Программа внеурочной деятельности для учащихся 2 класса "Учусь понимать себя"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Цель программы: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_ponimat_sebya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсических веществ. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотизации реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема приобретает другой характер – наркотики распространяются и в группах детей, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.

Трудно найти человека, который бы не знал, что наркотики опасны. Но эти знания не всегда предостерегают людей от необдуманного шага. Все наркогенные вещества (алкоголь, никотин, наркотические, токсикоманические вещества), несмотря на разнообразие, кажущиеся различия, обладают биохимическим сходством, а именно: способности воздействовать на определенные зоны головного мозга, ответственные за возникновение у человека приятных ощущений. Состояние эйфории имеет для организма большое значение. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о детях. Поэтому школа и семья должны помочь детям  различить за розовой дымкой эйфорических ощущений черный призрак болезни.

         Программа «Учусь понимать себя» имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.

         Цель программы: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: 

  • формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение;
  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний; 
  • укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
  • формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  • развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.

      Предметные  результаты:

  • создание   условий  для  успешной  социализации  в  школе,  классе;
  • создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;
  • знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений которые считают опасными;
  • сформированность  важнейших  учебных  умений  и  действий.

Метапредметными  результатами  являются:

  • культурно-познавательная,  коммуникативная  компетентности;
  • приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;
  • расширение  кругозора,  сферы  актуальных  интересов и  способностей.  

Личностными  результатами  занятий  являются:

  • обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;
  • развитие  способности  эффективно  строить взаимоотношения  со  взрослыми   и  сверстниками;
  • формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
  • развитие  личностных  ресурсов  детей.                    

             Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые на занятиях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

      Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:

1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении;

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».  

      Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

       Занятия помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научится рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика.

          Основные принципы работы
1. Возрастной адекватности;

2. Научной обоснованности;

3. Практической целесообразности;

4. Динамическому развитию и системности;

5. Необходимости и достаточности предоставляемой информации.

   

Перечень методов, используемых на занятиях:

  • беседа;
  • самостоятельные работы;
  • практические работы;
  • проектная деятельность;
  • тренинги;
  • тестирование;
  • коллективно-творческие дела (КТД);
  • деловые игры.

Тематический  план  занятий.

                           

Кол-во часов

Название  темы

Содержание  деятельности

Занятие 1

Вводное занятие.

Твои  новые  друзья.

Диагностика «Уровня  социальной  адаптированности учащихся». 

Выявить уровень  социальной  адаптированности учащихся в начале курса «Учусь понимать себя»

Занятие 2

Режим дня.

(презентация)

Формировать  умения  анализировать  свой  режим дня,  его  соответствие  требованиям и  нормам  здорового  образа  жизни;  представление,  что  неправильно  организованный  режим  дня   может стать  причиной  школьных  трудностей.

Занятие 3

Режим дня.

Оказание помощи  самостоятельно  определять  и  формулировать  трудности, возникающие  в школе и дома  при  выполнении домашних  заданий; учимся  помогать друг другу  в  трудных ситуациях.

Занятие 4

Как ты  растешь.

Как  здоровье влияет  на  самочувствие.

Дать  детям  представление  об  их физическом  развитии.

Обучение ребят  навыкам  оценки  своего  физического  состояния;  развитие  представления  о  влиянии  режима  дня на физическое  состояние;  формирование  представления о зависимости  здоровья,  самочувствия и  успешной  деятельности.

Занятие 5

О вреде курения 
(презентация)

Формировать знания о вредном воздействии табачного дыма на организм человека; пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать уважение к себе.

Занятие

6-7

Конкурс плакатов на тему «Курить -  здоровью вредить».

(груп. работа)

Обобщить знания детей о вреде курения на организм человека; закрепить у детей позицию негативного отношения к курению;  развивать у  детей коммуникативные  способности; навыки учебного сотрудничества.

Занятие

8-9

Что ты  знаешь  о себе.

Анкета для учащихся "Что ты знаешь о своём здоровье?"

Дать  детям  представление  о  значении  нормальных  условий  жизни  для  роста  и  развития,  их  физическом  развитии. Заполнить таблицу веса и роста на начало учебного года.

Формирование  представления  о  необходимости  особенно  бережного  отношения  к  собственному  здоровью в  период роста; рассказать  детям  о  различных изменениях,  которые  происходят  в  их  организме;  познакомить  с приемами  определения функционального  состояния  организма;

Занятие 10

Ты в кругу людей. «Давайте будем вежливы, друзья!» 

Обсудить с ребятами проблему человеческого невежества и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственное невежество; воспитывать культуру взаимоотношений; развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

Занятие

11-12

Дом, в котором я живу.

«Если  был бы  я  волшебником».

(груп. работа)

Выполнить рисунок дома в реалистическом или сказочном представлении учеников. 
Изготовление проекта дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Способствовать  становлению  внутригрупповых контактов, доброжелательно - спокойной, искренней  обстановки  в  группе, развивать у  детей коммуникативные  способности.

