Мастер-класс по теме: "Использование программы О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" во внеурочной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами начального образования"
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Якимова Татьяна Михайловна

Автор делится опытом использования программы О.В.Хухлаевой "Тропинка к своему я". Описана структура занятий по этому курсу, приведены положительные результаты применения данной программы, естьпримеры упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс "Тропинка к своему я"113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект мастер-класса

                     Т.М.Якимова, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 166» г. Новоалтайска, Алтайского края

"Использование программы О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" во внеурочной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами начального образования"

Цель проведения мастер-класса: создать условия для ознакомления участников мастер-класса с опытом работы по использованию программы О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" во внеурочной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами начального образования.

 Задачи:

        1.Актуализировать для педагогов формирование ценностных ориентиров начального образования.

2.Познакомить с содержанием программы  О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" и методикой построения занятий.

3.Продемонстрировать «копилку» творческой деятельности обучающихся класса с занятий «Тропинка к своему Я».

4.Провести имитационные фрагменты занятия с участниками мастер- класса.

Ожидаемый результат:

У участников мастер - класса повысится компетентность в организации занятий по формированию ценностных ориентиров  по программе О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» с обучающимися начальной школы.

Оборудование мастер-класса:

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, видеофрагменты с занятия, мультфильм, аудиозапись с занятия, микрофон, элементы костюма для цыганки

Этапы

Содержание деятельности мастера

Предполагаемая деятельность участников мастер-класса

1.

Краткая самопрезентация мастера

Здравствуйте! Меня зовут Якимова Татьяна Михайловна. Моему педагогическому стажу в этом

году исполняется 30 лет. Работаю в Гимназии №166 нашего города.

Участники мастер-класса слушают

2. Актуализация проблемы

Я уверена, что ФГОС, уважаемая аудитория, знаком вам не понаслышке. Какие группы  результатов заложены в ФГОС? Вы абсолютно правы. Это:

Предметные         Метапредметные         Личностные

Слайд 1

Предлагаю вам посмотреть мультфильм и высказать предположение, о какой группе результатов пойдёт речь сегодня у нас с вами.

Слайд 2

Вы правы, речь сегодня пойдёт о личностных результатах образования в соответствии с ценностными ориентирами начального образования по ФГОС. Их вы видите на слайде презентации.

Слайд 3

Ценностные ориентиры начального образования:

• формирование основ гражданской идентичности личности;

• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

У авторов мультфильма, на мой взгляд, легко получилось нарисовать портрет маленького человечка. А каким вы видите портрет младшего школьника? Предлагаю поработать в группах и дорисовать человечка. Подпишите, пожалуйста, качества личности выпускника начальной школы.

(Приложение 1)

А теперь сравните свои портреты с портретом выпускника начальной школы по ФГОС:

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться
  • Любящий родной край и свою страну
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • Умеющий высказать свое мнение
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 4

(Приложение 2)

Хотелось бы такого выпускника видеть? А возможно ли, на ваш взгляд, получить такой результат?

Что делаете вы, что нужно делать?

Спасибо за ваши предложения. Тема эта, я думаю, актуальна для каждого педагога.

И сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию программы О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" во внеурочной деятельности в соответствие с ценностными ориентирами начального образования. Это цель мастер-класса.

Слайд 5

Участники мастер-класса высказывают свои предположения, сверяют их со слайдом

Смотрят мультфильм

реж. А.Митта, комп. Г.Гладков, сл.Ю.Ким «Точка, точка, запятая»

и высказывают свои предположения.

Работа в группах

Сравнивают свои работы с текстом на слайде

Фронт. беседа

3. Представление  опыта работы

Книга О.В.Хухлаевой попала мне в руки в 2003 году, с той поры с ней не расстаюсь. Почему?

Если кратко определить суть программы –это  создать такие условия ребёнку, чтобы он смог вырасти гармоничной личностью, стойкой к жизненным трудностям. Чтобы принимал себя и окружающих такими, какие они есть на самом деле.

Согласитесь, эта установка полностью соответствует ведущей цели образования:

формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

а также «ценностным ориентирам начального образования, заложенным в ФГОС. Это первый аргумент.

Какой второй аргумент? Ситуация в обществе такова, что в своих семьях дети ощущают дефицит общения.  В условиях современной жизни у родителей, чаще всего, не остается времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому им проще полагаться на то, что это сделает школа. О развитии интеллекта (занятия с репетиторами в преддверии ГИА, ЕГЭ), о физическом здоровье детей родители ещё заботятся, а беседы о добре и зле,  о морали,  о духовности и нравственности перекладывают на школу.

