Внеурочное занятие "Что такое толерантность" 2 класс.
методическая разработка (2 класс) на тему

Ожегова Елена Анатольевна

 Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу  подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту. 

 В связи с этим появился социальный запрос на воспитание в  человеке качеств толерантного поведения.. Вашему вниманию предоставляю материал одного занятия  по внеурочной деятельности социального направления "Тропинка к своему Я" для учащихся 2 класса.

Цель занятия:

-        формирование понятия  толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;

Задачи:

-        Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.

-        Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.

-        Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Познавательная ценность :

-        знакомство с новым  термином;

-        формирование новых  знаний , навыков и умение применять их в социуме (в повседневной жизни)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tolerantnost_moya.zip627.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор: Ожегова Елена Анатольевна

Должность:Учитель начальных классов

Место работы:МКОУ СОШ с УИОП пгт. Кильмезь Кировской области

Название работы : « Что такое толерантность».

Направление: занятие по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления

 Возраст: 8-9 лет   (2 класс)

Цели:

  • Формирование понятия  толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;

Задачи:

  • Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
  • Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
  • Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Тип занятия: «открытие» новых знаний

Познавательная ценность :

  • знакомство с новым  термином;
  • формирование новых  знаний , навыков и умение применять их в социуме (в повседневной жизни)

Формы работы:

  • Коллективные, групповые, игровые, наглядные, словесные;

Методы обучения:

  • Самостоятельный, проблемно- поисковый(на этапе самоопределение к деятельности ), исследовательский, репродуктивный(объяснение, практика) и проектная деятельность.

Универсальные учебные действия (УУД):

  1. Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют цели, ищут информацию, проводят анализ, осознанно строят речевые высказывания, опираясь на своё  субъективное мнение, обобщают.
  2. Личностные УУД – используют знания своего жизненного опыта,  высказывают  свое субъективное мнение, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают полезность усвоенного содержания материала.
  3. Коммуникативные УУД – применяют  метод сотрудничества в поиске информации, оценивают действия окружающих, учатся уважать мнение партнера и учитывать позицию собеседника – учатся толерантности.
  4. Регулятивные УУД – учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, находить пути их решения , проводят анализ, делают  выводы.

Аннотация: Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу  подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.  

 В связи с этим появился социальный запрос на воспитание в  человеке качеств толерантного поведения..

                                                               

  Технологическая карта  занятия

 внеурочной деятельности духовно - нравственного направления.

 Класс: 2

 Учитель: Ожегова Елена Анатольевна

Тема: Что такое толерантность.

 

  Цель: Формирование понятия  толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;

  Данная цель реализуются посредством следующих задач:

  • Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
  • Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
  • Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мобилизующий этап.

Создает комфортную обстановку и помогает учащимся включиться в работу.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД, волевая саморегуляция.

Этап самоопределения к деятельности.

1) Подводит детей  к самостоятельному формулированию темы занятия через разгадывание ребуса.

2) Организует работу в группах.

3) Знакомит с понятием толерантность и раскрывает его смысловое значение.

1) Высказывают предположение,  свое субъективное мнение.

2) Работают в группах.

3) Ищут в разных информационных источниках понятие – толерантность.

 4) Строят речевые высказывания, анализируют  и обобщают .

Познавательные ,коммуникативные, регулятивные, личностные УУД – сотрудничество в поиске информации.

Практическая работа.

Создает условия для практической работы.

Консультирует детей. Помогает в выборе правильного решения поставленной задачи.

Проводит физкультминутку.

Участвуют в показе мини-спектакля. Работают в группах. Обсуждают в группах свое мнение. Учатся формулировать устное высказывание и обдумывают порядок монологического выступления. Активный отдых.

Нравственно-этические нормы поведения при работе в группе. Коммуникативные, регулятивные УУД.

Этап включения знаний в систему.

Создает условия для практической работы. Консультирует детей по работе над мини-проектом.

Самостоятельное оформляют «Дерево толерантности».

Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.  Волевая саморегуляция, сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других уважительное отношении к иному мнению.

Рефлексия.

Подводит ребят к оценке своей деятельности на занятии.

Оценивают свои знания.

Личностные УУД – самооценка своей деятельности.

Ход занятия.

I

Мобилизующий этап.

Это третье занятие по теме «Твои поступки». Цель этого этапа – повторить ранее полученные знания и применить их в повседневной жизни.. Коммуникативные УУД. Игровой метод. Коллективная форма работы.

 - Возьмите со стола по 1 лучику и присядьте за стол с солнышком такого же цвета.

