План-конспект внеурочного занятия для 4 классов на тему: "Кто такие эгоисты?"
план-конспект занятия (4 класс)

Цели и задачи:

  • формирование умения аргументировать свою точку зрения;
  • развитие умения учащихся вести дискуссию;
  • формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу;
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения).
  • Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
  • личностных:
  • формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».
  • метапредметных:
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
  • предметных:
  • познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
  • понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  • Планируемые результаты:
  • осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 

  1. Разминка:

-  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  встретились для того чтобы  пообщаться  и лучше узнать друг друга. Сейчас  я хотела бы узнать, что происходит в вашем классе, я предлагаю поиграть в игру «Закончи  предложение». Игра с мячом:

1. Большинство ребят нашего класса…..

2. Я люблю, когда мои одноклассники….

3. Я не люблю, когда мои одноклассники…..

 

2.Упражнение «Качества человека»

 - Молодцы!  А теперь я предлагаю посмотреть на волшебный мешок, в котором находятся положительные и отрицательные качества человека. Давайте разложим их на две группы:

положительные «+» и отрицательные «-»:  взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, дружелюбие, бескорыстие, зависть, ненависть, агрессивность, нетерпимость, безразличие

- Как вы думаете, как можно назвать человека, который обладает этими качествами? - Правильно.  Эгоист – это человек, который во всем ищет только личную выгоду. Главный принцип эгоиста – живи для себя. Что значит жить для себя?

 

3. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

 

 

4.Упражнение: Разыгрывание  ситуации с двух позиций.

«Яблоки» для участия вызвать 2 человека и поставить перед ними тарелку с тремя  яблоками.

- Допустим, вы пришли в школьную столовую, класс уже поел, на одной тарелке осталось 3 яблока. Как вы поделите между собой эти яблоки? Молодцы.

- А теперь подумайте, как поступил бы в этой ситуации эгоист? (Ситуация 1 эгоист и 2 эгоиста)

 

5. Беседа.

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

- А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по – вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

 

6. Решение проблемной ситуации.

Все знают сказку Г. Х Андерсена «Гадкий утенок». Как многие из нас, наверное, переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. А как радовались, когда этот гадкий утенок превратился в лебедя. Послушайте рассказ одного психолога, который я назвала «Гадкий утенок».

 

Однажды на прием к психологу пришла мама 10 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мам в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

 

- Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

- Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

- В сказке Андерсена из гадкого утенка вырос лебедь. А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм –признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

 

7. Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

 

8. Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский).

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

 

9. Игра «Подбери антонимы»

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру.

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

10. Творческое задание. Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».

 

11.Рефлексия.

Что вам запомнилось? Что понравилось, что было трудным на занятии?

 

 

Приложение 1.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

________________________________________________

 

СОЧУВСТВИЕ

________________________________________________

 

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

________________________________________________

 

ДРУЖЕЛЮБИЕ

________________________________________________

 

БЕСКОРЫСТИЕ

________________________________________________

 

ЗАВИСТЬ

________________________________________________

 

НЕНАВИСТЬ

________________________________________________

 

АГРЕССИВНОСТЬ

________________________________________________

 

НЕТЕРПИМОРСТЬ

________________________________________________

 

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

________________________________________________

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.01.21.docx114.23 КБ

Предварительный просмотр:

4 КЛАСС, 2 А, 2 Д. Занятие 18. «Кто такие эгоисты».                 22.01.21 ШО

(Мяч, 3 яблока, тарелка, написанные качества)

Цели и задачи:

  • формирование умения аргументировать свою точку зрения;
  • развитие умения учащихся вести дискуссию;
  • формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу;
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения).
  • Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
  • личностных:
  • формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».
  • метапредметных:
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
  • предметных:
  • познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
  • понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  • Планируемые результаты:
  • осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  1. Разминка:

-  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  встретились для того чтобы  пообщаться  и лучше узнать друг друга. Сейчас  я хотела бы узнать, что происходит в вашем классе, я предлагаю поиграть в игру «Закончи  предложение». Игра с мячом:

1. Большинство ребят нашего класса…..

2. Я люблю, когда мои одноклассники….

3. Я не люблю, когда мои одноклассники…..

2.Упражнение «Качества человека»

 - Молодцы!  А теперь я предлагаю посмотреть на волшебный мешок, в котором находятся положительные и отрицательные качества человека. Давайте разложим их на две группы:

положительные «+» и отрицательные «-»:  взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, дружелюбие, бескорыстие, зависть, ненависть, агрессивность, нетерпимость, безразличие

- Как вы думаете, как можно назвать человека, который обладает этими качествами? - Правильно.  Эгоист – это человек, который во всем ищет только личную выгоду. Главный принцип эгоиста – живи для себя. Что значит жить для себя?

3. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4.Упражнение: Разыгрывание  ситуации с двух позиций.

«Яблоки» для участия вызвать 2 человека и поставить перед ними тарелку с тремя  яблоками.

- Допустим, вы пришли в школьную столовую, класс уже поел, на одной тарелке осталось 3 яблока. Как вы поделите между собой эти яблоки? Молодцы.

- А теперь подумайте, как поступил бы в этой ситуации эгоист? (Ситуация 1 эгоист и 2 эгоиста)

5. Беседа.

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

- А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по – вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

6. Решение проблемной ситуации.

Все знают сказку Г. Х Андерсена «Гадкий утенок». Как многие из нас, наверное, переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. А как радовались, когда этот гадкий утенок превратился в лебедя. Послушайте рассказ одного психолога, который я назвала «Гадкий утенок».

Однажды на прием к психологу пришла мама 10 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мам в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

- Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

- Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

- В сказке Андерсена из гадкого утенка вырос лебедь. А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм –признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

7. Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

8. Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский).

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

9. Игра «Подбери антонимы»

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру.

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

10. Творческое задание. Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».

11.Рефлексия.

Что вам запомнилось? Что понравилось, что было трудным на занятии?

Литература

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/07/29/vneklassnoe-meropriyatie-egoisty-kto-oni
  2. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-speckursa-ob-egoizme-i-egoistah-luchshee-slovo-o-druzhbe-4-klass-4193841.html 
  3. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-al-truizm-i-eghoizm 

 C:\Users\Акимова ЯО\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ябл.jpg

C:\Users\Акимова ЯО\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ябл.jpgC:\Users\Акимова ЯО\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ябл.jpg

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

________________________________________________

СОЧУВСТВИЕ

________________________________________________

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

________________________________________________

ДРУЖЕЛЮБИЕ

________________________________________________

БЕСКОРЫСТИЕ

________________________________________________

ЗАВИСТЬ

________________________________________________

НЕНАВИСТЬ

________________________________________________

АГРЕССИВНОСТЬ

________________________________________________

НЕТЕРПИМОРСТЬ

________________________________________________

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...

план конспект по внеурочной деятельности (2 класс)

План конспект внеурочной деятельности....

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию (2 класс)...

План конспекта по внеурочному занятию 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯТема: «Урок мужества». Время помнит Чернобыль. Кубанские ликвидаторы на Чернобыльской АЭС....