Блокадный дневник
классный час на тему

Ильенкова Юлия Михайловна

Классный час на тему "Блокадный дневник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_dnevnik_tekst.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

«...Сохрани мою печальную историю...» — с этими словами обратилась к своему дневнику изголодавшаяся девочка-блокадница.

Мы знаем «взрослые» свидетельства того чудовищного, до конца не изученного явления, которое называется Ленинградской блокадой. Но «детских» свидетельств — мало. По ошеломительности воздействия на читателя можно назвать одно: дневник Юры Рябинкина

И вот теперь — дневник Лены Мухиной.

Что можно противопоставить мучительному умиранию от голода в условиях, когда рушатся общепринятые нормы морали?

Что может спасти от духовной деградации в условиях, когда борьба за выживание лишает «человеческого лица», а голод и страх смерти превращают человека в животное?

Одним из средств спасения оказалась попытка через слово осмыслить происходящее, понять себя.

И еще: интуитивное знание, что нужно сохранить свою историю, свой опыт — для других.

Когда-то Лена мечтала написать вместе с подругой книгу, «которую хотелось бы прочесть, но которой, к сожалению, не существует». Эта книга — существует. И является свидетельством того, что в самое бесчеловечное время люди пытались сохранить свою человеческую сущность. Именно это сегодня дарит нам надежду

Книга эта - изданный дневник юной ленинградской девушки, пережившей все ужасы блокады. Жутковатая до мурашек история, пугающая своей искренностью, в которой рассказывается о том, что пришлось пережить жителям города, какие адские мучения и ужасы голода вынести.

В 1941 ей было 17 лет. То, из чего «сделаны девочки» не слишком меняется во все времена: школьные экзамены (их тогда называли «испытаниями»), мечты об идеальной дружбе, влюбленность в одноклассника, обычная девичья чепуха: «он обернулся и мы встретились глазами».

История девушки начинается еще в довоенное время, за месяц до начала войны и заканчивается в самом ее разгаре.

Любопытно и жутко наблюдать, как меняется сознание, ход мыслей Лены, как из сытого времени она шагает в месяцы голода, холода, ужаса и потерь.

23 мая

Черт подери, меня никто не разбудил. Проснулась в 10 часов. Опять не сделала зарядки.

28 мая

Прошла испытания по-немецки. Все благополучно. Мы получили 13 отлично. Вова получил хорошо. Не знаю почему. Он отвечал еле-еле на посредственно. А у него был очень легкий билет. Завтра буду сдавать алгебру. Скоро, скоро я буду свободна. У меня есть много планов.

4 июня

Завтра испытания по физике. Я иду в первую смену. Следовательно, на утро надеяться нечего, а я так распускаюсь, выставляя напоказ свое малодушие. Стыдно признаться, что я не могу взять себя в руки. Ведь последний экзамен. Еще одно, последнее усилие, и я буду свободна. Неужели под конец я сдамся. Раскисну. Нет, нет, этому не бывать. Я сейчас же буду учиться и пусть проучусь до часу, но завтра сдам. Ведь если я завтра не сдам, ведь это смешно, значит, зря я напрягала свои последние силы.

Это же последний экзамен. Напряги же остаток своих сил, Лена, и завтра, завтра ты свободна. Свободна, понимаешь, свободна.

Да, я не малодушна. Я сдам завтра физику!..

5 июня

Вот я и свободна. Сдала физику на хорошо. Недаром я всю ночь сидела над книгой. Итак, впереди заслуженный отдых. Каникулы начались. Здравствуй, свобода.

7 июня

Сегодня начала день по-настоящему. В 1/4 8-ого встала, сделала под радио зарядку, умылась, причесалась, постелила постель и пошла в садик. Там еще никого не было. Сердитый сторож доканчивал уборку садика. В садике очень хорошо. Поют птицы, перелетывают с куста на куст.

1941, 14 июня — опубликовано сообщение ТАСС о беспочвенности слухов о «намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР».

 Ничто не предвещало беды, люди жили размеренной жизнью, впереди летние каникулы.

22 июня 1941 г.

В 12 часов 15 минут вся страна слышала выступление тов. Молотова[7].

