Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
проект (1 класс) на тему

Уварова Елена Викторовна

При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».

     Считаю, что воспитательная система класса базируется на комплексе

  • воспитательных целей;
  • содружестве людей,  их деятельности, направленной на достижение этих целей;
  • отношений, возникающих между участниками деятельности;
  • той части окружающей среды, которая освоена классом для реализации поставленных задач.

     В основе построения классной воспитательной системы в рамках общешкольной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» ведущее место занимает программа духовно-нравственного развития, которая корректировалась и дополнялась в ходе учебно-воспитательного процесса. Она включает в себя все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную.   

 Одно из направлений программы – развитие субъектных свойств обучающихся средствами краеведения. Это направление охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества.

Цель работы по данному направлению – создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях нашей Родины.

Основные задачи программы:

  • позволить ребёнку изучать родной край;
  • познакомить с историей возникновения заповедных мест;
  • развивать интерес к процессу познания;
  • способствовать формированию нравственных качеств и чувств патриотизма.

Программа включает следующие разделы:

  • «Семь «Я» в одном слове». (1 класс)
  • «История моей школы. Мои одноклассники». (2 класс)
  • «Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка». (3 класс)
  • «Бурейский район – частица России». (4 класс)    

     Анализ педагогической литературы показал, что ценности, выработанные веками в истории человечества и признаваемые как всеобщие, являются приоритетными в современном образовании.

     Основу содержания программы составляют ценности:

 человек, земля, Отечество, общество, коллектив, семья, мир, культура, знания, труд, здоровье.   

     В основе программы лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных технологий, которые создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. Одним из эффективных методов в формировании у младших школьников базовых ценностей и включении их в собственный опыт является метод проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Актуальность

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно актуальны они сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Забвение ценностных ориентиров и вековых нравственных норм, отрицание моральных устоев привели к трагическим последствиям, выразившимся в росте детской преступности, распространение наркомании, моральном нигилизме молодёжи. Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка, должен уделить этой проблеме особое внимание? Задача педагога состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

     В последние годы наметились изменения в плане восстановления ответственности, активной роли государства, семьи и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании. В педагогической печати широко обсуждаются вопросы нравственного воспитания, его содержания и методов. Одним из базовых документов  «Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения»  для начальной школы стала   «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2010).  В этих условиях повышаются требования к готовности учителя начальных классов осуществлять нравственное воспитание младших школьников, владение им методикой такого воспитания. Определена система ориентиров и социальных ценностей, цели воспитания, основные виды и минимальный объём социальных услуг по воспитанию детей и молодёжи в 21 веке. Отмечается, что воспитание личности в новом тысячелетии должно основываться на гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободе и ответственности, ценности природы, социума, личности. В этой связи основная задача школы состоит в обеспечении условий формирования позитивного опыта растущего человека и его гражданского становления. В обществе востребованы граждане, воспитать которых можно, лишь создав условия для самореализации, начиная с дошкольных учреждений и начальной школы. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

     От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребёнка в подростковом и юношеском возрасте. В связи с этим актуальной становится задача  научить ребёнка осознавать собственный опыт, рефлексировать и встраивать его в структуру имеющегося, пользоваться им в условиях различных видов деятельности, что позволяет расширить его субъектную позицию. Данная задача решается через процесс накопления средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются возможности ребёнка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.

     В процессе практической деятельности учитель начальной школы решает задачи обучения, развития, воспитания, среди которых особое внимание заслуживают воспитательные задачи.

     Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают из общей образовательной школы, сущность которой заключается в формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия и содействии его гражданскому становлению.

     Формировать позитивный социальный опыт означает не только передавать школьникам опыт накопленный человечеством, но и наращивать их собственный индивидуальный опыт:

  • опыт знаний и эмоционально-ценностных отношений, действий и способов деятельности;
  • опыт наблюдения позитивных образцов поведения;
  • эмоционально-чувственный опыт (эмпатии, сопереживания, сочувствия);
  • опыт межличностных коммуникаций (общения и ролевого взаимодействия);
  • опыт успешной самореализации в различных видах деятельности, в принятии самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;
  • опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • опыт прогнозирования, проектирования и последующего анализа собственной деятельности.

