«Космическая одиссея»
методическая разработка по теме

Чих Наталия Васильевна

 

«Космическая одиссея»

Познавательная игра-тренинг для начальной школы, посвящённая первому выходу человека в открытый космос     

                                                                  

Цель: познакомить обучающихся с историей развития космонавтики в области выхода  человека в открытый космос,  воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, представители которой были первопроходцами в этой области.

Задачи:

  • расширить знания детей о космосе;
  • воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства;
  • развивать любознательность, мышление;
  • воспитывать чувство  взаимопомощи  и умения работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Космическая одиссея

Познавательная игра-тренинг

Чих Наталия Васильевна, воспитатель высшей категории ФГКУ СОШ №24

Г. Вольск-18

2012г.


«Космическая одиссея»

Познавательная игра-тренинг для начальной школы, посвящённая первому выходу человека в открытый космос     

                                                                   

Цель: познакомить обучающихся с историей развития космонавтики в области выхода  человека в открытый космос,  воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, представители которой были первопроходцами в этой области.

Задачи:

  • расширить знания детей о космосе;
  • воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства;
  • развивать любознательность, мышление;
  • воспитывать чувство  взаимопомощи  и умения работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • подготовка ребятами сообщений по данной теме;
  • организация выставки рисунков и поделок «В открытом космосе»;

Оборудование:

  • электронная презентация;
  • мультимедийная установка;
  • магнитная доска;
  • таблички с названиями экипажей (команд);
  • картонные звёзды на магнитах для оценивания команд;
  • атрибуты для проведения игровых конкурсов.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Земля в огнях, и небо слепо,

 Но к звёздам рвутся корабли.

 Мы завоёвываем небо…

  Для общей радости земли. Слайд 2.

         18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытый космос. Это был советский космонавт Алексей Архипович Леонов. Этому событию и посвящается наше сегодняшнее мероприятие. Слайд 3.

           Пройдёт лет 12-15, а это не так уж много, и каждый из вас сможет, если захочет, полететь на космическом корабле и даже выйти в открытый космос. Подготовку к этому я предлагаю начать прямо сейчас. Мы совершим учебно-тренировочный полёт-путешествие на околоземную орбиту.

           Приглашаю экипажи занять свои места.

           Команды садятся на отведённые им места.

           За полётом будет очень внимательно наблюдать  и оценивать его наш центр управления полетом в составе …………..

           Начнём с предполётной подготовки.

           Наши космические корреспонденты собирали материал о выходе человека в открытое космическое пространство. Думаю, что эти сведения    могу т пригодиться вам в нашем полёте.

           Вот что они выяснили.

         Выходит первый  космический корреспондент и рассказывает  об истории первых выходов в космос (Приложение 1). Слайды4-15.

           Чтобы человек мог находиться в безвоздушном пространстве, каковым является открытый космос, необходимо было специальное снаряжение. Об этом нам расскажет  ……. .

           Второй космический корреспондент рассказывает о различных типах скафандров (Приложение 2). Слайды16-20.

           Космонавтам просто необходимо знать о том, что их может ожидать в космосе. Это выяснял …………… .

Тема выступления третьего корреспондента «Опасности в космосе» (Приложение 3). Слайды21-26.

          Теоретическую подготовку наши экипажи получили. А теперь – в полёт! Отправляемся на околоземную орбиту. Во время полета мы можем полюбоваться видами космоса и Земли, какой она видна из корабля.

             На фоне слайдов 27 – 50 звучит космическая музыка.

           Наконец, мы на орбите. Здесь мы можем проверить, насколько хороша подготовка экипажей к полёту.

Конкурсная программа

          За победу в каждом конкурсе экипажу даётся звезда, которая крепится на магнитную доску под табличкой с названием соответствующего корабля.

  1. «Космические загадки». Слайды51-56. (Поочерёдно загадки даются то одной, то другой команде).

Ведущий.

              Во время теоретической подготовки от наших космических корреспондентов вы узнали об опасностях, которые подстерегают человека в космосе. Что это за опасности? (Ответы детей.) Конечно же, одна из них – космический мусор. А теперь давайте пофантазируем и представим, что уже изобрели роботов для сбора космического мусора. Сейчас  один член экипажа будет таким роботом, а остальные члены команды будут создавать этот мусор.

