Фестиваль народов Кавказа национальность Кумыки
статья (4 класс) на тему

Мирошниченко Елена Павловна

Культура и традиции кумыков,  сценарий обряда "Побратимства",  статья о ветеанах и труженниках тыла ВОВ - кумыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История и культура кумыков.

http://photo.cpnc.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=69&g2_serialNumber=1

Численность в Российской Федерации составляет 503 060 человек. Самоназвание – къумукълар.                                                                                   Большая часть кумыков живет на равнинных территориях Дагестана – на Кумыкской равнине, а также в Чечне и Северной Осетии.                                Приморская Кумыкская равнина была плотно заселена со II тыс. до н.э. В I тыс. до н.э. усилилось проникновение на территорию Дагестана степных племен, особенно сарматов.                                                                                            В начале раннего средневековья (II в. н.э.) на Кавказе обосновались прототюркские племена савиров и болгар. В IV в. сюда стали переселяться гунны. В VII – X вв. в период существования Хазарского каганата племена равнинного Дагестана оказались в его географическом центре. Долгое время столицей Хазарии был г. Семендер, расположенный на побережье Каспийского моря, на реке Терек. Впоследствии, из-за опасности арабского завоевания, столица хазар была перенесена в город Итиль, в низовья Волги. После этого Семендер превратился в столицу царства Джидан, вассального Хазарии. Это царство занимало территорию современной  Кумыкии – прикаспийские равнинные земли.                                                                                                  

Во время арабской экспансии, особенно в VIII в., постоянные военные столкновения происходили в районе Дербентского прохода. Но арабы не сумели подчинить себе Кавказ. После распада Хазарии равнинный Дагестан сначала входил в сферу влияния половецкого государственного объединения Дешт-и-Кипчак (XI – XIII вв.), и затем – в состав Золотой Орды (XIII – XV вв.). Массовое появление кипчаков (половцев) в прибрежных районах Кавказа пришлось на начало XI в. Их переселение усилилось после поражения на реке Калка в 1223 г., нанесенного кипчакам монголами. О длительном пребывании кипчаков в равнинном Дагестане свидетельствует язык кумыков.                                                                                                             Процесс формирования кумыков начался еще в рамках царства Джидан. Впервые кумыки упоминались во время образования монгольского единого государства в XIII в. Это упоминание содержалось в сочинении посла римского папы, совершившего путешествие в общемонгольскую столицу Каракорум. В нем среди прочих народов, подчиненных монголами, названы «комуки».                                                                                                                             В XV – XVI вв., после распада Золотой Орды, на территориях кавказского Прикаспия возникло несколько самостоятельных государственных образований. К этому времени на кумыкских землях сформировалась экономическая, политическая и языковая общность. В XV – XVI вв. часть кумыков входила в Казикумухское шамхальство. Самым значимым в истории кумыков было Тарковское шамхальство, владетель которого считался старшим среди кумыкских князей. Последние самостоятельно решали свои внутренние дела и несли по отношению к шамхалу обязательства, заключавшиеся в предоставлении ему вооруженных людей.

    Контакты кумыков с русскими начали устанавливаться со второй половины XVI в. Россия оказывала местным владетелям помощь в борьбе против турецких и персидских завоевателей. С XVI в. начался приток русского населения, в основном казачьего, на реку Терек. Строительство русских крепостей  в Дагестане происходило в XVIII в. при Петре I. Шамхалы за верноподданническую службу получали от российских властей жалование, чины и награды. В 1813 г., по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору, вся территория Дагестана была объявлена российским владением.