     Однако не всегда то, что ребёнок встречает в своей жизни, совпадает с оценками и требованиями, зафиксированными в правилах и нормах поведения, принятых в обществе. И задача взрослого – ориентировать ребёнка, учить в частном видеть общее, отличать его от случайного. Решению этих непростых задач служит школьная воспитывающая среда, которая призвана обеспечить развитие духовно-нравственной сферы каждого воспитанника. Воспитывающая среда, по мнению Я. Корчака, - это дух, который царит в школе, который подчиняет, по отношению к которому отдельные педагоги не вправе занимать произвольную позицию.

     За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой ситуации учитель может повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и поступками. Он может повлиять на часть того мира, в котором живёт школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание воспитательной работы учителя начальных классов.

Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Обобщение опыта

   

 При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».

     Считаю, что воспитательная система класса базируется на комплексе

  • воспитательных целей;
  • содружестве людей,  их деятельности, направленной на достижение этих целей;
  • отношений, возникающих между участниками деятельности;
  • той части окружающей среды, которая освоена классом для реализации поставленных задач.

     В основе построения классной воспитательной системы в рамках общешкольной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» ведущее место занимает программа духовно-нравственного развития, которая корректировалась и дополнялась в ходе учебно-воспитательного процесса. Она включает в себя все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную.    

 Одно из направлений программы – развитие субъектных свойств обучающихся средствами краеведения. Это направление охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества.

     

Цель работы по данному направлению – создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях нашей Родины.

Основные задачи программы:

  • позволить ребёнку изучать родной край;
  • познакомить с историей возникновения заповедных мест;
  • развивать интерес к процессу познания;
  • способствовать формированию нравственных качеств и чувств патриотизма.

 

Программа включает следующие разделы:

  • «Семь «Я» в одном слове». (1 класс)
  • «История моей школы. Мои одноклассники». (2 класс)
  • «Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка». (3 класс)
  • «Бурейский район – частица России». (4 класс)

     

     Анализ педагогической литературы показал, что ценности, выработанные веками в истории человечества и признаваемые как всеобщие, являются приоритетными в современном образовании.

     Основу содержания программы составляют ценности:

 человек, земля, Отечество, общество, коллектив, семья, мир, культура, знания, труд, здоровье.   

     В основе программы лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных технологий, которые создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. Одним из эффективных методов в формировании у младших школьников базовых ценностей и включении их в собственный опыт является метод проектов.

     Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. В проектировании различается то, что производится (продукт проектирования), и его результат. Теоретически проектирование всегда направлено на развитие, т.е. качественное изменение ситуации (системы). В нашем случае это воспитательная система. [4, с.38]

     Структура проекта описывает последовательность шагов от анализа ситуации и объективации проектируемого результата через планирование и программирование (в том числе и во времени) действий по достижению результата, осуществление проекта и «возврат» к ситуации, породившей проект. Успешность проектирования во многом зависит от адекватной модели ситуации, которая становится инструментом проектирования.[4, с.39]

     Рассмотрим, как организуется работа по становлению субъектного опыта младших школьников с помощью проекта по каждому разделу воспитательной  программы моего класса.

Направление «Семь «Я» в одном слове»

     Практика показывает, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятии «семья», «члены семьи». В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

     В первом классе родители и дети включаются в совместную проектную деятельность «История моей семьи». (Приложение 1, 2)

     Весь год ребёнок «пишет» свою книгу, в которой с помощью фотографий, рисунков, мини-проектов рассказывает о своей семье,  себе.

     В результате такой работы у детей появляются:

  • желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, желание продолжать семейные традиции;
  • положительное отношение к своей семье, гордость за неё, бережное отношение к семейным реликвиям.

     Работа с родителями по данному направлению способствует осознанию необходимости ознакомления детей с историей своей семьи. Наблюдается  заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к семейным традициям и обычаям. Особенностью такой работы является и то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитания родителям приходится не только в педагогическом, но и в личностном плане (применительно к самим себе).

 Направление «История моей школы. Мои одноклассники»

Задачи работы:

  1. повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями выпускников, жителей посёлка;
  2. формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;
  3. усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом ученика.

     За время обучения в начальных классах школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельность в коллективе и для коллектива.

    Работа по данному направлению не только повышает интерес к истории школы, но и вызывает чувство причастности к ней, воспитывает ответственность за честь образовательного учреждения.

     В начале года учащиеся включатся в коллективную проектную деятельность «История моей школы. Мои одноклассники».  Эта деятельность охватывает все стороны школьной жизни ребят. (Приложение 3,4)

     Из наблюдений хочется отметить, что учащиеся активно участвуют в обсуждении нравственных проблем и сами приходят к определённым выводам, учатся отстаивать своё личное мнение, учатся убеждать своих товарищей. Результатом работы по данному направлению является то, что дети становятся более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу.

