

Огромной грудой кирпича не стала.

«Казан сɵйли» - так говорит Казань,

Столица равного средь равных Татарстана.

Живет Казань, работает, растет.

Страну своими удивляя чудесами.

И молодеет в городе народ,

И множит славу трудовой Казани.

Ведущий: Салям тебе, Казань, восставшая из праха и легенды!

Ведущая: Здравствуй, родная земля!

7. Исполняется татарский танец.

8. На экране открывается слайд с иллюстрацией современной Казани.

Ведущая:

Прошло много лет. Город рос и развивался. Появилось много новых зданий и объектов. Ребята, подумайте, какие это здания? Хорошо ли вы знаете свой город?

Дети отвечают, показав свои рисунки.

На экране открывается слайд с изображением различных  зданий современной Казани.

9. Исполняется татарская песня на стихи Г. Гукая «Туган тел» (поют все).

10. Ведущий:

А сейчас, уважаемые гости, наши ребята прочтут стихи о Казани собственного сочинения.

(дети читают стихи)

Ведущий: А теперь послушаем стихотворение Сибгата Хакима «Мы родом из Казани».

На экране открывается слайд с географической картой Республики Татарстан.

11. Ведущая:

Итак, наше мероприятие подходит к концу. Мы были рады встрече с вами, уважаемые гости. До новых встреч в нашей школе.

Итог мероприятия подводит учитель.

Ведущие преподносят всем детям и гостям чак-чак.

Ведущие: До свидания! Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).

Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев,  учатся работать в группе....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС  учитель английского языка Пугач Е....

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани"

Внеклассное мероприятие "Памятные и исторические места города Казани" 4 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Казань- столица Татарстана"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. Цель мероприятия познакомить учащихся с историей и культурой, национальными традициями республики Татарстан. Рассказать о столице ре...

Внеклассное мероприятие "Экскурсия по городам участникам ЧМ по футболу- КАЗАНЬ"

Мы предлагаем вам отправимся в интересное, познавательное путешествие по древней Казани. Казань - один из древнейших городов России. Для проведения чемпионата был построен новый стадион «Ка...