Конспект внеклассного занятия по литературному чтению "Ох,уж эти сказки"
классный час (3 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Внеклассное занятие по литературному чтению для учащихся 3 - 4 класса.

Тема:   «Ох, уж эти сказки!»

 К юбилею великого русского поэта  А.С.Пушкина

Цель:  воспитание интереса  и любви к чтению русской литературы, патриотизма; расширение кругозора детей, развитие познавательной активности, внимания, памяти; формирование коммуникативных навыков и культуры общения.

Описание: данное занятие  дает возможность расширить представления детей о творчестве А.С.Пушкина, знакомит учащихся с  его биографией; в ходе  викторины дети активно применяют свои знания по сказкам поэта.

Оборудование:   мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yubiley_a.s.pushkina.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

г. Нижнего Новгорода гимназия №2

 Конспект внеклассного занятия

«Ох, уж эти сказки!»

К юбилею великого русского поэта  А.С.Пушкина

Класс: 3 – 4

Выполнила:

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №2

Куталина Вера Борисовна

г. Нижний Новгород

 2014 год

Тема:   «Ох, уж эти сказки!»

 К юбилею великого русского поэта  А.С.Пушкина

Цель:  воспитание интереса  и любви к чтению русской литературы, патриотизма; расширение кругозора детей, развитие познавательной активности, внимания, памяти; формирование коммуникативных навыков и культуры общения.

Описание: данное занятие  дает возможность расширить представления детей о творчестве А.С.Пушкина, знакомит учащихся с  его биографией; в ходе  викторины дети активно применяют свои знания по сказкам поэта.

Оборудование:   мультимедийная презентация.

Конспект урока

1.Оргмомент

Учитель:  Сегодня наш классный час посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину. Как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики:  А. С. Пушкин – великий русский писатель. В этом году в нашей стране на государственном уровне отмечается юбилей поэта.

2.Актуализация знаний детей

Учитель:  Что вы знаете о А.С.Пушкине? Какие вопросы о жизни поэта вас интересуют?

Ученики (предполагаемые вопросы): Каким он был в детстве? Где родился А.С.Пушкин? Где он учился?

3.  Открытие новых знаний

Краткая биография поэта.

Учитель:  В 2014 году русская литература празднует 215 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Родился А.С.Пушкин  6 июня 1799году в Москве в семье нетитулованных дворян Пушкиных. Литературный дар у мальчика проявлялся уже в раннем возрасте, так в возрасте 9 лет Александр написал стихотворение на французском языке.  В семье Пушкиных было 4 детей. Уже в раннем детстве Александр любил показывать театрализованные представления, усаживая в кресла зрителей сестру Ольгу и младшего брата Николая. (Слайд 2)  

Огромную роль в жизни поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна. Русские народные сказки, песни, былины узнал от нее маленький Саша. Особенно сердце поэта покоряли страшные мистические истории.  Трепетную любовь и уважение к своей няне поэт пронес через всю свою жизнь и отразил в своем творчестве. (Слайд 3)

В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову,  которой   делает  предложение, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина. (Слайд 4)

В 1811 году Пушкин отправляется на учебу в Царскосельский лицей, где  пишет не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии). После 1817 года, когда Александр Пушкин  оканчивает  лицей, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами.  Свободолюбивые мысли поэт выражает в стихах, некоторые из своих произведений он посвящает своим друзьям-декабристам. (Слайд 5)

Первоначально, сказки, написанные Пушкиным, были предназначены для взрослых, но полюбились и детям. Сейчас  они  прочно вошли в круг детского чтения. Пушкин писал сказки в духе русских народных, в них встречаются русские народные поговорки, песни. Наиболее известны 5 сказок поэта, неоконченной осталась Сказка о медведихе. Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. (Слайд 6)

В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. (Слайд 7)

За свою столь короткую, но яркую жизнь А.С.Пушкин создает огромное количество литературных произведений, он пишет сказки, поэмы, рассказы и повести. Все то, что является величайшим достоянием русской культуры. «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!. . Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!. . Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть!» написано литератором Владимиром Федоровичем Одоевским.

4. Викторина

Учитель:  А сейчас мы с вами разделимся на три команды, по рядам и проведем викторину по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает жетончик. В конце игры побеждает та команда, которая больше жетонов наберет за игру.

