Инновационная деятельность учителя в воспитательной работе
материал (1 класс) на тему

Тороян (Михайлова) Ирина Александровна

Здесь описан мой опыт воспитательной работы с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя в воспитательной работе

Инновация как категория вошла в педагогическую науку относительно недавно. Изначально развиваясь как междисциплинарная сфера исследований, к концу 70-х гг. XX века. Инноватика интегрировала с теорией управления, социологией, экономикой, философией, психологией и педагогикой.

Инновация – нововведение, новшество, изменение; актуально значимое новообразование, возникающее на основе разнообразных инициатив и новшеств.

           Существует достаточно большое количество определений термина «педагогическая инновация», однако общепринятого, устойчивого представления и определения инноваций в образовании не сложилось, так как существует разрыв между системами научного знания об инновациях и образовательной практикой. Инновации всегда носят деятельностный характер, поскольку изначально направлены на изменение существующей системы. Любая деятельность, в том числе и инновационная, направлена на создание нового продукта. В определении педагогической инновации, следовательно, должна быть фиксация не только практической направленности, но и материального продукта как конечного результат инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Педагогические инновации – это актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, и позитивно влияющие на развитие образования.

По масштабу использования выделяют единичные (например, в рамках одного предмета) и диффузные (например, в профиле, объединяющем несколько предметных дисциплин) инновации. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешними (когда инновационная идея возникла за пределами образовательной системы) и внутренними (когда инновации разрабатываются внутри образовательной системы).

Инновационная деятельность педагогов представлена разными уровнями:

1.    Адаптивный.  (Индифферентное отношение к новому. Использование своего опыта, деятельность по заранее отработанной схеме, алгоритму. Творческая активность практически не проявляется. Освоение новшеств только под давлением социальной среды.)

2.    Репродуктивный. (Стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами. Копирование готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приёмов работы. Поиск новых решений в стандартных условиях, осознание необходимости самосовершенствования.)

3.    Эвристический. ( Поиск и открытие новых способов педагогических решений. Осознанность путей и способов новшеств. Открытость новому, эмпатия.)

4.    Креативный. ( Преобразующая активно-созидательная работа. Развитость аналитико-рефлексивных умений, педагогической интуиции, творческого воображения и самостоятельности, инициативности. Сочетание педагогических и научных интересов.)

Воспитание – процесс непрерывный, он осуществляется всеми компонентами воспитательной системы школы, к которым относятся: уроки, внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия, деятельность в классных коллективах, дополнительное образование. Огромен воспитательный потенциал учебного процесса.

При планировании и проведении урока важно помнить, что воспитательной значимостью обладают не только содержание материала урока и воспитательные возможности используемых форм, методов, технологий. Воспитывают личностные качества педагога (его внешность, культура поведения, речь, убеждённость, эмоциональность), стиль взаимоотношений учителя и учащихся (доброжелательность, справедливость, педагогический такт, умение создать деловую атмосферу урока, поддержка индивидуальных достижений ученика, эмоциональное приятие учащимися содержания урока), внешние и внутренние условия (эмоциональный фон урока, подготовленность классного помещения). Поэтому, каждый из этапов урока обладает определёнными воспитательными возможностями. Например, на организационном этапе, включающем: :приветствие, проверку готовности кабинета и учащихся к уроку, целеполагание, возможно воспитание таких качеств как доброжелательность, тактичность, аккуратность, внимательность, сосредоточенность, ответственность, умение быстро мобилизоваться.

В современном российском образовании инновационное направление достаточно широко представлено как зарубежными, так и отечественными системами обучения, авторскими школами, проектами и технологиями.

В организации воспитательного процесса возрождаются и находят своё дальнейшее развитие педагогические теории прошлого российского образования. К.Д.Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Работая учителем и имея дополнительно специальность психолога, в основу

своей воспитательной работы я ставлю  ценностные ориентации обучающихся.

Работая с детьми, я проводила дополнительное анкетирование и сделала вывод о том, что у детей складывается неправильная система ценностей к окружающему миру. Большинство учеников по результатам анкет ставят такие жизненные ценности как активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), развлечения, хорошие и верные друзья, только потом идут такие ценности как семья. Семейные традиции, общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

В младшем школьном возрасте дети еще не способны глубоко осмыслить и прочувствовать предлагаемые из вне им нравственные постулаты и ценности, а в старших классах зачастую приходится прибегать к переубеждению относительно уже сформированных, не всегда положительных нравственных выборов. Я считаю, что младший школьный возраст является периодом заложения системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Поэтому я разработала программу «Мир, в котором я живу», цель которой - содействие становлению личности школьника как субъекта жизни, достойной   человека.

Проводя внеклассные мероприятия или классные часы, я стараюсь выбирать такие формы работы, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «Я».

Организовываю встречи с ветеранами ВОВ, чтобы дети, если можно так сказать могли прикоснуться к живому прошлому. Я думаю, что в результате комплекса таких, подобный и других мероприятий должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание.

Также использую различные психологические минутки, которые учат видеть прекрасное в людях и окружающем мире.

НАПРИМЕР:

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Подобные психологические минутки можно использовать на уроках, как эмоциональный настрой. Те же физ. Минутки могут нести воспитательный аспект. Один из своих примеров: разминка «хорошо или плохо»

Хорошее качество – хлопают в ладоши. Плохое – руки прячете за спину и отрицательно качаете головой.

- всегда помогает маме;

- делает зимой для птиц кормушки;

 - всегда чувствует, кому нужна помощь

- стреляет птиц из рогатки;

- говорит плохие и грубые слова на других детей;

- выполняет добросовестно свои обязанности;

- обманывает взрослых.

И т.д.

Таким образом, современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не лишь в школе, но и за ее пределами. Посреди педагогических функций одно из важных мест занимает инновационная. Деятельность учителя обязана носить не лишь творческий, но и исследовательский характер. Он обязан не лишь знать и уметь применить на практике главные педагогические теории, но и творчески их употреблять, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Тороян И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность: сетевые проекты в работе учителя начальных классов

«Скажи мне - и я забуду.Покажи мне  - и я запомню.Вовлеки меня  - и я научусь»(китайская пословица)Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать ...

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Доклад "Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей начальных классов"

Инновационный процесс-это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры  опыта....

ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...