А курс занятий «Тропинка к своему Я» с младшими школьниками как раз направлен на формирование у них необходимых умений и способностей для жизни в обществе:

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

(Приложение 2)

В-третьих, общий портрет первоклассников, впервые переступивших порог школы таков, что требует специально организованных занятий по корректировке поведения, сохранению их психологического здоровья. Судите сами.

По результатам опросов, наблюдений и анкетирования ребят моего класса на начало 1-го года обучения :                                                                                                

Показатели психологического здоровья обучающихся:

-устойчиво адаптировались в новом социуме – 6 человек, 26%;

-повышенный уровень тревожности – у 7 человек, 30%;

-конфликтные дети и дети, испытывающие дискомфорт – 10 человек, 43%;

Показатели физического здоровья:

-норма – 12 человек, 52%;

-нарушения – у 11 человек, 48%.

По данным социометрического опроса

«одиночек и отверженных» детей в классе было 15 человек, 65%;

По уровню воспитанности

Оценивалось 10 параметров качеств личности (хороший-плохой, умный-глупый, аккуратный-неряшливый, послушный-непослушный, внимательный-невнимательный, вежливый-грубый, умелый-неспособный, трудолюбивый-ленивый, честный-лживый). По итоговой оценке 9 человек класса нуждаются в серьёзной коррекционной воспитательной работе.

Слайд 6

Я думаю, многие из вас, коллеги, узнали в этой характеристике своих учеников. Я права? Подобная ситуация требует большой кропотливой работы со стороны классного руководителя. И вот здесь мне на помощь приходят психологические уроки по программе «Тропинка к своему Я». Тематическое содержание занятий вы видите на слайде. Занятия строятся на осознании своих достоинств и достоинств других людей; своих недостатков и того, что все люди имеют недостатки; уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека.

Слайд 7

И, наконец, в-четвёртых, подробно разработанные автором сценарии занятий позволяют любому педагогу освоить этот курс. Структура занятий проста и доступна. Вы так же видите её на слайде.

Слайд 8

I Введение в тему или «Разминка»

-актуализация опыта,

-содействие ролевому развитию,

-содействие развитию воображения,

-формирование юмористического отношения к ситуациям.

Слайд 9

II. Развёртывание темы.

-содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств

III. Индивидуализация темы

-расширение самопознания

IV. Завершение темы

-снятие эмоционального напряжения

-релаксация.

(Приложение 3)

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент занятия, который иллюстрирует «Разминку».

Занятия детям нравятся. По результатам опроса на конец 1-го класса с целью выявления предпочтений школьников среди учебных и внеучебных предметов, на первом месте -73% выборов - «Тропинка к своему Я». Организация занятий – это групповые тренинги через игру и сказку.

Слайд 10

Обучающиеся сидят в кругу, перемещаются свободно по классу. Атмосфера раскованная, непринуждённая. На каждом занятии получаем продукт творческой деятельности. В копилке уже немало  интересных содержательных работ:    

Слайды  11-16                                                                

 «Портрет моего имени», «Ниточки от клубочка тепла», «Портрет класса», «Тропинки к сердцу», «Сердце класса», «Рисунок радости»,  рисунки к сказкам, так называемые «терапевтические метафоры» и мн.др. Творческие работы ребят информативны и для педагога, и для родителей.  

Прочитывают эти умения с опорного листка у себя на столе

Изучают структуру занятий по опорному листу

Просмотр фрагмента видео с занятия

Слушают и просматривают на слайдах работы детей

4. Результативность работы мастера

Уже на второй год занятий можно отметить положительные результаты. Уменьшается число конфликтных ситуаций в классе, улучшаются взаимоотношения между ребятами. Они охотнее и откровеннее высказывают своё мнение, эмоционально раскрепощены, стараются проявлять дружелюбие и терпимость по отношению друг к другу. Расширяется словарный запас учащихся,  они могут дать много положительных характеристик себе и своим одноклассникам.    

По данным социометрии на конец первого класса «одиночек и отверженных» детей в классе только 6 человек (26%), а не 15 (65%)

Совершенно очевидно, что такие серьёзные проблемы быстро не решить. Эти занятия будут актуальны для нас все 4 года. Но опыт последних лет показывает, что на выпуске из начальной школы обучающиеся готовы к сотрудничеству, коммуникабельны, умеют работать сообща.          