Направление  «Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка».

     Следующая ступень развития гражданина – осознанное принятие школьников традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного посёлка. Воспитание у детей любви к Родине, родному посёлку происходит через знакомство с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, ведь первые шаги познания мира –это познание непосредственного окружения.

     Задачи работы на данном этапе:

  1. воспитание любви к своему посёлку – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
  2. развитие творческой активности;
  3. формирование навыков поведения в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

      В начале года учащиеся включаются в коллективную проектную деятельность «Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка». (Приложение 5, 6). Данный проект предусматривает знакомство с жизнью общества на примере своей малой родины. В процессе работы над проектом у учащихся закладываются основы познавательного интереса к изучению посёлка как окружающего их микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Учащиеся включаются в разнообразную творческую деятельность, результатом которой становятся их рисунки, поделки, сочинения. Ребята активно участвуют в районных и областных заочных конкурсах «Зелёная планета – 2012», «Зелёное перо»,  где в своих работах отражают личное отношение к экологическим проблемам своей малой родины. На школьно конференции проектных и исследовательских работ Амбурцева Алина приготовила презентацию и защитила исследовательскую работу «Мусор –главная причина загрязнения окружающей среды».

     Работа строится так, что занятия чередуются с экскурсиями. Школьникам нравится узнавать о своём посёлке. Они открывают для себя историю малой родины, её красоту, ценность.

Направление «Бурейский район – частица России».

     При изучении родного края происходит осознание его в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды обитания и самого себя в ней. Работа на данном этапе помогает пониманию учеником своего места в окружающем мире (социализация), осознанию им ценности, значимости своего края как части нашей страны.

     В начале года учащиеся включаются в коллективную проектную деятельность «Бурейский район – частица России». (Приложение 7, 8). Совершая экскурсии в районный краеведческий музей, ребята знакомятся  не только с историей образования района, но и с древнейшими поселениями людей каменного и железного веков, узнают о талаканской культуре. На материале музея создаётся исследовательская работа «Древности Буреи». Совершаются экскурсии  на Бурейскую ГЭС, на пограничную заставу с. Асташиха, во время летних каникул посещают заповедник, где знакомятся с редкими и исчезающими видами растений и животных. Ребята участвуют в научно-практических конференциях, где защищают свои исследовательские работы «Где вы - хариус, таймень, ленок?». Родители активные помощники, ни одно мероприятие, занятия, экскурсии не проходят без них. Помогают выпускать стенгазеты, где рассказывают об экологических проблемах нашего района. Изучая ихтиофауну реки Бурея, создали фотоальбом.

     Участие в научной конференции стало важным событием в жизни четвероклассников. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с ребятами нашей школы стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.

     По результатам выполнения проекта «Бурейский район – частица России» проводился классный час, на который приглашалась родители, являющиеся на протяжении всей работы активными помощниками своих детей.

     После осуществления каждого проекта учащиеся (на классном часе, уроке общения) и родители (на родительском собрании), родители и дети дома, участвуют в коллективном анализе, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов и неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели, делают выводы, осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа. Все аналитические материалы собираются воедино учителем, и формируется единая база проектной деятельности. Таким образом, обеспечивается системный подход к воспитанию.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

     Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в семье, в школе, в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию. Поэтому для достижения ребёнком первого уровня результатов разработана проектная деятельность по направлению  «Семь «Я» в одном слове».

     Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Для получения школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) составлена проектная деятельность по направлениям: «История моей школы. Мои одноклассники» (2 класс), «Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка» (3 класс).

     Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными объектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Ребята активно принимают участие в проектной деятельности «Бурейский район – частица России».

     Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учащихся формируются коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

     

Диагностика и мониторинг

     В профессиональной деятельности каждого педагога неизбежен период анализа причин своих педагогических достижений и неудач. Для этого каждый учитель должен проводить диагностику эффективности внеурочной деятельности школьников.

     Целью диагностики является выяснение, того – являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

     Поэтому в своей воспитательной работе стараюсь внимательно наблюдать за детьми своего класса. При наблюдении обязательно фиксирую конкретные явления, действия, поступки, оценки, рассуждения, споры детей, их чувства и отношения к полученному заданию, результату, другим людям.

     Анализ каждого случая, и сопоставление его с другими аналогичными фактами, позволяет мне не только фиксировать результат своих воспитательных воздействий – что изменилось и в какую сторону, но и выявлять причины устойчивых проявлений ученика.

