Использование малых форм фольклора на уроках в начальной школе.
методическая разработка (2 класс) по теме

Малова Лариса Сергеевна

Актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе, особенно очевидна в наше время, когда притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учёбе и живому русскому языку. Использование малых форм фольклора оказывает положительный результат в работе с детьми. Ребёнок ждёт всегда на уроке чего-то интересного, нового, непонятного, загадочного.  Задача учителя - создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребёнка. Если Вы знаете загадки, пословицы, поговорки, сказки, то  легко справитесь с этой задачей. Хочу предложить коллегам свой опыт в использовании на уроках малых фолклорных форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора на уроках в начальной школе.

Фольклор – устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.  Русский педагог Ушинский К. Д. считал, что первый воспитатель – это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе особенно очевидна в наше время, когда притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учёбе и живому русскому языку.

Положительный результат в работе с детьми оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

ЗАГАДКИ

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их связь с иносказательной речью очевидна. Уже в начале XIX в. они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи.

Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина, геометрические фигуры). Например, при знакомстве с числом и цифрой 8 можно использовать такую загадку:

Тройка в зеркало смотрелась,

Всё вертелась и вертелась,

Любовалась, любовалась,

Носом к зеркалу прижалась…

Посмотреть скорее просим:

Перед вами цифра …(Восемь.)

После того как найдена отгадка, можно попросить учеников показать числовую карточку, соответствующую числу 8, назвать соседей числа 8 в числовом ряду, сравнить число 8 с последующим и предыдущим числами.      Для закрепления знаний о геометрических фигурах, можно предложить загадку, в которой есть слова, содержащие математические термины. Например:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад.

Как зовут его?  (Квадрат).

При изучении темы «Сочетания чк, чн» можно предложить задание с использованием  загадки: «Спиши загадку, напиши отгадку. Подчеркни сочетание чк»:

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Загадки помогают развитию наблюдательности, умению образно воспринимать окружающий мир. В художественной и образной форме загадки указывают на различные приметы и явления природы. Много загадок посвящено временам года.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой - улей  - пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ, ЧАСТОГОВОРКИ

Данные  жанры способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте. Например, при изучении звука [т]: От топота копыт пыль по полю летит.

Для детей скороговорка привлекательна своим соревновательным и игровым началом. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Можно использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой четыре можно предложить такие скороговорки: У четырёх черепах по четыре черепашонка. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чёрнилами четыре чертежа чрезвычайно чисто.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

       В богатейшей сокровищнице русского народного творчества одно из значительных мест занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образной системе поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, эти жанры постоянно пользуются большой популярностью. Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.

Так, при изучении темы «Правописание сочетаний жи-ши» можно предложить пословицы:

Давши слово держись, а не давши крепись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Шило в мешке не утаишь.

Приметы, пословицы, поговорки помогают в  работе при проведении уроков чтения, окружающего мира и внеклассных мероприятиях.

О весне.

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

Снег осенью выпадет рано – и весна будет ранняя, тёплая.

Кукушка стала куковать – морозу больше не видать.

Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

СЧИТАЛКИ

Из всего многообразия жанров и форм детского устного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалки (народные названия: счетушки, счёт, читки, пересчёт, говорушки и т. Д.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Соревнования в сказывании считалок обучают детскому артистизму (фактор эстетический), заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память (познавательная функция), добиваться права вести пересчёт – по детским не писаным законам. Это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счёт, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе (фактор эстетический). Таким образом, считалка несёт познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует   физическому развитию детей.

На уроках математики можно использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном направлении. Например:

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Десять, девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим,

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдёт искать.

СКАЗКИ

Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без

загадки, скороговорки, считалки.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретённые знания с окружающей учащихся действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числе и смысле производимых над ним действий. Например: «Красная Шапочка принесла  бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 5 пирожков, а с грибами в 3 раза больше. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?»

Выполняя решение задачи, ребёнок должен воспользоваться знаниями таблицы умножения на 3.

Присутствие сказочного героя на уроке математики придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математического материала, так и литературного.

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы. Сказка несёт  в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.

Таким образом, использование малых форм фольклора помогает учителю в воспитании и обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)

Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – орг...

Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)

Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)...

Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...

мастер-класс "Применение малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...

Мастер-класс на тему: «Использование малых форм фольклора на уроках ритмики и во внеурочной деятельности по хореографии»

Оксана Александровна Очеретова,учитель ритмики I квалификационной категории,МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска Мастер-класс на тему:«Использование малых форм фольклора н...