  1. «Осторожно, космический мусор!» (Приложение 4).   Слайд57.

Ведущий.

              Сейчас наступает очень ответственный момент. Мы выходим в космос. Здесь вам пригодится ловкость и аккуратность.

  1. «Выход в космос» (Приложение 5).   Слайд58.

Ведущий.

           А теперь – время обеда. Обед, конечно, не простой, а космический. Слайд58.

  1. « Обед в космосе».  Слайд59.

           Сначала проверим, насколько вы внимательны. Перед вами на экране будут представлены два космических обеда. Сначала  для одного экипажа, а потом для другого. Слайды 60-61.

 Вы должны в течение 1 минуты внимательно посмотреть на  изображение и как можно лучше запомнить его, а потом ответить на мои вопросы.

          Как вы думаете, легко ли в невесомости хотя бы выпить сок?

Сейчас мы это узнаем. Слайды 62-63.

         У вас на каждый экипаж по коробочке сока (по 0,33л.), а у каждого из вас - по трубочке. После отсчета вы должны выпить этот сок, передавая коробочку друг другу. Каждый пользуется своей трубочкой. Вы должны выпить весь сок, но так, чтобы хватило каждому.

Производится обратный отсчет: 5,4,…старт.

Ведущий.

          Как трудно в открытом космосе, в условиях невесомости, справиться даже с самой простой работой! Инструменты ведь там ничего не весят и всё время стараются «убежать», пополняя собой массу космического мусора.

          Убедиться в этом поможет наш следующий конкурс.

  1. «Работа в космосе». Слайды 64-65

Проводится эстафета с воздушными шарами. 

Нужно пройти до отметки, держа на вытянутой руке воздушный шар. Сначала эстафета проводится с одним шаром, а потом её можно усложнить, взяв 2 шара.

Ведущий.

          Полётное задание нашими экипажами выполнено. Пора возвращаться домой – на Землю. Полюбуемся ещё раз красотами космоса.

Повторяются слайды 27-50.

          Ну, вот мы и дома!

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

        Всё это время за работой экипажей внимательно наблюдал  наш  ЦУП. Сейчас его представитель …….. даст оценку работе экипажей.

Подводятся итоги игры и награждение участников.

Приложение 1

Выход в открытый космос — работа космонавта в космическом пространстве за пределами своего корабля

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом, иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта.

Другой вариант — полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы.

  • Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры.  Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунд (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). По его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
  • Первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, стал Эдвард Уайт, выполнивший выход во время полёта на корабле «Джемини IV» 3 июня 1965 года. Поскольку корабли серии «Джемини» не имели шлюзовой камеры, для выхода экипажу пришлось полностью разгерметизировать кабину корабля. Общее время первого выхода составило 36 минут.
  • Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».

  • За историю пилотируемой космонавтики было совершено 140 выходов в открытый космос (данные на 1 февраля 2005 г.).         Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. На его счету их 16 суммарной продолжительностью 71 часов 32 минуты.

Приложение 2

Скафа́ндр (от греч.  лодка, судно +  родительный падеж от человек. Буквально — «лодкочеловек». В Древней Греции «скафандрами» называли хороших пловцов и ныряльщиков.)

Скафандр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды.

Части снаряжения образуют оболочку, непроницаемую для жидкостей, газов, излучений. Скафандры бывают авиационные, водолазные и космические.

Мы будем говорить о космических скафандрах, предназначенных для выхода человека в открытый космос.

  • Первые образцы космических скафандров были созданы в конце 1950-х гг. в СССР.

«Бе́ркут» — тип универсального космического скафандра. Он был разработан в СССР в 1964—1965 годах и предназначался для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос и спасения при разгерметизации космического корабля. Относится к скафандрам «мягкого» типа, то есть, не имеющим жёсткого каркаса.

Для полётов в космос скафандр применялся единожды — в ходе полёта космического корабля «Восход-2».  18 марта 1965 года Алексей Леонов в скафандре «Беркут» впервые в истории вышел в открытый космос. Выявленные недостатки привели к началу разработки скафандра «Ястреб».