( Под музыку «От улыбки» дети входят в класс и берут со стола 1 лучик, садятся за стол с таким же солнышком)

-   Расселись? Улыбнитесь друг другу, гостям, подарите мне свои улыбки! Спасибо. (Учитель читает стихотворение )

-Дарите друг другу тепло и                
                                       улыбки!
Прощайте обиды, чужие
                                     ошибки.
Улыбка всесильна и стоит  
                                   награды.
Всего лишь улыбка – и Вам
                              будут рады!

Слайд 1,2 (приложение)

-  Для чего люди улыбаются? (Ответы детей )

II

 Этап самоопределения к деятельности.

 Задача этого  этапа актуализация изученных способов действия, достаточных для построения новых знаний, актуализация мыслительных операций, для расширения активности в режиме занятия.

Я предложила ребятам выполнить упражнение, мобилизующие интеллектуальные

 возможности каждого.

Познавательные УУД. Метод – проблемно-поисковый. Коллективная форма работы.

-  Сегодня мы продолжим говорить на тему «Твои поступки». А о чем пойдет речь на этом занятии, вы узнаете,  разгадав ребус.

Слайд 3 –

Слайд 4 –

Слайд 5 – (приложение)

- Прочтите это слово по слогам. Попробуем предположить,  что такое толерантность? (ответы детей)

III

Этап самоопределения к деятельности.

Используя исследовательский метод и групповую форму работы, на этом этапе занятия, я призвала на помощь коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД, для раскрытия смысла слова – толерантность.

- Где можно узнать информацию об этом слове? (ответы детей)

 - Работать будем в группах.  Вспомним правила работы в  группах. Если вы закончите работу покажите нам особым сигналом.

1 группа – работает со словарем.

2 группа -  работает с интернетом.

3 группа – работает с периодическими изданиями (журналами)

Слушаем ответы детей.

Итог работы подводит учитель:

-Это слово в разных культурах , в разных странах, разных народов понимается по разному. Вот послушайте…

Слайд 6-9  (приложение)

-Сделаем вывод:

- Как можно одним словом сказать, что же такое толерантность?  

Слайд 10 (приложение)

IV

Практическая работа.

На примере сказки раскрываем значение толерантности для каждого живущего в обществе. Репродуктивный метод (практика).Личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала).

- Посмотрите мини-спектакль «Два козлика»

и подумайте – чему нас учит автор этого произведения?

Мини- спектакль «Два козлика» по произведению К.Д.Ушинского.

Слайд 11   (приложение)

-Итак, чему же нас учит автор этого произведения?

- В чем главная мысль этого произведения?

- Можно ли сказать , что им не хватило толерантности или терпимости?  

- Что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

-У вас на столах пословицы. А мы с вами знаем , что пословица –это народная мудрость. Ваша задача – выбрать пословицу, которая  ярко отражает главную мысль произведения.

Добрый человек – мир несет.

Без дружбы горести не миновать, радости не видать.

Одна минута терпенья - десять лет мира.

Жизнь дана на добрые дела.

Нашла коса на камень.

V

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                                                   

VI

Продолжение практико-ориентированного этапа.

Личностные и регулятивные УУД помогают детям решить предлагаемые ситуации из жизни.

- Какая цель сегодня стоит перед нами?

- У вас на столах несколько   проблемных   жизненных ситуаций, которые встречаются среди школьников. Ваша задача– найти правильный выход из сложившейся обстановки. Как закончите не забывайте показать, что вы готовы отвечать.

                                            Ситуации.

  1. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её.

Учитель решил проверить её. Предположите возможное развитие событий: как поведешь себя ты? Твой друг? Учитель? Ваш совет.

  1. После каникул одноклассник в первые два дня получил три двойки. Кто-то из детей говорит , что он «дурачок», не будем с ним дружить!». Твои действия. Ваш совет.
  2. Во время перемены поссорились два одноклассника: один другого оскорбил, а тот в ответ толкнул его. Предположите, что может произойти дальше. Ваш совет.

- Давайте обсудим, что вы предлагаете.

ВЫВОД

  • Не забывайте – мы все разные, не похожи друг на друга и это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
  • А вот смеяться над людьми отличными от нас не надо. Если посмотреть на наш класс, то мы ведь тоже все разные, а что же нас объединяет? (Ответы детей).
  • Класс -  это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье царили покой, уважение, мир. Что же для этого нужно?Послушайте притчу (древнее сказание), и все поймете.(музыка)

«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она все село. Вы скажете : ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело было в том, что была эта семья особая – мир да лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, раздоров или споров. Дошел слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно и старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились этого. Пришел к главе семейства: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и что-то долго писал. Затем передал лист царю. Он взял лист и стал с трудом разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на листке: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 терпение.