     Принимая новый для себя первый класс, я знакомлюсь с детьми при записи их в школу. Подбираю методики по выявлению готовности детей к школе. Этому помогают  и беседы с будущим первоклассником, его родителями, воспитателями, если ребёнок приходит из детского общеобразовательного учреждения. Составляю таблицу «Общие сведения о классе», где отражаю семейное положение детей, их увлечения, состояние здоровья учащихся, готовность к обучению, по каждой возрастной группе.

     Считаю, что классному руководителю необходимо знать и основные характеристики здоровья учащихся. Для этого использую основной метод изучения – анализ медицинских карт ребёнка. Эта работа проводится совместно с фельдшером школы Денисовой Еленой Михайловной.

     Большую работу проводим вместе и с социальным педагогом школы Дорошковой Галиной Николаевной. Составляется социальный паспорт класса, где отражается социальный статус всех семей. На основе этого оказывается материальная помощь семьям, проживающих в трудных социальных условиях. Все эти данные учитываются при анализе предшествующего опыта воспитательной работы.

     Начиная с первого класса, отслеживаю уровень воспитанности своих учеников. Для этого использую уровни воспитанности по следующим показателям: любознательность, отношение к школе, прилежание, бережное отношение к природе, красивое в моей жизни,  отношение к себе. Анкета  уровня воспитанности первоначально заполняется родителями, затем оценку даёт классный руководитель. Вычисляется средний балл.  По полученным средним показателям каждого года обучения строю диаграмму.

Диаграмма 1

     На основе полученных данных  определяю систему мер по регулированию и коррекции.

     Каждый год, начиная с первого класса, провожу психолого-педагогическую диагностику  личности учащегося и детского коллектива. Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, выделяем три основных предмета диагностики.

Таблица 1

Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностика изучения

детского коллектива

Диагностика изучения личности учащегося

Изучение учебной мотивации учащихся – это непременное условие работы классного руководителя с детским коллективом. Исходя из наличия или отсутствия учебной мотивации, я планирую формы работы с классным коллективом по различным направлениям. В четвёртом классе успешно используются проективные методики изучения мотивации и сочинения.

Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

Большое внимание уделяю изучению личности каждого ученика. Необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

Диагностические методики:

  • «Ранжирование»
  • «Лесная школа»
  • «Сочинение»
  • «Моё учение»
  • «Парад предметов»

Диагностические методики:

  • «Круги на воде»
  • «Мультфильм о нашем классе»
  • «Наш класс»
  • «Необитаемый остров»

«Портретная галерея нашего класса»

Диагностические методики:

  • «Мой портрет»
  • «Какой я?»
  • «Самореклама»
  • «Что у меня на сердце»
  • «Сказка»

     Различные диагностические методики позволили получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива. Эти данные я использовала при планировании, организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Данные результатов исследования показывают, что растёт количество учащихся с высоким и хорошим уровнем воспитанности. Произошли качественные и количественные изменения в уровнях развития нравственности у школьников.  Таких результатов невозможно было бы достичь без сотрудничества и сотворчества между детьми, родителями и учителем. Очень важно, чтобы классный руководитель, который будет работать с детьми в 5 классе, продолжил воспитательную работу в заданном направлении, усовершенствовав её.

Заключение

     Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, толерантность и т.д.

      Практика показала, что совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребёнка в позицию активного участника.

     Такой подход ведёт к сплочению детского-взрослого союза. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.

В процессе реализации тематической программы с использованием краеведческого материала духовные ценности, на формирование которых направлена деятельность учителя, раскрываются в системе нравственных представлений:

  • семья (взаимоуважение, забота о старших и младших, друг о друге;
  • патриотизм (любовь к России, к народным традициям, к малой родине);
  • личностные качества (доброта, сочувствие, милосердие, честность);
  • природа (красота родной природы, охрана природы);
  • труд (уважение к труду, общественно полезный труд)

процесс формирования базовых ценностей в начальной школе не заканчивается, важно, чтобы он продолжался и в среднем и в старшем звене.

Источники информации и литературы

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: серия «Стандарты второго поколения». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
  2. Калинина Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. – Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 1, 2011, с. 46 – 50.
  3. Новика Е. Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых. – Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 5, 2008.
  4. Поливанова К. П. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  5. Поставнёв В. М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе. – Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 12, 2008.
  6. Постникова Н. О. Изучение краеведения. «Практика административной работы в школе». № 1 (88), 2013, с.49 – 53.
  7. Провоторова В. П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности. – Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 1, 2011, с. 50 – 53.
  8. Ярмоленко Г. Г. Проектная и исследовательская деятельность как средство воспитания патриотизма у младших школьников. «Практика административной работы в школе». № 5 (92), 2013, с. 65 – 67.
  9. Фотографии из фотоальбома «Летопись класса».