«Ястреб» — название космического скафандра для выходов в открытый космос. Был разработан в СССР  для осуществления внекорабельной деятельности экипажами  космического корабля «Союз» и предполагаемого полёта на Луну.

«Орлан» — тип космического скафандра, созданного в СССР для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в открытом космосе.  В настоящее время модифицированный вариант космического скафандра «Орлан» обеспечивает работу космонавтов на МКС при осуществлении ими внекорабельной деятельности.

  • Списанный скафандр «Орлан-М» в 2006 году стал оболочкой для экспериментального миниспутника.

         Для высадки на поверхность Луны по программе «Аполлон» в 19691972 гг. был создан скафандр Apollo A7L. Это был скафандр мягкого типа. Он состоял из 17 слоев различных прочных материалов. Под внешний скафандр надевали терморегулирующий комбинезон, пронизанный сетью трубочек с циркулирующей по ним водой. Вес лунного скафандра на Земле составлял порядка 90 кг. Автономная система жизнеобеспечения была рассчитана на шесть часов работы на поверхности Луны плюс 30 минут аварийного резерва.

Приложение 3

Опасности, подстерегающие человека в космосе

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей  — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой.

 С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.

Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси.

 Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит  быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл только один раз, когда во время полёта «Атлантиса» STS-37, маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и закрыл собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен, до тех пор пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.

 Самый первый достаточно опасный инцидент, случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери». От скафандра Пирса Селлерса открепилась специальная лебёдка, которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно, и выход был завершён благополучно.

Несмотря на то, что в настоящее время не было каких-либо несчастных случаев, связанных с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов.

Приложение 4

Конкурс «Осторожно, космический мусор!»

             Одному участнику каждой команды поручается роль «робота». Он встаёт у отметки примерно 3-х-4-х метров от команды.  В руках у него сачок на длинной ручке. Остальным участникам команды выдаётся по два листа бумаги (по одному в каждую руку).

            После отсчета участники должны смять бумагу в комок каждой рукой отдельно. Затем поочередно  подбегают  к отмеченной линии броска и бросают «мусор», стараясь попасть в сачок.

            Побеждает команда, собравшая больше «мусора».

Приложение 5

Конкурс - эстафета «Выход в космос» (Проход через шлюзовую камеру)

         На расстоянии 1.5- 2-х метров друг от друга  лежат 2 обруча. Между  ними – стилизованный «коридор» шириной 20-25 см (два ряда кеглей).

        Задача экипажей –поочерёдно  пролезть в один обруч, затем аккуратно пройти по «коридору», не задев ни одной кегли, после этого пролезть во второй обруч.

        Побеждает команда, быстрее и аккуратнее справившаяся с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной вечер в начальной школе "Космическая Одиссея"

Сценарий  выпускного вечера для 4 класса,  который  сопровождается интересной насыщенной презентацией...

Презентация к выпускному вечеру "Космическая Одиссея"

Данной презентацией сопровождается выпускной вечер в 4 классе "Космическая Одиссея"...

Новогоднее представление "Космическая Одиссея"

Интересная разработка Новогоднего праздника совместно с Театром сновидений О.Г. Чернявской...

"Космическая Одиссея" сценарий выпускного праздника для 4 класса

В монтаж сценария выпускного праздника для 4 класса включены частушки, песни на известные мотивы, сценки из школьной жизни, шуточные правила для участников и гостей праздника....

Проект предметной недели Интеллектуально-познавательный вояж "Космическая одиссея"

Данная предметная неделя дает возможность для дальнейшего изучения космоса, вселенной.Цель предметной недели: повышение интереса учащихся к учебным предметам, окружающему миру, через познание космоса,...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе-игре, посвященной Дню Космонавтики «Космическая одиссея»

1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Целью школьного конкурса «Космическая одиссея» является расширение знаний учащихся о полете человека в космос.1.2. Задачи школьного конкурса «Космическая одисс...

Презентация "Космическая одиссея"

Презентация к уроку ИЗО на тему "Космическая Одиссея". Может использоваться к празднику День космонавтики...