     До второй половины XIX в. кумыкские правители сохраняли свои политические права. Но русское военное командование на Кавказе вело политику постепенного установления имперской власти. Значительная часть кумыкской аристократии после присоединения Дагестана к России поступила на российскую военную службу. При Тарковском шамхале и Мехтулинском хане в 1820 – 40-х гг. состояли русские офицеры – «помощники по управлению владениями». В 1827 г. Кумыкская равнина находилась под управлением «главного кумыкского пристава», а в административные единицы, его составлявшие (Эндиреевский, Аксаевский, Костековский округа), были назначены «частные приставы». В 1876 г. все административное управление перешло к российским чиновникам. В 1883 – 1917 гг. верховная власть в кумыкских областях принадлежала Кавказскому военному губернатору. По крестьянской реформе 1865 – 1867 гг. земля была разделена поровну между знатью и «народом» – сельскими общинами. В общинах до 1917 г. сохранялось самоуправление, главной задачей которого было распределение и сбор налогов. В советское время среди кумыков, в основном живших в сельской местности, была проведена коллективизация. Административных изменений не произошло. С 1921 г. территория расселения кумыков была включена в Дагестанскую АССР.                                    В 1989 г. возникла влиятельная общественно-политическая организация – Кумыкское народное движение «Тенглик» («Равенство»). Движение ставило задачу сохранения этнических традиций кумыков.                                               Ведущей отраслью традиционного хозяйства кумыков являлось земледелие. В основном они возделывали пшеницу, ячмень, просо, рис, кукурузу. Кроме того, практиковалось виноградарство и пчеловодство. Среди огородных культур на первом месте стояли бахчевые – тыква, арбузы, дыни, а также фасоль, огурцы, лук, чеснок, перец. После присоединения к России появились такие виды огородных растений, как картофель, помидоры, капуста, морковь. В садоводстве культивировали яблони, груши, сливы, тутовник, черешни, кизил, грецкие орехи. Среди технических культур возделывали хлопок и марену (траву для получения красящих веществ). Хлопок использовался в основном в домашнем производстве, поэтому в XIX в., с распространением среди кумыков тканей фабричной выработки, его посевы практически исчезли. Марену же выращивали в промышленных объемах и еще в XVIII в. вывозили на российские и восточные рынки. Также разводили тутового шелкопряда и вырабатывали шелк. Земледелие носило поливной характер; не поливали сенокосные угодья. Раз или два за лето проводилась прополка зерновых. Во время таких прополок, а также во время сбора урожая устраивались  коллективные работы, в которых принимали участие все соседи и родственники.

Вторым по значению в традиционном хозяйстве кумыков было скотоводство. Оно было отгонным. Начало перегона отмечалось торжественным праздником. Разводили лошадей, коров, буйволов, овец. Два раза в году – весной и осенью – проводили ручную стрижку овец.  Для каждого вида животных создавались отдельные отары, стада или табуны. Уходом за скотом занимались женщины, а его выпасом – мужчины. У кумыков существовало и птицеводство, которое считалось чисто женским занятием.

Подсобным промыслом кумыков можно назвать рыболовство. Основным видом занятий оно являлось в прибрежных поселениях. Также разрабатывались соляные выходы возле села Тарки. Значение соледобычи повышалось по мере промышленного развития каспийской рыбной ловли. Довольно рано у кумыков началась нефтедобыча. Нефть применялась для освещения, отопления, смазки сельскохозяйственного инвентаря. Получение из нефти керосина началось во второй четверти XIX в.                                       Наличие большой сырьевой базы вызвало у кумыков раннее развитие разнообразных ремесел. Прежде всего, это текстильные производства – обработка шерсти, изготовление сукна, ковров, обработка шелка, хлопка и изготовление одежды. Кроме того, традиционно у кумыков была высоко развита обработка кожи и шкур. Особыми ремеслами являлись металлообработка, изготовление утвари, оружия и гончарное дело. Текстильные производства были женскими, металлообработка и гончарное ремесло – мужскими занятиями.                                                                    Современные кумыки исповедуют ислам суннитского толка. Кроме того, в народных поверьях и обрядах сохранился значительный пласт традиционных древних верований.

