Урок русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Барышева Светлана Владимировна

повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".

Тема: Повторение и обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слов.

Цель: повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне.

Задачи:

Формировать умение находить орфограммы в корне слова и подбирать к ним проверочные слова.

Продолжить работу со словообразовательными моделями, связывать в сознании учащихся значение слов с их морфемным составом.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: листок индивидуальной работы, словообразовательные модели, схемы проверки парных согласных, безударной гласной и непроизносимой согласной.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прочитаем девиз урока.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

– Как вы понимаете смысл этих строк? (Нужно относиться очень бережно к языку, и он откроет вам свои тайны).

II. Чистописание.

оват   н    ые

слово         образ         ель           модели

– Раскройте лексическое значение слов.

Слово – единица речи.

Образ – наглядное представление о ком или о чём-либо.

Ель – хвойное дерево

Модель – геометрический чертеж, схема или образец какого-нибудь изделия.

–Запишите буквы при помощи верхнего соединения и слова.

–В этих двух строчках спряталось название следующего задания? Нужно лишь соединить 1 и 2 строчки (словообразовательные модели) .

III. Актуализация знаний.

–Далее поработаем со словообразовательными моделями.(Словообразование – способ, процесс образования слов в языке.)

–Уметь образовывать слова разными способами и определять состав слова нужно для того, чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове.

а)  Составим модели слов с корнем - ход (устно).

        

        При помощи приставок.

        При помощи приставок и суффикса -к.

        При помощи приставок и суффиксов -и, -ть.

        При помощи приставок и суффикса -ящ.

        При помощи корня других слов и соединительных морфем о и е.

Поход

Выход

Переход

Заход

Обход

Доход

Уход

Подход

Восход

Расход

По-

ход

к-а

Походка, выходка, (кроме находка).

Вы-

и-ть

Походить, выходить, переходить, заходить, обходить, доходить, уходить.

Пере-

За-

Об-

До-

У-

ящ-ий

Выходящий, переходящий, заходящий, обходящий, доходящий, уходящий, подходящий, восходящий

Под-

Вос-

Рас-

лёд, пар, сам, везде, пеший, море, луна.

Ледоход, пароход, самоход, вездеход, пешеход, мореход, луноход.

– Следующее задание выполним на индивидуальных листах.

б) Задание №1 " Раздели слова на группы"

– Вспомни правило-алгоритм разбора слова по составу. Раздели слова на три группы в соответствии со схемой.

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.

(Устно)         Посылка, ягодка, аптека, рубашка, наушники, берёза, побелка, монетка, черника, перебежка, квартира, красота, беседа,  покупки, веселье.

– Придумайте свои слова и назовите какой схеме они соответствуют.

перестрелка

поездка

прогулка

подушка

подружка

пригородный

качели

зимушка

ночка

рыбка

чернота

лесной

картина

дерево

волна

погода

малина

деревня

в) Игра "Волшебные превращения".

1. Как большой дом превратить в маленький?  (к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.)

 2. Как большой гриб превратить в маленький?  (гриб + ок = грибок)

 3. Как рыбу превратить в человека? (рыб + ак = рыбак)

 4. Как березу превратить в гриб? (под + берез + ов+ик = подберезовик)

 

IV. Сообщение темы и цели урока.

В корне слова непременно

Надо буквы проверять.

Звуки любят перемены,

Им не стоит доверять.

Гласные и согласные

Бывают очень опасные.

Мы будем сегодня опять

Правила к ним применять.

–Сформулируйте тему урока ("Правописание слов".)

–Будем повторять правила правописания гласных и согласных в корне слов.

– Какие три правила проверки орфограмм в корне вы изучили на уроках русского языка? (правописание парных согласных; правописание безударных гласных; правописание непроизносимых согласных).

Работа по схемам.

– Как проверить безударную гласную?

– Две безударные гласные?

– Парные согласные?

– Непроизносимые согласные?

                                                 

Схема парные согласные

Что?

Где?

Как?

Чем?

надо проверять?

Парные согласные

В корне

Подбирать однокоренные слова

Гласной после согласной

        

Схема непроизносимые согласные

Что?

Где?

Как?

Чем?

надо проверять?

Непроизносимые согласные д,т,в,л

В корне

Подбирать однокоренные слова

Гласной после согласной

Схема безударные гласные

Что?

Где?

Как?

Чем?

надо проверять?

а,о,и,е,я

В корне

Подбирать однокоренные слова

Ударением

Физкультминутка (упражнения для глаз, танцевальные движения под музыку)

V. Работа по теме урока.

а) Стихотворение " Тренировка". Задание №2 (на листах).

 Вставьте буквы, устно подберите проверочные слова.

Алгоритм: читаю – проверяю – пишу.