Приложения

Приложение № 1

Проектная деятельность «История моей семьи»

Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

Ответст-

венные

Примечание

1. Подготовитель

ный

1.Что такое семья?

Диагностика учащихся

Завуч, классный руководитель

Проанализировав результаты, пришла к выводу, что младших школьников в основном не чёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности

2.Словесное рисование «Мой дом»

Устное составление рассказа о своём доме, о своей семье

Классный руководитель

3.Тематическое рисование «Портрет моей семьи»

Организуется выставка рисунков учащихся .

Классный руководитель

2.Поисково-исполнительный (проектировочный

4.Путешествие во времени «Маленькая мама, маленький папа»

Сбор  и представление материалов

Классный руководитель, учащиеся, родители

5.УО «Герб моей семьи»

Защита гербов

Учащиеся, родители.

6.Сбор-разговор «Удивительный мир профессий»

Родители совместно с ребёнком рассказывают о своей профессии

Классный руководитель, учащиеся, родители.

Родители могут подготовить фотовыставку, презентацию, видеоролик.

7.Мини-проект «Моя родословная»

Защита мини-проектов

Классный руководитель, учащиеся, родители, завуч.

8. «Весёлые старты»

Создание творческих групп:

1)создание эскиза спортивной эмблемы;

2)создание плакатов для группы болельщиков

Классный руководитель, учащиеся, родители, учитель физического воспитания.

9.Праздник, посвящённый международному женскому дню.

Создание творческий групп:

1)выпуск праздничной газеты;

2)разработка и изготовление поздравительной открытки;

3)изготовление сувениров.

Классный руководитель, учащиеся, родители (папы), учитель музыки.

Праздник проводится в актовом зале школы, завершается чаепитием (праздник можно проводить во всей параллели первых классов).

Мамы участвуют в выставке «Моя мама рукодельница»

10.День Здоровья

Классный руководитель, учащиеся, родители.

Родители организуют выезд в бассейн города Райчихинска.

3.Заключительный (презентация)

11.Родительское собрание «Родительский авторитет»

Организация и проведение собрания.

Выставка рисунков «Традиции в моей семье»

Защита альбомов «Мой дом, моя семья»

Классный руководитель, учащиеся, родители, завуч.

4.Итоговый (рефлексивный)

12.Что я узнал о своей семье?

Диагностика. Обмен впечатлениями.

Классный руководитель, учащиеся. Все участники проекта.

Приложение 3.

Проектная деятельность

«История моей школы. Мои одноклассники»

Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

Ответствен

ные

Примечание

1. Подготовитель

ный

Диагностика № 1

«Урок физкультуры»

Диагностика учащихся

Завуч, классный руководитель

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

Диагностика № 2

«Дом, в котором я живу»

Диагностика учащихся

Классный руководитель

Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Конкурс рисунков «Наш класс»

Выставка рисунков

Классный руководитель, родители

2.Поисково-исполнительный (проектировочный

Выезд в заповедник (Архаринский район)

Знакомство с заповедником

Классный руководитель, родители

Экскурсия состоялась в период летних каникул; учащиеся были со своими родителями

День Здоровья

Спортивная программа для учащихся и их родителей

Классный руководитель, родительский комитет

Начало учебного года; место проведения – «вертолётная площадка»

Беседа «Школа – наш дом»

Классный руководитель

Кл. час «Класс, в котором я хотел бы учиться»

Классный руководитель

Выпуск стенгазеты «Давайте жить дружно!»

Работа творческих групп

Родительский комитет.

Занятие «Ты или Вы»

Дискуссия «Культура нашей речи»

Классный руководитель

Игра-путешествие «Я о людях расскажу».

Работа творческих групп

Классный руководитель, родители

Приобщаясь к миру профессий, ребята становятся на время школьными журналистами: знакомятся с такими профессиями как учитель, библиотекарь, фельдшер, повар, какую работу выполняет технический работник

Мини-проект «Летопись моей школы»

Защита, презентация, создание буклета

Классный руководитель, родители.

УО «Мир моих увлечений»

Классный руководитель

3.Заключительный (презентация)

КТД «Дружба и годы»

Работа творческих групп;

выпуск стенгазеты (итоговой)

Классный руководитель, родители.