Он сообщил, что сегодня в 4 часа утра германские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе. Их самолеты бомбардировали Киев, Житомир, Одессу, Каунас и др. города. Погибло 200 чел.[8]

1941 год, 22 июня — начало Великой Отечественной войны.

25 июня

Ночь прошла спокойно. Во время воздушной тревоги я вместе с другими девочками находилась в школьном бомбоубежище. Дело в том, что утром мне позвонила Мая и сообщила о том, что надо оклеить окна в школе. Вот мы и работали. Нас было человек 20 девочек. Я с бригадой женщин нашего дома таскала доски с чердака в подвал. Мы работали 40 минут без передышки, работали конвейером, очень быстро. Потом я пошла отдыхать, а в 6 часов снова принялась за работу. Работа очень трудная. Под стать здоровым мужикам. Но мы, женщины, справились, тяжелые доски поднимали вдвоем.

1941год , 27 июня — решение исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся о привлечении граждан Ленинграда и пригородов к трудовой повинности—к строительству оборонительных укреплений.

1 июля

Уже 3 дня, как идет эвакуация детей. Каждое утро из жактов, из очагов, из детских организаций едут в автобусах на вокзал дети от 1 года до 3 лет и старше. Одни на Витебский, другие на Октябрьский. Всем очень тяжело.

На сто человек прикрепляются 1 руководитель и 1 нянька. Сегодня уезжают Грета, Ира и Женя. Ревеке Григорьевне посчастливилось, она уезжает в качестве руководителя. Налетов не было уже два дня. По радио рассказывают боевые эпизоды, говорят о бдительности, о борьбе с болтливостью, часто напоминают о том, что город Ленинград находится на военном положении, учат, как себя надо вести во время налета, как тушить зажигательные бомбы и зажигательные листочки.

1941, 27 июня — начало эвакуации детей из Ленинграда в Ярославскую, Кировскую, Свердловскую, но в основном в Ленинградскую область, которая тогда включала в себя территории нынешних Новгородской и Псковской областей.

2-го сентября

«Враг у ворот Ленинграда. В непосредственной близости от Ленинграда сражаются мужественные воины Красной армии..!!» Так сказала диктор по радио.

Я спала, но говорят, что этой ночью ясней, чем раньше, была слышна артиллерийская канонада.

1941, 8 сентября — захват фашистскими войсками г. Шлиссельбурга, начало блокады Ленинграда.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград... После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

10-ого сентября

Еще только 11 часов утра, а уже было 3 В. Т. Я теперь каждый раз хожу в бомбоубежище. Одеваюсь в зимнее, надеваю галоши и беру с собой мой маленький чемоданчик. Я теперь с ним не расстанусь до окончания войны, у меня там чистая тетрадь, Бовин портрет, деньги, 2 носовых платка, бутылка с чаем, хлеб и этот самый дневник. На крышке чемодана, внутри, я написала свой телефон и адрес, если что со мной случится, можно будет сообщить домой. Вот сейчас тревоги нет, а слышно, как бьют зенитки.

12-ого октября

Я буду работать в военном госпитале санитаркой. Буду помогать раненым бойцам. Большое спасибо Иде Исаевне. Это она все устроила. Буду помогать тем, благодаря которым я имею еще дом и родных.  Я все силы отдам для этого. Дома я буду равноправным членом семьи.

13-ого октября

Сейчас 1/4 8-ого.

Только что кончилась воздушная тревога. Она продолжалась недолго, но зато какая страшная. Наш Загородный был засыпан зажигательными бомбами. Я решила идти не в бомбоубежище, а сразу в домовую контору, так как я сегодня там дежурю с 8-ми до 11. Когда я вышла на улицу, то сразу же увидела, что в стороне Витебского вокзала полыхает трамвай, с крыш падают зеленые звездочки, куски горящего фосфора. У Пяти углов, в том доме, где радио электро принадлежности, такая еще башенка наверху, так вот, у самой этой башенки горело.

28  октября

Сегодня пришла из школы четверть 6-ого. В. Т. началась в 12 часов. 4, 5 и 6-ой уроки проходили в бомбоубежище. Потом началась бомбежка и у нас замигал, замигал свет и погас. И мы до отбоя сидели в темноте. Там рядом зажгли фонарь. Но мы сидели и разговаривали. Но когда теперь учить уроки.

