Урок русского языка в 4-ом классе с использованием здоровьесберегающих приёмов и средств обучения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Абашева Альбина Алексеевна

"Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы", - писал В. А. Сухомлинский.

Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме»

Цели уроков:

- развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;

- развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;

- развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

учебник «Русский язык. 4 класс. 2 часть» - Рамзаева Т. Г., тетради для учащихся по русскому языку, карточки для игры «Орфографическое домино», карточки с дополнительным  заданием.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

Минутка вхождения в урок.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. У нас праздник. Вы рады гостям? Покажите своё настроение.

Посмотрите на свои руки. Они у вас большие, сильные (у девочек нежные, ласковые). Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

За что вы любите свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.

(Учитель наизусть читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним)

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите ещё раз за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.

Скажите комплимент друг другу, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом (дети говорят комплименты друг другу). Садитесь за парты.

- Я тоже хочу сказать вам комплименты. Вы у нас самые красивые, добрые, умные, а самое главное – целеустремленные.  Я желаю вам всегда добиваться поставленных целей.

Вы готовы? За работу.

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока записана на доске и звучит так: «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме».

Сформулируйте цель нашего урока самостоятельно. (НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ, НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ).

3. Чистописание.

1) Запись в тетрадь даты, вида работы.

2)  Графический диктант.

- Я буду задавать вам вопросы в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетрадь.

- Звук парный звуку [ф].

- Сколько хвостов у рыбы?

- В слове тонна удвоенная…

- В народе говорят: «Ум хорошо…». А сколько лучше?

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, 1, н, 2, а, е, с.

3) Классификация по признаку.

- Полученную информацию разделите на группы.

(1, 2 – числа; в, н, а, е, с – буквы)

- Пропишите сочетания букв, следите за правильным соединением букв. (внаес)

- Из данных букв составьте слово. (Весна)

- Назовите весенние месяцы.

4. Словарная работа.) (Приложение 1)

- Поиграем в «Орфографическое домино». (Дети определяют орфограмму в группе слов.)

5. Физкультминутка.

«Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- присесть;

- встать;

- встать на носочки;

- встать на пятки;

- наклониться влево;

- наклониться вправо;

- прогнуться назад;

- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую ногу  в колене.

6. Работа по теме.

- Прочитайте с доски строчки из стихотворения И. Бунина:

            Гасн…т вечер, даль сине…т,

            Солнышко садится… .

- Найдите глаголы. В глаголах пропущены безударные гласные в окончаниях.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов, обратимся к памятке на стр. 92 учебника. Прочитайте.

- С помощью памятки из учебника и памятки, которую мы составили на прошлом уроке, определите пропущенные гласные. (Приложение 2)

Памятка:

1. Определить время, лицо и число глагола: (он что делает? – гасн…т, сине…т – гл. в наст. вр., в 3-ем л., ед. ч.)

2. Назвать неопределённую форму: (что делать? – гаснуть, синеть – гл. 1 спр.)

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения: (гаснет, синеет)

- Упр. 460. Запишите в тетрадь. Выделите окончания глаголов.

- Упр. 461. Письмо по памяти.

Чтоб ошибок избежать,

Будем память развивать.

(Стихотворение записано на доске.)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Назовите все глаголы в этом стихотворении.

- Какие безударные окончания глаголов нужно написать? Докажите.

(Учитель стирает глаголы из стихотворения, дети по памяти восстанавливают стихотворение и проговаривают. То же с существительными и прилагательными.)

7. Физкультминутка для глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели,

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

8.  Задание на карточках. (Приложение 3)

- Из данных слов составьте смысловые цепочки по образцу:

Ангина, глаза, отоларинголог, инфаркт, горло, нога, окулист, перелом, близорукость, сердце, хирург, кардиолог.

ОБРАЗЕЦ: Зубы – кариес – стоматолог.

9. Домашнее задание: упр. 462.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Составить памятку «Что нужно для того, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола. (Раздать листочки для написания памятки.)

Приложение 1.

Игра «Орфографическое домино»

Что такое орфография?

Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Какая орфограмма в словах?

Жилище, машина, ужин, хороший, животное.

Гласные после шипящих ж и ш.

Какая орфограмма в словах?

Площадь, чайник, часто, чужой, щурится.

Гласные после шипящих ч и щ.

Какая орфограмма в словах?

Иван Андреевич Крылов, собака Жулька, кот Васька, корова Белянка.

Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах людей и кличках животных.

Какая орфограмма в словах?

Восточный, девочка, овощной, аптечный.

Сочетания чк, чн, щн.

Какая орфограмма в словах?

Волна, зима, малыш, снеговик, холод, каток.

Безударная гласная в корне слова.

Какая орфограмма в словах?

Автомобиль, восемь, гореть, желать, календарь.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Какая орфограмма в словах?

Крестьяне, вьюн, печенье, обезьяна, вьюга.

Разделительный мягкий знак.

Какая орфограмма в словах?

Съемка, подъезд, объявление, подъем, съежился.

Разделительный твердый знак.

Какая орфограмма в словах?

Багаж, город, тепловоз, хлебороб, народ.

Парная согласная на конце слова.

Какая орфограмма в словах?

Аккуратно, килограмм, коллектив, медленно, одиннадцать ,расстояние.

Удвоенная согласная.

Какая орфограмма в словах?

Праздник, лестница, счастливый, окрестность, поздний, яростный.

Непроизносимая согласная.

Какая орфограмма в словах?

Не знает, не придет, не поймаешь, не шумит.

Не с глаголами.

Какая орфограмма в словах7

На вертолете, из стекла, над облаками. По дороге.

Предлог со словом.

Какая орфограмма в словах?

Молодежь, речь, вещь, тишь, рожь, ночь, печь.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Какая орфограмма в словах?

Говоришь, думаешь, пишешь, читаешь.

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени.

        

Приложение 2.

Памятка «Неопределенная форма глагола»

1 спряжение                                     2 спряжение

-ать (думать)                                    -ить (строить)

-ять (сеять)                                                    

-еть (зеленеть)

-ыть (рыть)

-оть (полоть)

-уть (тянуть)

Приложение 3.

Из данных слов составьте смысловые цепочки по образцу:

Ангина, глаза, отоларинголог, инфаркт, горло, нога, окулист, перелом, близорукость, сердце, хирург, кардиолог.

Зубы – кариес - стоматолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:Ø  отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø  развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø  воспитание инт...

Урок русского языка в 3-м классе с использованием образовательной модели «1 ученик 1 компьютер»

Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов...

Обобщающий урок русского языка в 4-м классе «А» по теме "Сложное предложение" (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Обобщающий урок русского языка в 4-м классе «А» по теме "Сложное предложение" (с использованием здоровьесберегающих технологий)...

Урок русского языка во 2 «В» классе Автор – составитель: Попова Наталья Борисовна. Тема. "Обучение выбору разделительного знака – Ъ или Ь?"

Создать условия для знакомства с правописанием разделительных Ь и Ъ знаков и закрепление умения учащихся в правильном выполнении всей последовательности действий, необходимых для решения орфограф...

Урок русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".

повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне....

Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"

      Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...