Занятие 13

Твое  настроение.

Дать  детям  представление  о том, что  такое  настроение.

Развитие у  учащихся навыков  оценки своего настроения,  показать  учащимся элементарные  приемы,  помогающие снять  напряжение, регулировать настроение.

Занятие 14

От чего зависит настроение. 
«Мы очень разные, но мы вместе»

(презентация)

Сформулировать с детьми вывод о том, от чего зависит настроение.

Развивать у  детей коммуникативные  способности, продолжать  учить взаимодействию друг  с  другом, выражению  различных эмоциональных  состоянии; формировать установку толерантного сознания учащихся.

Занятие

15-16

Как  ты  познаешь  мир.

«Органы  чувств»

(презентация)

Тренируем  память и внимание.

Сформировать  представление  об  основных  органах  чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об  особенностях познания  окружающего  мира с их  помощью.

Оказание  помощи  детям в осознании  необходимости  осторожного обращения  с  неизвестными  веществами. Отработать  с  детьми  упражнения  по  тренировке внимания  и памяти.

Занятие

 17-18

Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами»

(груп. работа)

Осознание  необходимости  осторожного обращения  с  неизвестными  веществами; Способствовать  становлению  внутригрупповых контактов; развитие  у  детей коммуникативных способностей, умения взаимодействия друг  с  другом.

Занятие 19

Твои чувства.

Анализируем  свои чувства.

Дать  представление  о  чувствах  человека.

Научить  детей анализировать  свои чувства.

Занятие 20

Умение  определять чувства и  настроение другого человека.

Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. 

Развивать  умения  анализировать  чувства  других  людей  или  литературных  героев; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям; расширять речевой диапазон ребёнка.

Занятие 21

Как  изменить настроение.

Регуляция  своего  эмоционального состояния.

Дать представление  о способах изменения  настроения.

Развивать познавательный  интерес  к  своему  здоровью; привить навыки  регуляции  своего  эмоционального  состояния.

Занятие 22

Сказка «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье»

Развивать творческие способности;  прививать навык регуляции своего эмоционального состояния;  учить правильно говорить; расширять речевой диапазон ребёнка.

Занятие

23-24

«Краеведческий музей» (презентация).

 Экскурсия в краеведческий музей. 

Познакомить с понятием краеведческий музей, его различными залами, с профессиями, связанными с тем или иным залом, с историческим прошлым Родины; научить работать с различными источниками информации; воспитывать любовь к истории, бережное отношение к историческим источникам изучения нашей Родины.

Занятие 25

Твои  поступки.

Последствия  поступков.

Научить   учащихся  оценивать свои поступки.

Формировать  понятия о  хороших  и  плохих поступках; развивать умения  прогнозировать  последствия  поступков.

Занятие 26

Учимся  контролировать  себя.

Развивать самоконтроль, внимание.

Формировать умение  распознавать   и  изображать  чувства  и  настроения  других  людей.

Занятие 27

Учимся  общаться

Развивать  межличностное общение  в  группе.

Сформировать  умение общаться в  группе, развивать  память,  внимание.

Занятие 28

«Не делай этого». «Нет школьному хулиганству». Выставка рисунков. 

Формировать  понятия о  хороших  и  плохих поступках; развивать творческие способности.

Занятие 29

Твои   привычки.

Сформировать  представление  о привычках, их  значении  в  жизни человека.

Развивать умение выработать  полезные привычки,  умение проявлять  силу  воли  и твердость.

Занятие 30

Сказкотерапия.

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» 

Развивать умение выработать  полезные привычки, учить правильно говорить; расширять речевой диапазон ребёнка.

 

Занятие

31-32

Твой  день.

Сформировать умение анализировать свой  режим  дня.

Представить свой  режим  дня  в картинках.

Занятие 33

Итоговое занятие. Заполнение таблицы в теме «Что ты знаешь о себе». 

Заполнить таблицу веса и роста на конец учебного года , сравнить и проанализировать результаты.

Занятие34

Диагностика «Уровня социализации учащихся».

Выявить уровень  социальной  адаптированности учащихся в конце курса «Учусь понимать себя», сравнить и проанализировать результаты.

         

Литература:

 1. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12 2007.

 2. Стать принцессой за 8 часов или уроки сказкотерапии. Ж.Здоровье школьников. №7, 2006.

 3. Ваши права. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002

4. « Все цвета, кроме чёрного». Безруких, Макеева А.Г. 2003.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...

Программа внеурочной деятельности «Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ»

Направленность: спортивно-оздоровительнаяПрограмма участвовала в районном конкурсе программ по внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов в рамках ФГОС.      Как помочь школь...

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Береги себя!"

Данная программа развивает у обучающихся чувство ответственности за своё поведение,формирует бережное  отношение к своему здоровью и здоровью  окружающих, стимулированию у ребёнка само...