Мастер-класс на тему: «Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности по хореографии»
методическая разработка

Очеретова Оксана Александровна

Оксана Александровна Очеретова,

учитель ритмики I квалификационной категории,

МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска

 

Мастер-класс на тему:

«Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и

во внеурочной деятельности по хореографии»

 

 

  1. Цель:

познакомить участников мастер-класса с опытом использования современных приемов работы с пословицами и поговорками на уроках и во внеурочной деятельности по предмету – ритмика.

 

2. Задачи:

- раскрыть содержание мастер-класса посредством практического применения различных видов музыкально-ритмической деятельности на основе использования малых форм фольклора,

- представить участникам мастер-класса приемы развития музыкальности и чувства ритма в условиях активного взаимодействия при выполнении ритмических игр, заданий, упражнений с применением пословиц и поговорок,

- убедить участников мастер-класса в важности, целесообразности и эффективности применения пословиц и поговорок в совокупности с приёмами работы, способствующими развитию музыкальности и чувства ритма на уроках и во внеурочной деятельности,

- предложить использовать в своей педагогической деятельности опыт по применению современных приемов работы, как одно из средств развития речи и нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оксана Александровна Очеретова,

учитель ритмики I квалификационной категории,

МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска

Мастер-класс на тему:

«Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и

во внеурочной деятельности по хореографии»

  1. Цель:

познакомить участников мастер-класса с опытом использования современных приемов работы с пословицами и поговорками на уроках и во внеурочной деятельности по предмету – ритмика.

2. Задачи:

- раскрыть содержание мастер-класса посредством практического применения различных видов музыкально-ритмической деятельности на основе использования малых форм фольклора,

- представить участникам мастер-класса приемы развития музыкальности и чувства ритма в условиях активного взаимодействия при выполнении ритмических игр, заданий, упражнений с применением пословиц и поговорок,

- убедить участников мастер-класса в важности, целесообразности и эффективности применения пословиц и поговорок в совокупности с приёмами работы, способствующими развитию музыкальности и чувства ритма на уроках и во внеурочной деятельности,

- предложить использовать в своей педагогической деятельности опыт по применению современных приемов работы, как одно из средств развития речи и нравственного воспитания подрастающего поколения.

3. Вводная беседа.

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Я веду предмет, который называется «Ритмика». Он является модулем уроков физической культуры. Продолжением предмета является курс внеурочной деятельности  «Хореография».

        Вопрос актуальности и необходимости использования пословиц и поговорок в обучении младших школьников всем нам понятен.

        Наверно, у Вас возникает вопрос: «Каким образом можно использовать пословицы и поговорки на моих занятиях?»  

        Однако и уроки ритмики и занятия хореографией несут, кроме основных образовательных задач, в том числе, большой воспитательный потенциал.

Пословицы и поговорки представляют собой простой и богатый материал, не нуждающийся в адаптации и отвечающий самым высоким художественным требованиям.

Благодаря своей краткости, ритмической организованности, образности и эмоциональной окрашенности включение пословиц и поговорок в различные  этапы урока  ритмики и занятия по хореографии является отличным  подспорьем, причем назначение упражнений и заданий может быть различным.

Конечно же, в процессе выполнения таких заданий, игр и упражнений обязательно идет разбор смысла, поучительного подтекста использованных пословиц и поговорок, проводится работа по выяснению значения, уместности использования в речи, а также к каким ситуациям они подходят.

Использование данных форм фольклора на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе играет немаловажную роль в формировании системы нравственных ценностей, расширении кругозора и обогащении словарного запаса учащихся, развитии образного и творческого мышления ребенка.

Приобщая учеников к восприятию пословиц и поговорок как народной мудрости и народного наследия, включая их в работу на своих занятиях, я ставлю задачи: развивать положительные нравственные качества личности ребенка, повышать уровень воспитанности, сознательности, трудолюбия, воспитывать духовные ценности и чувство патриотизма младших школьников.

4. Практическая часть.

На основе знания о сильной и слабой доле, метрической пульсации и  длительности нот – выполняются различные задания:

  1. Ритмическая игра «Эхо» – прохлопывание ритмического рисунка пословиц и поговорок (аудитория).

  1. Ритмическая игра «Кубики» – метризация  (выделение)  сильной и слабой доли с использованием пословиц и поговорок (аудитория).

  1. Использование пословиц и поговорок определенной тематики, в соответствии с целью и задачами урока (сюжетно-ролевые, коммуникативные танцы-игры и т.п.), например танец-игра «ручеек с платочком» начало пословицы или поговорки говорит ведущий, а заканчивает тот, кому ведущий передал платочек в процессе движения по «ручейку». все это происходит в процессе движения и перестроения в различные  рисунки, фигуры и построения.

  • Делу время, потехе час.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Сделал дело, гуляй смело.

  1. Большая подготовительная работа ведется перед разучиванием и постановкой хореографических  композиций, особенно на основе народного и фольклорного музыкального материала.

Такая предварительная работа очень интересна детям. Им нравится выполнять творческие задания, связанные с подбором пословиц и поговорок на определенную тематику. Помимо этого ребята проявляют инициативу и свои творческие способности, делая иллюстрации к определенной пословице и поговорке, что способствует их приобщению к народной культуре, расширению кругозора, развитию памяти и мышления и зачастую приводит к воплощению сценического образа в танцевальных композициях.

Учащиеся 4 «Б» класса

представляют фрагмент танца Курской области  – «Тимоня».

Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на уроках в начальной школе.

Актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе, особенно очевидна в наше время, когда притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учёбе и живому русск...

Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...

мастер-класс "Применение малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...