Развиваем слуховое внимание учащихся младших классов коррекционной школы с использованием здоровьесберегающих приёмов.
методическая разработка по зож (2 класс)

Развиваем слуховое внимание  учащихся младших классов коррекционной школы с использованием здоровьесберегающих приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем слуховое внимание  учащихся младших классов коррекционной школы с использованием здоровьесберегающих приёмов.

Современные требования к обучению, воспитанию и развитию детей выдвигают на первый план в качестве центральной задачу создания оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий и приёмов. Раннее включение детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию их потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития. Внимание является одним из важнейших психологических условий любой деятельности. Оно не даёт какого-либо продукта, но улучшает процесс и результат деятельности. Кроме того, внимание является необходимой предпосылкой возникновения и развития мышления, воли, памяти. В основе коррекционной работы часто на первый план ставится развитие памяти, мышления, произвольного поведения, развитию слухового восприятия и внимания отводится второстепенная роль. Слуховое восприятие и слуховое внимание – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено слуховое внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Учащиеся плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, часто не различают близкие по звучанию слова, неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неточного восприятия на слух отдельных слов, невнимания к эмоциональной стороне речи. Нарушение слухового внимания одна из важнейших причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие навыка слухового внимания, восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребёнка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка. От младшего к старшему возрасту детей процесс развития слухового восприятия и внимания прогрессирует. Однако не всегда процесс формирования слухового внимания протекает естественно, спонтанно. Очень часто у детей с проблемами психофизического развития отмечается низкий, недостаточный уровень развития слухового внимания. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжёлых нарушений. Это может быть обусловлено различными причинами: возрастными особенностями формирования слухового восприятия; педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребёнком; эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями; физическими нарушениями развития органа слуха и его функций, снижением слуха Недостаточный уровень развития слухового внимания отрицательно сказывается на успеваемости учащихся по всем школьным предметам. Особые трудности возникают у учащихся подготовительных, первых классов на этапе обучения грамоте, при обучении чтению, письму. Проявления отклонений в развитии слухового восприятия и внимания могут быть различными. Для проведения коррекционно-развивающей работы по развитию слухового внимания важно создать определённые условия. Развивающая предметная среда в классах начальной школы должна включать в себя дидактические игры со звуковыми сигналами, технические средства обучения (ТСО). Однако само по себе наличие в классе звучащих предметов, игрушек ничего не значит. Одна из задач – научить ученика слушать звучание предметов, звуки окружающего мира, речевые звуки. Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребёнком их значения необходимо обеспечивать, прежде всего, в повседневной жизни: в быту, на прогулках, на занятиях и уроках. Для развития слухового восприятия и внимания важным представляется проведение уроков в обстановке исключающей постоянный шум (громкая речь, шум транспорта за окном…), который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости. Отрицательное воздействие, вплоть до стрессовых ситуаций, вызывают также неожиданные и неприятные для восприятия звуки. Учитель не должен говорить  очень громко или наоборот очень тихо, так как длительное прислушивание утомляет учащихся. В процессе общения положительное значение может иметь ненавязчивая установка на слушание: «Послушай внимательно, что я говорю»; «Выслушай до конца». Такие напоминания о необходимости вслушиваться в речь очень важны, особенно на уроках по развитию речи, обучению грамоте, в процессе чтения и рассказывания. Упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие слухового восприятия и внимания имеют различную направленность.1. Игры и упражнения, обучающие учащихся воспринимать интенсивность звуков, темп, высоту, направление и удалённость, количество звучаний. Это упражнения, цель которых научить быстро реагировать на неречевые и речевые звуки, оценить направление и расстояние до источника звука. Можно организовать на уроках физкультурные паузы – игры «Громко-тише-тихо» (хлопки в ладоши), «Колокольчик – дудочка» (выполнять определённые движения на  звучание инструментов), «Эхо» (повторить за учителем звук или слово с постепенным понижением силы голоса). Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд упражнений, в ходе которых учащиеся учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учётом его временной характеристики. Например, в ответ на краткое звучание музыки, речевого звука учащиеся рисуют (показывают) короткую линию (полоску), в ответ на длительное звучание (длинную). Важно в данном случае привлекать к активному участию в упражнении детей класса. На формирование восприятия темпа и ритма звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа. На формирование и развитие речевого слуха: «Сигнальщик» (услышав заданный звук в слове, учащиеся поднимают правую руку вверх), «Разноцветные флажки» - дифференциация звуков; «Узнай по голосу», «Словесный ком», «Назови лишнее слово» (учащимся предлагается ряд слов от трёх до пяти, нужно определить лишнее слово и объяснить свой выбор), «Испорченный телефон» - эти игры не только развивают слуховое внимание, но и обогащают словарный запас учащихся, развивают слуховую память. Хороший мотив для развития слухового внимания создаётся в словесных играх по типу «Бывает и не бывает» (учащиеся прослушивают фрагмент текста или стихотворения и дают ответы). Вариантов игр и упражнений на развитие речевого слуха, слухового восприятия и внимания достаточно много в специальной методической литературе, но для достижения положительной динамики необходимо регулярно использовать их в работе с детьми.

Здоровьесберегающие приемы работы на уроках и занятиях направленные на развитие слухового восприятия и внимания.

Снятие напряжения со слухового анализатора: Минутка тишины (1 минута полной тишины через 15-20 минут после начала урока); Массаж ушных раковин  (поглаживание, точечный массаж);Релаксация: тихая, спокойная музыка (звуки природы: голоса птиц, звуки леса…);Восприятие инструкции или небольшой части информации закрытыми глазами; Контроль за звуковыми нагрузками во время урока, занятия, перемены; Смена силы голоса во время объяснения материала (проговаривать речевой материал меняя силу голоса от тихого к более громкому); Смена ритмического рисунка речевого материала  (проговаривание речевого материала медленно, быстрее…).

Информационно-разъяснительные беседы: «Орган слуха. Каким образом мы слышим»; «Какого ухода требуют уши»; «Чтобы лучше слышать, соблюдай правила»; «Учись слышать и слушать» и др.

Организация планомерной и целенаправленной коррекционной работы с использованием  здоровьесберегающих приёмов  оказывает положительное влияние на развитие слухового восприятия и внимания учащихся младших классов коррекционной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:Ø  отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø  развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø  воспитание инт...

Привитие трудовых навыков учащимся младших классов коррекционной школы.

Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов...

Урок русского языка в 4-ом классе с использованием здоровьесберегающих приёмов и средств обучения

"Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы", - писал В. А. С...

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...