1. Сколько сказок было написано А.С.Пушкиным? (Слайд 8)

а) 3, б) 5, в) 7, г) 10.  (Александром Сергеевичем Пушкиным написано 7 сказок, которые с детства известны практически любому человеку в России. Это: Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о золотом петушке, Жених, Сказка о медведихе (недописанная).

2. Где учился А.С.Пушкин? (Слайд 9)

а) лицей, б) школа, в) гимназия, г) университет.  

3. Как звали няню А.С.Пушкина? (Слайд 10)

а) Марина Родионовна, б) Арина Родионовна, в) Арина Петровна, г) Марина Ивановна.  

4. Кому из героев сказок принадлежат эти строки  « Чего тебе надобно, старче?» (Слайд 11)

  а) золотой петушок, б) золотая рыбка, в) царевна-лебедь, г) Балда.

5.  За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (Слайд 12)

а) три рубля, б) три щелчка, в) три мешка муки, г) три  золотых

6. В кого не превращался князь Гвидон при полете к царю Салтану?

(Слайд 13)

а)  муха, б) комар, в) пчела, г) шмель

7. Соотнесите предмет   и название сказки, где он встречается (Слайд 14)

Зеркало – Сказка о мертвой царевне

 Кораблик  – Сказка о царе Салтане

 Веревка – Сказка о  попе и работнике Балде

Сеть – Сказка о золотой рыбке

8.  Кого победил князь Гвидон, защищая Лебедь? (Слайд 15)

а)  коршуна, б)  ястреба, в)  ворона, г)  беркута

9. Сколько лет прожили старик со старухой у синего моря? (Слайд 16)

  а)  25 лет, б)  30 лет, в)  10 лет, г)  33 года

10. Как звали жениха мертвой царевны? (Слайд 17)

  а) Елисей, б) Иванушка, в)  Еремей, г)  Салтан

11. Как золотой петушок предупреждал об опасности? (Слайд 18)

а)   клевал в затылок, б)  кукарекал, в)  улетал, г)  Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

12.Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? (Слайд 19)

а)  Во поле береза стояла, б) Во саду ли, в огороде, в)  Жил был у бабушки серенький козлик, г) Жили у бабуси два веселых гуся

13. У кого жила в лесу  царевна? (Слайд 20)

а)   у семи богатырей, б) у семи гномов, в) у Бабы - Яги, г) у трех медведей

14.  В какой сказке войском командовал дядька Черномор? (Слайд 21)

а)  Сказка о золотом петушке, б)  Сказка о мертвой царевне, в)  Сказка о попе и работнике Балде, г)  Сказка о царе Салтане   (Слайд 22)

15. У кого из сказочных героев «во лбу горела звезда»?

а)  у золотой рыбки, б) у Царевны - Лебедь, в) у мертвой царевны, г) у шамаханской царицы  (Слайд 22)

4. Итог

Идет подсчет итогов викторины. Лучшая команда получает звание «Знатоки сказок Пушкина»  (Слайд 23)

5. Рефлексия

Учитель:  Что нового вы узнали сегодня о А. С. Пушкине? Что вам особенно  понравилось на нашем занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Сказка в произведениях русских художников"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеклассногозанятия по теме "Сказка в произведениях русских художников". Материал предусмотрен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вид...

Внеклассное занятие по литературному чтению, посвященное новогоднему празднику по теме: «Театрализованная инсценировка сказки «Волк, ворона и веселые зайчата».

Цель:расширять представления детей о новогоднем          празднике;          побуждать их к выразительно...

Конспект внеклассного занятия "Сказки А.С.Пушкина". Технология-игра. Игра

Цель занятия: формирование познавательного интереса через произведения А.С.Пушкина.Игра проходит в группе в течение полутора часов. Участвует вся группа.Дети делятся на две команды. Каждая команда гот...

Внеклассное занятие по литературному чтению "В гостях у сказки"

Внеклассное занятие по литературному чтению проведено в виде путешествия по станциям. В маршрутных листах путешествия отмечались результаты детей в познании авторских и народых сказок....

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению на тему: "От пословицы до сказки"

Целью данного занятия является приобщение детей к истокам устного народного творчества, повышение мотивации на изучение различных видов фольклора....

Презентация внеклассного занятия по литературному чтению сказки А.С. Пушкина

Викториан в ГПД по сказкам Александра Сергеевича Пушкина...