В них заложено стремление к саморазвитию, стремление вырасти интеллигентным и свободным человеком. Другими словами у них есть все предпосылки для того, чтобы стать успешными в современном обществе.

5.

Практикум по освоению занятий «Тропинка к своему я»

А теперь предлагаю освоить на практике некоторые упражнения и методики из курса «Тропинка к своему Я».

Упражнение «Топните те, кто…»

«Кто любит смотреть на огонь»

«Кто любит дарить подарки» («Поднимите руки вверх»)

«Кто умеет водить автомобиль» («Помашите руками»)

«Кто не боится бегать под дождём» («Обнимите себя»)

«Кто любит детей» («Похлопайте»)

Это мы с вами проводили разминку. Понравилось?

Упражнение «Цыганка»

Ведущий «превращается» в цыганку. Она предлагает присутствующим погадать.

Желающие обращаются к цыганке со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какая я?»

        Цыганка вытаскивает карточку с написанными светлыми качествами людей со словами: «Правильно я нагадала?»

А это упражнение основной части занятия по теме: «Какой я?»

Упражнение «Интервью»

Интервью, как правило, берут у замечательных людей. Я задам всем один и тот же вопрос «Какая Вы и чем отличаетесь от других людей?»

Спасибо за содействие. Это упражнение с основной части занятия по теме: «Какой ты?» А интересно услышать, как ответили ученики на этот же вопрос?

Послушайте, пожалуйста.

Слайд 17

Участники мастер-класса принимают участие в проведении упражнений

Прослушивание аудиозаписи с занятия

6.

Рефлексия

Каждый из вас пришел на этот мастер-класс со своими целями и желанием  найти ответы на какие-то вопросы.

Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

Считаете ли вы, что мастер-класс помог вам в  выборе средств воспитания детей?

Я готова выслушать ваши отзывы о мастер-классе.

 Ваши замечания, советы, рекомендации?

Продолжите предложения на ваших листочках:

  • В процессе мастер-класса я испытывала (скуку, радость, удовлетворение, неуверенность, сомнение, восторг, …)
  • Меня удивило …
  • Меня насторожило …
  • Меня беспокоит…
  • Мне пригодится в педагогической практике…

(Приложение 3)

Слайд 18

 Спасибо, уважаемые коллеги, за добрые советы и предложения.  С чем-то я, бесспорно, соглашусь, над чем-то обязательно подумаю. Позвольте закончить метафорой:

«Каждый человек имеет свой путь,

поэтому очень важно определить,

какой путь является твоим,

и обязательно идти по нему»

Думаю, эти слова в равной мере относятся и к нам, и к нашим воспитанникам. Желаю вам добрых начинаний и успехов. Спасибо за внимание.

Слайд 19

Участники мастер-класса устно или письменно продолжают предложения по своему выбору

Читают на слайде презентации

Список литературы

1. (http://www.youtube.com/watch?v=mEaPjmVRozY)

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

3. Хухлаева О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии МГПУ. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2001.

4.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010.

5.  Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

6. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: игровые упражнения. – 5 за знания, 2005.

Приложение 1

Приложение 2

Портрет выпускника начальной школы определённый ФГОС:

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться
  • Любящий родной край и свою страну
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • Умеющий высказать свое мнение
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Умения и способности, которые помогает сформировать курс О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я»

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Приложение 3

Структура занятий «Тропинка к своему Я»

I Введение в тему или «Разминка»

-актуализация опыта,

-содействие ролевому развитию,

-содействие развитию воображения,

-формирование юмористического отношения к ситуациям.

II. Развёртывание темы «Основное содержание занятий»

-содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств

III. Индивидуализация темы

-расширение самопознания

IV. Завершение темы

-снятие эмоционального напряжения

-релаксация.

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите предложения:

В процессе мастер-класса я испытывала (скуку, радость, удовлетворение, неуверенность, сомнение,  восторг, …)

Меня удивило …

Меня насторожило …

Меня беспокоит…

Мне пригодится в педагогической практике…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентиры школьного образования

Статья о ценностных ориентирах школьного образования...

Статья на тему «Использование приложения PLICKERS для проведения опроса на уроках и внеурочной деятельности».

Plickers — это удобное приложение для молниеносной оценки знаний учащихся прямо на уроке и внеурочной деятельности. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и ...

Ценностные ориентиры начального образования.

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку ...

Мастер-класс на тему: «Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности по хореографии»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...