Многоженство у кумыков было достаточно редким явлением. Главенство в семье имел мужчина – дед, отец  или старший брат. Старшему мужчине принадлежало право распоряжаться имуществом. Он имел решающий голос на семейных советах. Женщины были полностью подчинены как в правовом, так и в имущественном плане. Отношения внутри семьи, особенно если она включала несколько поколений, основывались на принципе старшинства. В распределении женских работ, в воспитании детей и особенно внуков решающее слово принадлежало старшей женщине, часто бабушке. Для традиционной кумыкской семьи было характерно сохранение связей между ее членами и после создания ими собственных семей – братья должны были принимать в свой дом разведенных сестер.

Наиболее распространенным типом поселения у кумыков являлось поселение, состоявшее из нескольких десятков или сотен домов. Связующим звеном была мечеть. На усадьбе располагались жилые и хозяйственные постройки, обносившиеся забором с массивными деревянными воротами. Традиционные жилища, особенно у засулакских кумыков, живших на равнине, строились из саманного кирпича (с примесью растительных волокон) на каменном фундаменте и покрывались соломой. Крыши, как правило, были плоскими. У южных кумыков дома строились целиком из камня. Стены внутри и снаружи обмазывались глиной.    

http://photo.cpnc.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=66&g2_serialNumber=1

Древнейшей формой кумыкского традиционного дома являлось прямоугольное наземное жилище. Пол очаговой части дома был выше, чем в другом помещении. Перед входом располагался очаг. Над очагом помещалась перекладина, к которой крепилась цепь с крюками для большого и маленьких котлов. В накапливавшейся золе пекли хлеб. Дым от светильника и очага выходил наружу через отверстие в потолке. Позднее, в XIX в., очаг стали делать в углу комнаты, чтобы из двух стен получился дымоход. Для лучшей тяги входную дверь держали полуоткрытой. Окон не было. В стенах жилища имелось множество ниш, куда ставили посуду. Позже жилище преобразовалось в многокомнатное, рассчитанное на большую семью. К основному помещению пристраивались спальные комнаты. В самой большой комнате находилась кухня. Обязательным элементом дома была веранда, выходившая во двор. Опорный столб, располагавшийся посередине комнаты, украшался сверху резными изображениями львиных голов. Двери всегда делались очень низкими, из цельных досок и также украшались резьбой. Окошки в кумыкских домах появились поздно, были они очень маленькими, а свет проникал в основном через входные двери. В традиционном кумыкском доме не было мебели. Полы и стены покрывались коврами.                                                                           В родственную группу (тухум) в XVIII – XIX вв. входили родственники по линии отца до третьего колена включительно, в среднем 100 – 150 человек. Поэтому тухум менялся в каждом новом поколении. Стоявшие во главе его старейшины были хранителями обычаев, входили в совет территориальной общины. Члены тухума несли ответственность за  тяжкие преступления, совершенные родственником, особенно в случае кровной мести. Женщины членами тухума становились после замужества. Они принимали активное участие в обрядах, связанных с похоронами. Оплакивание умершего и выражения соболезнования проводились строго по степени родственной близости.                                                                                                                          В 1865 г. русская администрация кровную месть заменила штрафом – выкупом. Кроме того, предписывалось обязательное примирение тухумов убитого и убийцы, а он сам должен был на несколько лет уйти в изгнание. После его возвращения производился обряд окончательного примирения родов, который часто скреплялся браком их представителей.

До XX в. соседская община – «джаамат» состояла из представителей разных тухумов. Ее главным назначением было наделение землей семей, входивших в общину. Пахотные территории и сенокосы предварительно разделялись на части и потом по жребию распределялись между группами семей. Такие переделы происходили раз в несколько лет. Число людей в семье в расчет не бралось. Не могли получить надел вдова, не имевшая сыновей, и не член джаамата.