1941, 11 сентября — решение исполкома Ленгорсовета о введении лимитированного потребления электроэнергии для производственных и бытовых нужд.

21 ноября 1941 года

Вот и наступил мой день рождения. Сегодня мне исполнилось 17 лет. Я лежу в кровати с повышенной температурой и пишу. Ака ушла на поиски какого-нибудь масла, крупы или макарон. Когда она придет, неизвестно. Может быть, придет с пустыми руками. Но я и то рада, сегодня утром Ака вручила мне мои 125 гр. хлебаи 200 гр. конфет. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр., это маленький ломтик, а конфеты эти мне надо растянуть на 10 дней. Сперва я рассчитала по 3 конфеты в день, но уже съела 9 штук, так что решила съесть сегодня ради моего праздника еще 4 конфеты, а с завтрашнего дня строго соблюдать порядок и есть по 2 конфеты в день.

1941, 20 ноября — последнее снижение нормы хлебного пайка у рабочих и ИТР до 250 г, у служащих, иждивенцев и детей до 12 лет до 125 г хлеба в день.

Каждый месяц снижались нормы выдачи хлеба.

Наступил самый голодный период блокады.

С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял  125граммов.

Постоянные подробные описания еды - характерная особенность блокадных дневников. По словам публикаторов, они выполняли еще и психотерапевтическую функцию: записанные фантазии о мирной жизни, описание удивительных и обильных обедов, блюд, которые они с мамой после войны будут есть (каждый день!)

27 ноября - 41 г.

Сегодня я пришла из школы половина второго. И это еще хорошо, a 25 ноября мы пришли из школы в 5 часов вечера, вчера — в 4 часа. Дело в том, что все эти дни получалось так: на 5-ом уроке, когда до звонка оставалось 5—3 минуты, раздаются прерывистые звонки, мы поспешно одеваемся, вешалка наша стоит тут же, в классе, и спускаемся вниз, перебегаем двор и спускаемся в школьное бомбоубежище. Бомбоубежище у нас хорошее, занимает 5 отдельных отделений, разделенных капитальной стеной. В каждой отдельной комнате помещаются два класса. Здесь светло, тепло, воздух чистый (работает вентиляция). Здесь стоят лавки, скамейки, тут же находится классная доска с мелом. Мы размещаемся по скамейкам, преподаватель занимает место у доски, и урок продолжается.

В блокированном городе осталось 400 тыс. детей. Главным подвигом юных жителей была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые дни. Когда начинались затяжные бомбежки, уроки продолжались в бомбоубежищах.

Вот что написано в отчете 251-й школы Октябрьского района: из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября 1941 года, систематически продолжали занятия 55 человек. За два месяца 18 учащихся погибло во время артналетов.

 Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло 11 мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили.

30 декабря   1941 год

Завтра Новый год, но ничто не напоминает об этом. В магазине ничего нет, только на детские карточки дают муку маисовую и сахарный песок. А говорили, что к празднику дадут добавочно шоколад и еще что-нибудь. Но пока ничего нет. Правда, еще завтра целый день. Может быть, завтра что-нибудь дадут.

3января - 1942 год.

Ничего нам не остается дальше, как ложиться и умереть. С каждым днем все хуже и хуже. Последние дни единственным источником нашего существования был хлеб. В хлебе мы не имели отказа, то есть я хочу сказать, что до сих пор мы всегда имели возможность получить свой хлеб. Никогда нам не приходилось ждать в булочной, когда привезут хлеб. А сегодня вот уже 11 часов утра, а хлеба ни в одной булочной нет, и неизвестно, когда будет. Голодные, спотыкающиеся, шатающиеся люди рыскают по булочным с 7 часов утра, но, увы, везде их встречают пустые полки, и больше ничего.

1942 год, 3 января - окончательное прекращение трамвайного движения в городе.

В январе лопнули от морозов трубы водопровода. Пожары, возникавшие при воздушных налетах, теперь приходилось тушить снегом. Ослабевшие люди были вынуждены носить на большие расстояния тяжелые ведра с водой из прорубей на Неве, Фонтанке, Мойке и Карповке.

