Статья. Семейный клуб: содружество семьи и школы
статья на тему

Осипенко Ольга Владимировна

Одна из проблем ребенка, впервые пришедшего в школу, — это незначительный опыт общения с окружающими его людьми. В чем причина этого? С одной стороны, родители не всегда могут и хотят отдавать детей в дошкольные учреждения, где те могли бы контактировать с ровесниками; с другой — современный ребенок большую часть времени проводит не с друзьями и родителями, а возле телевизора или компьютера, «живое» общение подменяется искусственным. Вот почему в первом классе ребенок зачастую не готов к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Выход есть - нужно организовать семейный клуб!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осипенко О.В.

учитель

уачальных классов

МБОУСОШ №32

Приокского района

города Нижнего Новгорода

Семейный клуб: содружество семьи и школы.

Одна из проблем ребенка, впервые пришедшего в школу, — это незначительный опыт общения с окружающими его людьми. В чем причина этого? С одной стороны, родители не всегда могут и хотят отдавать детей в дошкольные учреждения, где те могли бы контактировать с ровесниками; с другой — современный ребенок большую часть времени проводит не с друзьями и родителями, а возле телевизора или компьютера, «живое» общение подменяется искусственным. Вот почему в первом классе ребенок зачастую не готов к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

В первом классе мы прежде всего провели диагностику и получили следующие данные: успехи в обучении и воспитании, адаптация первоклассников прямо зависят от мотивации, и по данным критериям в классе (автор — классный руководитель 1 «А») достаточно хорошая ситуация; но в числе изолированных 17 % детей (4 человек) — это много.

Таким образом, необходимо было создать благоприятные условия для формирования основ педагогической грамотности у родителей в вопросах воспитания детей в период адаптации первоклассников.

Цель семейного клуба «Радуга»: создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников и их родителей.

Задачи:

  • Сформировать во взаимоотношениях родителей и детей систему здоровых семейных ценностей, установок.
  • Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребенка путем вовлечения его в познавательную, игровую и эстетическую деятельность.
  • Способствовать самоопределению и самовыражению ребенка в семье, школьном коллективе.

Создавая семейный клуб «Радуга», мы постарались построить такую модель взаимодействия детей и взрослых, которая учитывала бы возрастные особенности младших школьников, их потребность в общении. Идея состояла в том, чтобы каждому ребенку в коллективе было хорошо, чтобы он хотел идти в школу и мог бы проявить себя в различных видах деятельности. При этом важна роль родителей — они будут первыми помощниками учителя в воспитательном процессе. Участие родителей в воспитательном процессе — это не только деятельность в семейном клубе, но и работа в родительских комитетах класса и школы, в попечительском совете, в инициативной рабочей группе. Семейный клуб — максимально открытая система, где используется социокультурный потенциал района и города.

Формирование детского классного коллектива происходит именно через семейное воспитание.

Объединение детей — дело серьезное. Однако для ребенка это прежде всего игра, с конкретными радостями и переживаниями. Как всякая игра, она имеет определенные законы, правила. У каждого участника есть своя роль и свой интерес. Организуя такую модель содружества, как клуб, мы понимали, что для детей это будет игра, пусть длительная по времени (четыре года начальной школы), но воспитывающая по характеру.

Развитию субъектности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Соуправле-ние осуществляется высшим органом — Советом клуба, в который входят глава семейного клуба и его помощники (сменный состав). Помощники входили в совет по мере организации в рамках клуба творческих объединений по интересам. Творческие объединения обеспечивают чередование у детей групповых творческих поручений с поддержкой родителей. Постепенно происходит переоценка, переосмысление позиции каждого. Сначала лидеры группы, а затем остальные участники стараются взять на себя функции организаторов.

Основная цель работы творческих объединений заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответов на их вопросы, помочь раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Этапы функционирования семейного клуба:

  • 1-й класс. Ведутся наблюдение и диагностика, по результатам которых определяются оптимальные методы и формы создания коллектива семейного клуба. Происходит его становление. Основные организационные функции возложены на учителя и родителей.
  • 2-й и 3-й классы. Родители активно включаются в процесс организации семейного клуба. Дети стараются внести в эту деятельность свои идеи и воплотить их по мере возможности в совместном творчестве.
  • 4-й класс. Клуб — объединение детей и взрослых, в котором дети играют ведущую роль как в организации, так и в проведении совместных творческих дел. На протяжении двух лет складываются традиции класса, в третий и четвертый год он следует этим традициям.
  • В деятельности клуба в зависимости от ее направлений выделяются четыре объединения:
  • По нравственно-эстетическому направлению — «Театральное» (театр «Улыбка», СМИ «Классные новости»). Сплочению коллектива, развитию личности каждого ребенка способствовало создание информационно-познавательного издания для детей и родителей «Классные новости». На его страницах отражается

жизнь класса, незабываемые встречи, веселые минуты. Каждый ребенок может увидеть плоды своего творческого труда, рассказать о своих интересах, увлечениях, поделиться

радостью открытий. В рамках этого творческого объединения вышли книги «Загадки 2 "А"», «Моя семья», «Мир в котором я живу».