Ритуальное гостеприимство, своего рода побратимство, практиковалось между представителями разных родов. Кунаки визитами друг к другу поддерживали связь между далеко расположенными селениями. Если у человека было несколько кунаков, то один из них считался главным, ему наносился первый визит. Но кунаком признавался и случайный гость, которого следовало принимать так же, как и самого почетного. В случае присутствия в доме гостя следовало скрывать от него все происшествия, даже смерть кого-либо. Гость считался неприкосновенным.

Обычаи и традиции кумыков.

http://boxmail.biz/constructor/img/109658.jpg

Кумыки строго соблюдали обычаи гостеприимства, свято почитаемые и в наши дни. Гость окружался особым вниманием и заботой. Правом гостя мог воспользоваться даже кровный враг. Отказ в гостеприимстве считался безнравственным поступком и строго осуждался. Спрашивать гостя о цели визита считалось неприличным. Гость, со своей стороны, должен был держаться скромно, умеренно есть и пить. У кумыков было развито куначество – постоянные дружеские отношения между чужими людьми. Кунаки оказывали друг другу всяческую помощь и поддержку. Часто они заменяли детям умерших родителей. В каждом, даже небогатом, доме устраивалась особая кунацкая комната. Ее обставляли лучшей мебелью, украшали коврами и оружием. На протяжении веков соблюдался и обычай кровной мести. Позднее он был заменен уплатой алыма: родственники убийцы должны били уплатить семье погибшего выкуп. Если пострадавшая сторона принимала выкуп, это означало начало примирения. Посредниками в переговорах выступали самые уважаемые жители селения.

Юноши и девушки знакомились во время коллективных работ или на свадьбах. Но решающее слово при выборе невесты или жениха принадлежало родителям. Учитывались происхождение невесты и жениха, их имущественное положение. От невесты требовалось, чтобы она была здорова и трудолюбива. Иногда брак осуществлялся путем побега юноши и девушки или похищения невесты.                                                                        Родители жениха сами не могли сватать невесту. Для этого ими выбирался кто-то из уважаемых знакомых. По обычаю, сват посещал дом невесты несколько раз. Иногда сосватывали маленьких детей. С целью сохранения родового имущества у кумыков существовал обычай заключать брак внутри отцовского рода. Обязательна была уплата калыма (выкупа за невесту). Калым делился на две примерно равные части. Половина шла на «возмещение» семье невесты, другая предназначалась ей самой на обзаведение необходимым хозяйством. Девушке, кроме того, полагалось приданое, состоявшее из домашней утвари и скота. По достижении договоренности о размерах калыма совершалось обручение. Родителям невесты на празднике обручения вручался дорогой подарок. После обручения невеста находилась дома до двадцати дней, пока не получала от жениха разрешение выходить на улицу. До свадьбы жених и невеста избегали встреч друг с другом на глазах односельчан, встречаться они могли только тайно.

Свадьба длилась три дня. Угощение готовилось отдельно для мужчин и женщин. Все гости приносили подарки. Невесте дарили необходимое в хозяйстве, жениху – продукты и деньги. Обязательными были танцы и песни. На второй день свадьбы совершался торжественный перевоз невесты в дом жениха. Невесту одевали в присланную женихом новую одежду, закутывали в покрывало. С наступлением сумерек в специальной арбе с плетеным из орешника высоким верхом, покрытым узорным ковром, ее перевозили в дом мужа. Девушку провожали подруги и мужчины – ее соседи, почетные гости.