12 апреля  

Еще вчера вечером погода прояснилась. Сегодня на редкость теплый солнечный день. Крыши совсем обсохли.
Взяла в столовой суп гороховый и колбасу. Купила хлеба, накрошила в суп колбасу и хлеб и, добавив воды, сварила новый суп. Сыта по горло. Но хлеб уже успела съесть все-таки весь. А сейчас только 3 часа дня. Сижу у окна, смотрю на голубое небо, на залитые солнцем соседние крыши и тщетно* пытаюсь увидеть хоть какого-нибудь воробьишку. Нет никого.

После чудовищно тяжёлой зимы наступила весна 1942 года. Питание населения и войск улучшилось. В результате работы Дороги жизни ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном количестве.

15 апреля

Сегодня пошли трамваи. Какая радость.

25 мая

Сегодня уже 25 мая. На днях я уеду. Сегодня идет первый эшелон. Киса сказала, что не исключена возможность, что я уеду завтра или послезавтра. Но я настолько уже ослабла, что мне все безразлично. Мозг мой уже ни на что не реагирует, я живу как в полусне. С каждым днем я слабею все больше и больше, остатки моих сил с каждым часом иссякают. Полное отсутствие энергии. Даже весть о скором отъезде не производит на меня никакого впечатления.

Раньше бывало, ну месяц тому назад, я днем остро чувствовала голод и у меня развивалась энергия, чтобы добыть что-нибудь поесть. Из-за лишнего куска хлеба там еще чего-нибудь съестного я готова была идти хоть на край света, а сейчас я почти не чувствую голода, я вообще ничего не чувствую. Я уже привыкла, но почему я с каждым днем все слабею и слабею. Неужели же человек не может жить на одном хлебе. Странно.

1942, 27 мая — начало нового этапа эвакуации населения Ленинграда.

В апреле 42-го появляется запись, похожая на завещание: 

"Милый мой бесценный друг, дневник. Тебе я поведаю все мои горести, заботы, печали. А от тебя прошу лишь одного: сохрани мою печальную историю на своих страницах, а потом, когда это будет нужно, расскажи обо всем моим родственникам, если они этого пожелают".

 В мае дневник обрывается.


18 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. С февраля по декабрь 1943 г. по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

В нашей школе работает учителем ЛФК  Смирнова ИРИНА ПАВЛОВНА. Первые дни её жизни выпали на страшные годы блокады. Несмотря на все тяготы и трудности уже в начале  в жизни, ей  всё – таки удалось сохранить оптимизм  и стойкость. Мы благодарим вас, Ирина Павловна за это, Вы являетесь примером для нас. Спасибо Вам.

 ЦВЕТЫ.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.  

Не пожалела детей, стариков,

Их детство и старость, закрыв на засов,

Блокада, разруха, но жив Ленинград,

Его не сломила масса преград.

Скорбим мы сегодня с тобой, город мой,

Город – герой, боевой и родной,

О тех, кто не дожил до светлой весны,

Кто мужеству, стойкости были верны.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ   прошу встать

 Метроном

 « Мальчишки у стен Ленинграда» МИРА

В блокадных днях
Вы так и не узнали!
Меж юностью и детством где черта?
Вам в 43 выдали медали
И только в 45 паспорта.

Фильм салют

Слово Новикову Саше  о  колодце……

 В нашей школе есть традиция. В день  прорыва блокады и 9 мая  возлагать цветы к памятнику Блокадный Колодец.

 В этом году решением ДОО «Созвездие» мы делегируем  учащихся 5 б и 5в классов, как самых юных членов ДОО. Мы надеемся, что вы будете чтить традиции нашей школы.

 Вам, ребята,  предоставлена  честь возложить цветы к памятнику от имени нашей школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. С.Черный «Дневник Фокса Микки».

познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки...

Блокадный дневник Тани Вассович

В феврале к 70 Победы петербургское издательство «Аврора» выпустило другой потрясающий дневник. Его вела ленинградская школьница Таня Вассоевич....

Внеурочное занятие на тему: «Блокадный дневник Тани Савичевой»

Внеурочное занятие проводилось с обучающимися 5 - 6 классов ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №1" в предверии праздника День победы....

Презентация "Блокадный дневник Тани Савичевой"

Презентация "Блокадный дневник Тани Савичевой"...

Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...

Буклет "Таня Савичева. Блокадный дневник..."

Таню Савичеву, ленинградскую девочку, автора блокадного дневника, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли вс...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...