Причины недисциплинированности младших школьников и пути ее предупреждения
статья (1 класс) на тему

Причины недисциплинированности младших школьников и пути ее предупреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Е.В.

Причины недисциплинированности младших школьников и пути ее предупреждения.

        Определить недисциплинированное поведение гораздо труднее, чем неуспеваемость ученика, так как для неуспеваемости имеется систематический, постоянно существующий критерий, оценка знаний – отметка, в то время как для недисциплинированности такой критерий отсутствует.

        Несмотря на отсутствие объективного критерия, в соответствии с практикой школы, мы считаем недисциплинированными, во-первых, всех учеников, которые систематически нарушают правила для учащихся, не подчиняются требованиям взрослых, грубы с ними, имеют замечания в классе, срывают различные мероприятия, дерутся, не подчиняются внутреннему распорядку в школе. Во-вторых, к недисциплинированным школьникам следует отнести тех, которые хотя и ведут себя в соответствии с этими правилами, но выполняют их по принуждению, из страха, а не потому, что хотят и считают нужным так себя вести.

        Общим для всех учеников, выделенных в первую группу, является зависимость их поведения от переживаний, тех или иных взаимоотношений с людьми, от их отношения к деятельности. Они производят, как правило, впечатление школьников, ни не умеющих, а не желающих вести себя хорошо, сознательно нарушающих дисциплину.

        Наличие у ученика отрицательных переживаний является постоянным поводом для возникновения конфликтов у него с товарищами, учителем, так как обуславливает у этого школьника чрезвычайную обидчивость, вспыльчивость, неоднозначное реагирование, неизбежно ведущее к срывам поведения. Самые различные причины могут вызывать у школьников неприятные эмоциональные переживания; неуспехи в учении; предъявление к ним требований повысить успеваемость; наказание родителей за плохую отметку; неправильно сложившиеся отношения с одноклассниками и другое.

        Все эти переживания достигают большой силы и часто являются источником, как единичных срывов, так и недисциплинированного поведения.

        В отношении учеников, отнесенных в эту группу, для предупреждения появления недисциплинированности мы пытаемся даже самые незначительные конфликты и недоразумения разрешить немедленно вслед за их возникновением. Необходимость очень быстрого реагирования в этих случаях мы объясняем тем, что раз возникнув, эти конфликты сразу же являются причиной появления неправильных отношений и отрицательных эмоций, которые развиваются и углубляются уже сами по себе. При этом первый повод может быть незначительным.

        Также важным направлением работы является исправление и изменение тех сторон личности школьника, его умений, знаний, отношений, которые могут послужить поводом к возникновению конфликта. Совершенно естественно, что такая работа требует внимательного отношения к школьнику, учета его настроения, переживаний, хорошее знание всех его особенностей.

        Особой заботы требуют школьники, недостаточно интересующиеся школой и учением. Эти школьники либо с самого начала обучения не включаются в школьную жизнь, либо, что случается чаще, постепенно перестают интересоваться учебными делами школы вообще.

        В самом начале, при появлении первых симптомов изменения отношения к своим учебным и школьным обязанностям, достаточно бывает незначительного вмешательства учителя, для того чтобы школьник исправился.

        Среди недисциплинированных детей есть такие, которым по каким-либо причинам не удается выделиться в классе, привлечь к себе внимание одноклассников, завоевать авторитет среди них, несмотря на имеющееся у них стремление занять достойное место в коллективе.

        Это стремление побуждает некоторых школьников совершенствовать такие поступки, которые из – за своей неожиданности, комичности или нелепости привлекают к ним внимание остальных учащихся! Они ломаются и кривляются, придумывают различные жесты, другие издают какие-нибудь звуки, третьи, специально придумывают смешные или нелепые выходки.

        Недисциплинированность некоторых учащихся связана с их неготовностью к систематическому обучению в школе. Последнее выражается не только в интеллектуальной мотивационной неготовности, но и в неумении и нежелании вести себя в коллективе соответственно требованиям учителя или товарищей. К числу таких детей в первую очередь относятся те избалованные дети, жизнь которых до школы была организованна неправильно. Им разрешали вести себя так, как хочется, они не имели постоянных обязанностей, выполнение которых должно было приучить их к умению откладывать удовлетворение своих желаний, а не добиваться немедленного и обязательного исполнения.

        Недисциплинированное поведение школьников также появляется в результате незнания им правил поведения, либо в результате того, что они данные правила не усвоили.

        Эти учащиеся не совершают поступков, сознательно направленных на нарушение дисциплины, оно появляется как явление, возникшее от скуки в плохо организованной деятельности. В своей работе мы отводим специальное время для обучения детей правилам поведения, делаем это систематически в течение всего времени их пребывания в начальной школе.

        Очень важным условием предупреждения недисциплинированности является правильная организация урока, вовлечение в активную работу ученика. Такие ученики, которые либо в результате нервозности, либо в результате своеобразных условий воспитания отличаются двигательным беспокойством. Они очень подвижны непоседливы. Многие из них даже не замечают, что ведут себя не так как следует.

        Главной задачей по предупреждению появления недисциплинированности, у таких школьников, на наш взгляд, является помощь им в овладении своим поведением, еще до того времени, пока недисциплинированность не стала для них привычкой в данной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Статья "Причины неуспеваемости младших школьников"

В статье раскрываются основные причины неуспеваемости младших школьников, даются памятки учителям по оказанию дифференцированной помощи таким учащимся....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...