Сопровождавшие,  невесту требовали вознаграждение за разрешение ввести ее в дом. Обычно это был кинжал, который получал подросток, ведший на поводу волов, запряженных в свадебную арбу. Девушку обсыпали сладостями, мукой и мелкими монетами. Ее родственница или многодетная соседка опускала палец в миску с медом и давала облизнуть его невесте.     Затем, обмакнув руку невесты в мед, она ставила отпечаток на стене. Все это должно было способствовать счастливой жизни. Сопровождавшие невесту мужчины находились в комнате до прихода жениха. Они давали родственникам жениха трудно выполнимые задания, например, принести зимой арбуз или летом – лед. Чтобы войти в комнату невесты, жених должен был сделать ей подарок и отгадать загадку. Загадки отгадывала и невеста. Распорядителем всего торжества был «хан» или «шах». Он мог наложить на гостя штраф. Новобрачные в торжестве не участвовали. Невеста сидела в углу комнаты, за ширмой, а жених уходил к родственникам и появлялся в доме только после того, как разойдутся все гости. На второй день свадьбы устраивались конно - спортивные состязания. О них оповещали заранее, чтобы смогли приехать участники из других сел. В качестве приза хозяин свадьбы выставлял корову или теленка. Нередко призами были серебряный кинжал, жеребенок, серебряные деньги.                                                         Вечером четвертого дня после свадьбы к молодой приходили родственники мужа. Ей задавали различные шуточные вопросы, на которые она не обращала внимания, а лишь угощала гостей вином и сладостями. Через две-три недели совершался ритуал первого выхода новобрачной за водой.

Ее сопровождали родственницы во главе со старшей родственницей мужа. Процессия двигалась к источнику под музыку и песни, встречных одаривали сладостями.

Спустя месяц после свадьбы невестку вводили в большую комнату дома мужа. По этому поводу устраивалась пышная церемония. Молодую сопровождала наставница и подруги. Они несли на голове подарки для родни мужа: войлочные ковры, отрезы тканей, мелкие вышитые предметы. Родственницы мужа приветствовали невестку, желали ей благополучия. Затем она возвращалась в свою комнату, где проходило угощение подруг.

Невестку не сразу допускали к участию в хозяйственной жизни семьи. Первое время после свадьбы она не могла заговаривать ни с кем, кроме мужа. Когда свекровь снимала разговорный запрет, невестка должна была сделать ей подарок. Особенно долго, иногда несколько лет, длился запрет на разговор невестки со свекром. Обряд снятия запрета сопровождался торжеством с участием близких и обменом подарками между свекром и снохой. В кумыкской семье строго соблюдался обычай, согласно которому с первых дней супружества невестка должна была придумать своим новым родственникам красивые имена – ласковые для молодых и уважительные для стариков.                                                                                                                    Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Еще до рождения свекровь готовила младенцу одежду, пеленки, люльку. Считалось, что роженицу и новорожденного очень легко «испортить», поэтому в комнату, где она находилась, не допускались посторонние. Главным врагом рожениц считали злого духа – женщину огромного роста с распущенными волосами. Поэтому во время родов в помещении, где находилась роженица, закрывали все окна и двери. О рождении ребенка сначала сообщали свекрови, потом другим членам семьи. Женщину кормили специальным кушаньем из пшеничной муки с медом и виноградом. Принято было снимать с головы отца новорожденного папаху, которую тот был обязан выкупать. Поздравлять семью с рождением ребенка приходили родственники и соседи. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. В люльку ставили миску с мукой как пожелание того, чтобы младенец дожил до глубокой старости, когда его волосы станут белыми, как мука. Имя выбиралось на семейном совете. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка.

До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.

Умершего вскоре после смерти обмывали; за свой труд те, кто выполнял это, получали его одежду. На покойника надевали новое белье из белой материи, на женщин, кроме того, лучшее платье, украшения, красили лицо, а затем заворачивали тело в двойной или тройной саван. Согласно традиционным древним верованиям, душа умершего постоянно наблюдает за жизнью живых родственников. После того как могилу зарывали, на нее лили воду, чтобы «разбудить» душу для новой загробной жизни. Принято было в течение нескольких часов оставаться у свежей могилы, чтобы охранять ее от злых духов и для того, чтобы, «проснувшись», покойник не испугался своего нового обиталища. Во время оплакивания было принято надевать одежду умершего или держать ее в руках. Оплакивание сопровождалось скорбными причитаниями. После каждого принятия пищи кумык должен был поименно назвать своих умерших родственников и пожелать, чтобы их души были сыты. Согласно поверьям, голодные души могли навредить дому. Участникам похорон раздавали деньги, сахар, халву, при похоронах женщины – шелковую материю. Оплакивание умершего длилось пять дней. Родственники покойного должны были всех приходящих угощать мясом и до сорока дней раздавать кусочки мяса с хлебом.