Почесал владыка за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть ОСНОВА жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

-Итак, какие качества характера в себе надо развивать, чтобы наш класс был похож на такую семью, как в притче? (Любовь, прощение, терпение, уважение , понимание, – или одним словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ )

VII

Этап включения знаний в систему.

Регулятивные, коммуникативные УУД. Форма работы- индивидуальная. Метод проектной деятельности.

-Разработаем мини-проект «Качества характера толерантного человека»

На столах лежат зеленые листочки, ваша задача записать  красивыми, печатными буквами, крупно на нем 1 из качеств толерантного человека и прикрепить на веточки ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ.

-МОЛОДЦЫ! Какие замечательные слова…,…,…. .

- Приведите мне примеры из вашей жизни, где  по-вашему, человек использовал  качества толерантного поведения (ответы детей)

-На следующем занятии, используя полученные сегодня знания, мы составим правила толерантного поведения  и повесим их в наш классный уголок.

                                                                       VIII

                                                           Рефлексия.

- Итак, подводим итог нашего занятия:

-Что  же такое толерантность?

-Как, по-вашему,  мы добились поставленной цели?

- Что надо сделать, чтобы  наша школа,  наш класс стали пространством толерантности?

-А сейчас подумайте и встаньте те, кому захотелось применить полученные знания в жизни.

-Я хочу подарить на память эти улыбающиеся солнышки, которые будут напоминать вам о нашем занятии и о том, что каждый человек должен быть толерантным или  терпимым по отношению к другим людям. Благодарю за работу.

Слайд 12 (приложение)

Литература.

  1. Погодина А.А. толерантность: термин, позиция, смысл, программа // http: www.Iseptember.ru|ru|his|2002|II|2.htm
  2. Мегис Т.А. Внеклассное мероприятие: «Планета толерантности» nsportal.ru|…|libraly|vneklassnoe-meropriytie-planeta-tolerantnosti
  3.  Фотлер Светлана Владимировна внеклассное мероприятие в 1 классе «Страна толерантности» http:// ped-kopilka.ru /fotler-swetlana-vladimirovna/strana-tolerantnosti.html
  4. Словарь иностранных слов.Издание

                                                                  Технологическая карта  занятия

 внеурочной деятельности духовно - нравственного направления.

 Класс: 2-г

 Учитель: Ожегова Елена Анатольевна

Тема: Что такое толерантность.

 

  Цель: Формирование понятия  толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;

  Данная цель реализуются посредством следующих задач:

  • Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
  • Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
  • Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мобилизующий этап.

Создает комфортную обстановку и помогает учащимся включиться в работу.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД, волевая саморегуляция.

Этап самоопределения к деятельности.

1) Подводит детей  к самостоятельному формулированию темы занятия через разгадывание ребуса.

2) Организует работу в группах.

3) Знакомит с понятием толерантность и раскрывает его смысловое значение.

1) Высказывают предположение,  свое субъективное мнение.

2) Работают в группах.

3) Ищут в разных информационных источниках понятие – толерантность.

 4) Строят речевые высказывания, анализируют  и обобщают .

Познавательные ,коммуникативные, регулятивные, личностные УУД – сотрудничество в поиске информации.

Практическая работа.

Создает условия для практической работы.

Консультирует детей. Помогает в выборе правильного решения поставленной задачи.

Проводит физкультминутку.

Участвуют в показе мини-спектакля. Работают в группах. Обсуждают в группах свое мнение. Учатся формулировать устное высказывание и обдумывают порядок монологического выступления. Активный отдых.

Нравственно-этические нормы поведения при работе в группе. Коммуникативные, регулятивные УУД.

Этап включения знаний в систему.

Создает условия для практической работы. Консультирует детей по работе над мини-проектом.

Самостоятельное оформляют «Дерево толерантности».

Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.  Волевая саморегуляция, сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других уважительное отношении к иному мнению.

Рефлексия.

Подводит ребят к оценке своей деятельности на занятии.

Оценивают свои знания.

Личностные УУД – самооценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"...

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс.

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс. школа 21 века...

План-конспект внеурочного занятия для 4 классов на тему: "Кто такие эгоисты?"

Цели и задачи:формирование умения аргументировать свою точку зрения;развитие умения учащихся вести дискуссию;формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу;формировать у учащихся кул...