Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"
статья (2 класс) на тему

Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида.

Гусева Елена Степановна, воспитатель ГПД

Вопрос воспитания детей, обучающихся в коррекционной школе 7 вида, стоит еще более остро, чем в общеобразовательной школе. Факт наличия у детей ЗПР и педагогической запущенности обуславливает смещение приоритетов в области педагогических задач – несформированность системы ценностных ориентаций у детей, их чрезвычайно низкие способности к социализации выводят вопрос воспитания на передний план. Следственно, необходимо организовывать на высочайшем уровне воспитательный процесс, уделять максимум внимания методам и средствам воспитания.

Основные требования по отношению к средствам воспитания учеников школы 7 вида можно сформулировать так: безопасность в использовании и соответствие воспитательным целям. Что касается последних, то их детерминируют индивидуальные особенности ребенка и, само собой, социальная конъюнктура, состояние общества на текущий момент.

Говоря об этом, нельзя не заметить, что в условиях усиливающейся глобализации российское общество испытывает значительное иностранное влияние, последствиями которого становятся невозможность культурной самоидентификации, отмирание национальной памяти. Отсутствие национально-культурной  идентичности может сказаться не только на нравственном облике подрастающего поколения в целом, но и усугубить проблемы, существующие у детей с ЗПР и педагогической запущенностью. Воспитание гармоничной, социально приспособленной, здоровой личности, при наличии препятствий социализации в виде педагогической запущенности и ЗПР невозможно, без знания исторических корней, без опоры на опыт предшествующих поколений. Иными словами – одной из важных целей воспитательной работы в коррекционной школе сегодня является воспитание патриотизма и нравственности, любви к родной земле, уважение к традициям своего народа. Для достижения данной цели как нельзя лучше подходит использование разнообразных элементов русского народного творчества (фольклора) в качестве средства воспитания.

Любой фольклор представляет собой отображение специфических черт конкретной этнической группы и социума, существующих на определенном временном и пространственном отрезке. Русский традиционный фольклор не является исключением – он содержит информацию об исторически сложившейся в России этической системе, национальном менталитете. Иными словами, народное творчество – прекрасный источник сведений о русском социальном этикете, жизненных реалиях и модусах бытия. Таким образом, фольклор может выступить как инструмент для формирования у учащихся коррекционной школы представлений о добре и зле, преступлении и наказании, социально одобряемых видах поведения (трудолюбии, законопослушности, уважительном отношении к старшим поколениям). Знакомство с героями произведений народного творчества упрощает формирование статусно-ролевых установок у детей,  позволяет им получить информацию о семье как важнейшем элементе социума, ее членах и законах существования, о государственной власти как регуляторе общественных отношений, а также – определиться с моделью поведения, диктуемой наличием данных институтов.

Несомненный плюс фольклора как воспитательного средства в его изначальном обучающе-развлекательном назначении. Фольклор создавался, в том числе, с целью – донести до молодого поколения в доступной и запоминающейся форме информацию о социальных нормах, обучить его адекватно реагировать на социальные явления и явления окружающей природы. Собственно, доступность и красочность изложения – чрезвычайно важные качества для воспитательного средства, используемого в коррекционной педагогике. Большинство учеников коррекционной школы 7 вида не обладают достаточно развитым мышлением для понимания и усвоения социальных и этических норм, еще больше сложностей возникает при необходимости осмысления абстрактных этических понятий, на которых базируются эти нормы, таких как «добро» и «зло». В фольклорных произведениях данные категории персонифицируются, что значительно упрощает процесс формирования представлений о них. Ярким примером такой персонификации может стать сказка о «Иване-Царевиче и сером волке», где кощей Бессмертный олицетворяет зло (как внешне, так и по поведенческим характеристикам), а Иван-Царевич – добро. Оба образа – собирательные, позволяют не только познакомить ребенка с социально одобряемой и осуждаемой моделями поведения, но и с другими желательными (физическое здоровье, бережное отношение к природе, знание животного мира) для человека качествами.

Если рассматривать отдельные формы фольклорного искусства как средства воспитания, то, в первую очередь, следует упомянуть русскую народную сказку, на протяжении нескольких столетий используемую в данном качестве. Сказка, как и другие фольклорные формы, аккумулирует опыт предыдущих поколений и простым поэтичным языком передает его детям. Сказки создавались исключительно для детей, и, традиции и каноны сказкосложения ориентированы на особенности психологии данной аудитории. Сказка способна привлечь внимание ребенка благодаря простоте и метафоричности своего языка, иллюстративности и красочности. Она учитывает специфику восприятия в детском возрасте и представляет догмы и принципы упрощенно и без полутонов, используя принцип дихотомии.

В сказках нашли свое отражения религиозные воззрения, существовавшие в русском обществе на протяжении веков. Слушая сказки, школьники смогут получить представления о языческих божествах и религиозных обрядах, часть из которых по-прежнему присутствуют в нашей жизни в той или иной форме.  

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети используют как один из основных способов познания и осмысления мира сюжетно-ролевую игру. Сказка, как основа для таких игр – как организованных педагогом, так и инициированных детьми – обладает богатейшим арсеналом средств воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. Игра, проводимая по мотивам сказки, позволяет участникам воспроизводить в процессе разнообразные модели поведения и создавать нестандартные жизненные ситуации. Наконец, пересказ сказок и создание игр по их сюжетам учат детей импровизации, не требуя жесткого следования канону, что способствует приучению ребенка к самостоятельности, побуждает его выражать собственное мнение. Последнее становится возможным благодаря пластичности сказки как литературного произведения.