    В сельскохозяйственном календаре кумыков, основанном на солнечном цикле, время делилось на четыре сезона. Если весной бывали заморозки, это объяснялось войной зимы и лета. Начало осени связывали с появлением звезды Туршу, которая рождается примерно 20 – 25 августа, выходит из моря в виде горящего полена и со свистом уходит на север. Нельзя было смотреть на Туршу – по поверьям, увидевший эту звезду вскоре умрет. Поэтому в конце августа старались не выходить ночью из дома. Сохранялся и культ огня. Самыми серьезными считались клятвы и проклятия, связанные с огнем домашнего очага. Начало полевых работ отмечали ритуалом «сжигания зимы». Он проводится в двадцатых числах марта. В поле, за селением, зажигали большие костры, вокруг них собиралась молодежь, устраивались игры, танцы, прыжки через огонь.

Обряд «Земире» был посвящен богине дождя. Ее описывали как женщину большого роста и силы. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся на руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки пели песню-моление о дожде. Песня исполнялась у ворот каждого дома. Хозяева домов обильно поливали девушек водой и одаривали продуктами.

Обряд «Гудурбай» первоначально был связан с божеством урожая. Совершался он только осенью, во время уборки хлеба, исключительно юношами. Они подходили к воротам домов и пели ритуальную песню, в которой просили о богатом урожае, благополучии, счастливой жизни. Хозяева дарили участникам обряда сладости. В XIX в. обряд уже не имел магического значения и проводился юношами с целью сбора подарков, которые они подносили девушкам во время коллективных работ по уборке урожая. Первый хлеб из муки нового помола давали младшему ребенку, считая, что, как он его съест, так же будет питаться в течение года и вся семья.    К большим торжествам – свадьбам, религиозным праздникам приурочены конно-спортивные игры. Скачки, джигитовка, а также стрельба из лука – самые популярные виды спорта. В них принимают участие в основном юноши.                                                                                                                                              В кумыкском фольклоре самое значительное место занимают эпические песни, сказки, сатирические рассказы и анекдоты, загадки, пословицы и поговорки. Обрядовая поэзия включает свадебные, похоронные, колыбельные, урожайные и ритуальные песни. Кумыкский танец, разновидность лезгинки, имеет более двадцати вариантов. Танцы и песни сопровождаются аккомпанементом на традиционных музыкальных инструментах: органе (гармоника), зурне и сыбызгы (духовые), барабанах и бубнах.

         http://kumukia.ru/tpl/images/a2015_1.jpg              http://kumukia.ru/tpl/images/a2015_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль народов

Даная презентация узнать о Азербайджанской республике, о государственных символах, о народной одежде мужчины и женщины и о достопримечательностях республики...

Проект "Фестиваль народов мира".

Фестиваль народов мира.Основные цели проекта:- проведение яркого, динамичного и насыщенного праздника;- получение участниками положительных эмоций, заряда бодрости, повышение творческого потенциала;- ...

Сценарий праздника "Фестиваль народов России"

Сценарий праздника "Фестиваль народов России"...

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"

Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

проект Фестиваль народов мира

В проекте представлен материал о Киргизии: географическое положение, государственные символы, климатические условия, достопримечательности, культура, традиции, национальная кухня, одежда. презентация...

«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».

Цель:  Формирование и развитие  художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.Задачи:    1.  Прочитать ...

Проект посвящённый дружбе народов "Украинский национальный костюм "

Наша страна многонациональна. В нашей школе учатся дети разных национальностей. Каждый народ сохраняет свои традиции.К Дню семьи в нашей школе был подготовлен проект о дружбе народов :каждый класс выс...