4.Итоговый (рефлексивный)

«Самые приятные события моего класса»

Диагностика учащихся.

Обмен впечатлениями.

Завуч школы, классный руководитель, все участники проекта

Приложение 5

Проектная деятельность

«Мой посёлок. Прошлое и настоящее моего посёлка»

Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

Ответст-

венные

Примечание

1. Подготовитель

ный

Анкета «Знаю ли я историю своего посёлка?»

Анкетирование

Классный руководитель

Диагностика «Памятные места моего посёлка»

Предлагается написать сочинение о памятных местах посёлка.

Классный руководитель, завуч школы.

Конкурс рисунков «Мой посёлок»

Классный руководитель

Конкурс проходит среди учащихся третьих классов

2.Поисково-исполнительный (проектировочный

УО «Как возник наш посёлок»

Классный руководитель

Экскурсия в краеведческий музей

Мии-сочиение

Классный руководитель, сотрудники музея

Занятие в районной библиотеке «Великие имена. Кто прославил наш посёлок»

Классный руководитель, специалисты районной библиотеки.

Экскурсия в пожарную часть.

Мини-сочинение

Родительский комитет, классный руководитель.

Конкурс рисунков «Мой посёлок – лучший на планете, здесь весело смеются дети».

Классный руководитель

Конкурс проводится среди учащихся третьих классов

Экологический конкурс «Зелёная планета – 2012»

Номинация литературное творчество, рассказ

Классный руководитель, родители участников конкурса

1 место в районном этапе; Диплом 3 степени в области

Экскурсия на Бурейский хлебозавод

Мини-сочинение

Родительский комитет, классный руководитель.

Мини-проект «Как появились названия улиц нашего посёлка»

 Защита проектов

Классный руководитель, родители

Операция «Чистый двор»

Классный руководитель

3.Заключительный (презентация)

Родительское собрание «Профессии моих родителей»

Учащиеся проводят социологический опрос: узнают о промышленных объектах посёлка, знакомятся с различными профессиями. Фотовыставка.

Классный руководитель, родители.

4.Итоговый (рефлексивный)

Оценочные листы «Моя работа в проекте»; «Как работала наша группа»

Диагностика учащихся. Обмен впечатлениями.

Все участники проекта.

Приложение 7

Проектная деятельность

«Бурейский район – частица России»

Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

Ответст-

венные

Примечание

1. Подготовитель

ный

«Путешествие в историческое прошлое»

Анкетирование, опрос

Классный руководитель, завуч

Тренинговые упражнения

Классный руководитель

Проводятся с целью инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Игра-исследование

Подготовка учащихся к этапам работы в рамках исследовательского поиска

Классный руководитель

руководитель научного общества, родители учащихся.

2.Поисково-исполнительный (проектировочн

Региональный (заочный) конкурс исследовательских и проектных работ учащихся средних учебных заведений.

Начало работы в рамках исследовательского поиска

Классный руководитель родители

Коломентьев Влад «Где вы – хариус, таймень, ленок?»

Бондаренко Михаил «Древности Буреи. Культура и быт древних людей»

Кл. час «Люби и знай свой край»

Классный руководитель

Экскурсия на Бурейскую ГЭС

Мини-сочинение

Родительский комитет, классный руководитель.

Организуются две группы: учащиеся и родители

Устный журнал «Выдающиеся люди земли Бурейской»

Учащиеся работают в творческих группах; защита презентаций о известных людях, которые жили и работали в Бурейском районе.

Классный руководитель школьный библиотекарь родители

КТД «В гостях у доктора Травника»

Классный руководитель

родители

Кл.час «Животный и растительный мир Бурейского района.

Создание буклета «Красная книга Бурейского района»

Классный руководитель

Экскурсия на пограничную заставу

(с. Асташиха)

Родительский комитет, классный руководитель

Игра по станциям «Я живу в Бурейском районе»

Классные руководители

Игра проводится для все четвёртых классов.

3.Заключительный (презентация)

Классный час

«Бурейский район – частица Росии»

Классный руководитель родители

4.Итоговый (рефлексивный)

Анкетирование. Оценочные листы.

Обмен впечатлениями.

Награждение участников регионального конкурса исследовательских и проектных работ.

Все участники проекта

Грамоты учащихся прилагаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Краеведение как средство развития патриотических чувств младших школьников.

Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то  доброе , что связ...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

«Экологическое краеведение как средство развития нравственного воспитания младших школьников»

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....