Для учеников коррекционной школы, не в меньшей степени, чем для других детей актуальна проблема взаимоотношений со старшим поколением, во многом обусловленная как девиациями ребенка, так и прерывистостью развития российского общества, изменчивостью идеологий. Частично, данную проблему возможно решить, применяя как воспитательное средство различные виды фольклора.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми усугубляет также кризис семьи как социального института, в деградации и ослаблении традиционных семейных ценностей, а вернее, - постепенном отмирании прежних ценностей и невозможности создания новых. В этом случае приобщение школьников к русскому фольклору также может оказать благотворный эффект – в основе народного творчества лежат те самые традиционные ценности, которые являются базисными для создания и функционирования семьи – любовь, чувство долга, верность.

Замедленность развития мыслительных процессов у учеников коррекционной  школы 7 вида детерминирует проблемы формирования речевых навыков, в то время как речевая самостоятельность – умение конструировать словосочетания и предложения, верно воспроизводить услышанное, верно распознавать и употреблять различные речевые выражения – чрезвычайно важна в младшем школьном возрасте, как фактор, определяющей ход и эффективность социализации ребенка. Следовательно – формирование устной речи и речевой культуры – одна из важных задач воспитания в коррекционной школе. Развитие речевых навыков можно простимулировать путем использования в воспитательном процессе малых форм фольклорного жанра – скороговорок, колядок, песен, частушек. В частности, скороговорки позволят избавиться от дефектов дикции, научиться конструировать синтактические единицы.

Изучение и исполнение обрядовых народных песен (имевших изначально практическое, а не развлекательное применение, возникших как сопровождение ритуальных действий, сопровождавших важнейшие события в жизни человека) даст школьникам возможность сформировать представления о национальных календарных праздниках и смене времен года, получить знания о русских военных, похоронных и свадебных традициях. Необрядовые народные песни расскажут школьникам о специфике русского быта, трудовых обычаях, специфике межпоколенных отношений. Хороводные и плясовые песни дадут возможность сочетать занятия музыкой с танцевальными, в рамках которых удобно будет работать над развитием коммуникативных навыков и способностей к социальному взаимодействию (путем работы в группе).  Хоровое исполнение песен также учит детей работать в группе, развивает способность слушания одноклассников. Помимо этого, музыкальный фольклор позволит детям с дислалией научиться пропевать слова и фразы, выговорить которые они не способны.

Нельзя игнорировать и относительно новую проблему для российского общества – вынужденную миграцию, следствием которой является болезненная смена детьми жизненного пространства, состояние незащищенности и, как результат, острая необходимость в создании механизмов адаптации мигрантов к новой культурной среде (инкультурации). В этой ситуации, с одной стороны, приезжающим детям необходимо как можно быстрее адаптироваться в новых условиях, выучить новый язык, с другой стороны, школьники, представляющие автохтонное население, должны адекватно относиться к людям другой национальности. В этой связи проблема формирования толерантности становится и важнейшей воспитательной задачей. Приобщение школьников к русскому народному творчеству обеспечит глубокое погружение в русские культурные традиции, позволит легче и быстрее понять национальную культуру.

Русский традиционный фольклор как средство воспитания, обладает множеством ценных качеств и использование его в воспитательном процессе оправданно, логично и весьма удобно. Многообразие форм фольклорного искусства позволяет задействовать фольклор в различных образовательных и воспитательных программах, а актуальность проблемы формирования позитивной этнической идентичности у подрастающего поколения, и, в частности, у учащихся коррекционной школы 7 вида создает предпосылки для активного внедрения фольклора в  систему воспитания.

Список литературы.

1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. - Москва, 2007. - 491 с.

2. Сироткина З. А. Формирование личности дошкольника с задержкой психического развития с использованием музыкально-фольклорных традиций.//Вестник МГОУ. Серия "Педагогика".  2, 2013. - с. 79-81

3. Тимонина О. Ю. Народное искусство как источник духовно-нравственного воспитания в истории педагогики России.//Вестник Новгородского Государственного Университета. 70, 2012. - с. 55-60

4. Виноградова С. Б. Учи словом, а воспитывай делом. Теоретические основания использования русского фольклора.//Образование и инновации. 1, 2012. - с. 82-85

5. Артемкина Т. Е. Активизация творческой деятельности младших школьников средствами музыкального фольклора.//Педагогика. Психология. Социальная работа. Журналистика и реклама. 1, 2010. - с. 1-5

6. Бондарчук А. И. Использование педагогической культуры и фольклора русского народа в процессе воспитания.// Человек и образование. 2, 2011. - с. 36-41

7. Гоголева М. Т., Егорова В. Н. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов.//Вестник ЯГУ. 2, 2007. - с. 100-105

8. Михайлина Е. В. Воспитательный потенциал русской народной сказки в начальной школе (психолого-педагогические аспекты).// Педагогика искусства. 2, 2010. - с. 1-7

9. Магомедова Р. М. Возможности народной педагогики в воспитании учащихся с задержкой психического развития.//Вестник ДГПУ. 5, 2013. - с. 112-120

10. Самойлова А. В. Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся.// Вестник ЧГПУ. 3, 2011. - с. 146-154

11. Барлуков П. Г. Родная литература как фактор развития этнической идентичности.//Вестник ВБГУ. 15, 2010. - с. 36-39

12. Поштарева Т. В. Использование пословиц в учебно-воспитатель-ном процессе.//До и после. Начальная школа. 6, 2009. - с. 43-47

13. Мамышева З. З. О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника.//Вестник АГПУ 1, 2012. - с. 12-16

14. Гоголева М. Т. Изучение устного народного творчества - один из факторов социализации подростков.// Вестник ЯГУ. 3, 2008. - с. 35-39