  • По интеллектуально-познавательному направлению — «Эрудит» (интеллектуальные конкурсы). Творчество, активность, поиск, стремление к нестандартным решениям — это то, что может дать детям клуб. В рамках данного объединения происходили коллективное обсуждение и создание атрибутики клуба, каждый высказывал и отстаивал свое мнение. Эмблемой стало солнышко с 26 лучиками — по количеству детей. Песня «Неразлучные друзья — взрослые и дети» отражает наше содружество детей и взрослых. Девиз звучит как призыв: «Будем весело дружить, будем вместе мы творить, нам семейный клуб поможет нашей дружбой дорожить».
  • По здоровьесберегающему направлению — «Маленькая страна». Это и проведение различных спортивных мероприятий и турслетов, и участие в различных конкурсах и эстафетах. Семья Заварзиных в этом учебном году заняла первое место в городских соревнованиях «Мама, папа и я — спортивная семья».
  • По гражданско-патриотическому направлению — реализация социальных проектов объединения «Россия, родина моя». В рамках работы семейного клуба был разработан и реализован социальный проект «Зеленый дом моей мечты». Его основной идеей было показать учащимся красоту растений и разъяснить значимость озеленения классной комнаты в рамках школьного смотра кабинетов. При реализации проекта дети получили элементарные практические навыки по выращиванию растений, расширили свой исследовательский опыт, ознакомились с основными правилами декоративного оформления комнаты, получили некоторые экологические знания. У учеников появилась гордость за свой труд — частичку, внесенную в общее дело по благоустройству кабинета, школы.

Родители и дети включены в работу объединений в зависимости от желания, интересов и возможностей. Запуская данный механизм, мы предполагали, что родители, которые руководят объединениями, будут включать в свою деятельность прежде всего своих детей, а с ними и всех остальных, но оказалось, что дети охотнее занимаются в других объединениях, то есть под началом других родителей. Внимание в любом случае уделяется каждому ребенку.

Мы убедились, что данная форма работы с родителями создает максимально благоприятные условия как для развития классного коллектива, так и для раскрытия каждой личности.  Учащиеся активны в конкурсах, проектах, программах районных и региональных уровней. Детский коллектив награжден почетными грамотами и дипломами.

Нам хочется, чтобы семейный клуб был творческим объединением детей и взрослых; чтобы дети взглянули на себя и на своих ровесников другими глазами, увидели в одноклассниках товарищей, единомышленников; чтобы умели дружить, сопереживать и тянулись к новым знаниям. Ребята вырастут, но останется главное — стремление к сотрудничеству, к общению друг с другом.

Опыт показывает, что благодаря хорошо организованной совместной деятельности школа и семья действительно становятся партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и играет определенные роли. Работа семейного клуба дает учащимся и их родителями прекрасную возможность получить умения и навыки индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Воспитательная система класса / под ред. Е. Н. Степанова. — М., 2005.

2.        Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е. Н. Степанова. — М. : ТЦ «Сфера», 2003.

3.        Кисицина, Н. Как разбудить собственную активность ученика / Н. Кисицина. — М. : Чистые пруды, 2007.

4.        Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е. Н. Степанов. — М., 2004.

5.        Тулузова, В. Л. Первый класс — день за днем / В. Л. Тулузова. — СПб. : КАРО, 2001.

6.        Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева. — М., 2004.

7.        Яровая, Л. Н. Внеклассные мероприятия: 2 класс / Л. Н. Яровая. — М. : ВАКО, 2007.  "ЛИГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские комитеты, как одна из проверенных жизнью форм содружества семьи и школы

Родительские комитеты — одна из проверенных жизнью, устоявшихся форм содружества семьи и школы. Главная задача родительского комитета — помогать семье и учителю в воспитании детей. Члены родительского...

Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.

Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....

Заседание семейного клуба «Содружество» на тему "Наша планета"

Цель: убедить учащихся и родителей в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.Задачи: - ознакомить с глобальными проблемами  загрязнения планеты Земля...

Содружество семьи и школы – фактор обеспечения успешности ребенка.

Критерием эффективности работы с родителями в начальной школе служит сформированность  положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому колле...

Содружество семьи и школы. Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой Т.А.

. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заб...

Содружество семьи и школы как основных институтов воспитания подрастающего поколения

В работе содержатся формы, приёмы и методы организации учебной и воспитательной работы в начальной школе в сотрудничестве  семьи и школы....

Статья" Содружество семьи и школы-фактор обеспечения успешности ребенка"

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои,...