Аист делает заря_ку –

То вприпры_ку, то вприся_ку,

Осьмино_ надел перча_ки,

А тюлень удрал с площа_ки,

Пеликан ныряет ло_ко,

Вот что значит трениро_ка!

Рак зале_ на самока_,

Все вперё_, а он наза_.

– Тренировочные упражнения нужны не только в спорте, но и на уроках русского языка, чтобы быть грамотными.

б) Грамматическая загадка. КРОСС+ВОРЫ–Ы+Д=?

Кроссворд. Письмо с комментированием. ( Называю проверочное слово, потом произношу так, как буду писать).

1. Как называется растущее возле воды растение? (Тростник)

2. Что обогревает и освещает землю? (Солнце)

3. Антоним к слову "рано". (Поздно)

4. Гневно, сердито. (Яростно)

5. Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим ...( Вкусно) Слово-ловушка – пишу сочетание сн.

6. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)

7. Этот билет покупают для проезда в транспорте в течение месяца. (Проездной)

8. Антоним к слову "радостно". (Грустно)

9. Она бывает сельской и даже городской, ровной и холмистой. (Местность)

10. Ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница)

11. Как называют того, кто принёс весть? (Вестник)

12. Резец для работы по стеклу. (Алмазный) Слово-ловушка – пишу сочетание зн.

13. Синоним слову "знаменитый". (Известный)

14.Отличное, прекрасное утро.( Чудесное) Слово-ловушка – пишу сочетание сн.

 

– Какое слово можем прочитать по вертикали? ( Непроизносимые.)

– Что вы ещё знаете о правописании непроизносимых согласных?

(Способ проверки; правило "Слова-ловушки"; сочетания звуков зн, сн, ст, рц могут быть сигналом того, что в слове есть непроизносимый согласный)

Задание № 3. " Найди слова-ловушки". Зачеркни их (10 слов из 20 являются словами-ловушками).

Здра?ствуйте, чу?ство, пас?бище, прекрас?ный, древес?ный, окрес?ности, сер?це, звёз?ный, чес?ный, ужас?ный, интерес?ный, опас?ный, радос?ный, счас?ливый, глас?ный, облас?ной, ненас?ный, безопас?ный, небес?ный, напрас?ный.

4) Поиск загаданного слова по модели-отгадке.

– К какому правилу подходит данная схема. (Правописание в корне двух безударных гласных).

–Что надо сделать, чтобы правильно написать эти слова? ( Надо подобрать два проверочных слова). Запись в два столбика.

 Холодок– холод, холодный

 Молоток – молот, молотит

Голосок – голос, голосит

Волосок – волос, волосик

Золотой – золото, позолота

Дорогой – дорог, дороже

Колосок – колос, колосья

(огород, молоко, колобок, городок) .

Зеленеть – зелень, зелёный

Вечереть – вечер, вечерний

Веселить – весело, весёлый

Трепетать – трепет, трепещет

Щебетать – щебет, щебечет

Деревянный – дерево, деревья

Лепетать – лепет, лепечет

 (серебристый, шелестеть, ветерок, лебединый, бережок, пелена).

Дополнительное  задание: работа по учебнику упр.–106

– Что вы можете сказать о драконе, его манерах, воспитании? (очень культурный и воспитанный, при встрече поздоровался всеми головами, в столовой взял нож и вилку, салфетки).

VI. Закрепление изученного.

Упражнение "Найди лишнее слово".

   а) погрузил, подъехал, стучать, влезет (нет приставки)

   б) тракторист, рыба, глазоньки, зернышко (нет суффикса)

   в) пешеход, поход, вездеход, луноход, ледоход (слова с двумя корнями)

г) лестница, чувство, праздник, здравствуйте (здравствуйте – здравие)

д) лебединый, бережок, пелена, весело (одной безударной гласной)

VII. Подведение итогов.

– Какую цель ставили в начале урока? ( Повторить правила правописания слов)

– Достигли ли мы цели урока?

– Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения/

а) Я могу пользоваться способом проверки гласных и согласных в корне и могу объяснить одноклассникам

 б) Я понял, как можно пользоваться способами проверки орфограмм,  но не уверен, что объясню другому.

в) Я не совсем понял, как доказывать правописание  безударных гласных и согласных в корнях слов.

 

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы повторили способы…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Тяжелее всего было…

Дома я расскажу о …

          Больше всего мне запомнился ответ....

IX. Информация о домашнем задании.

Упр.–109, вставить непроизносимые согласные


Приложение 1

Дополнительный материал к уроку.

 Шарады. Парные звонкие и глухие согласные

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).

С глухим - траву она срезает, со звонким - листья объедает. (Коса - коза).

С "м" - приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой "л" зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким - как огонь горячий. ( Шар - жар).

Речевой материал: "Гнездо родственных слов".

Зима (зимовье, зимушка, зимник, зимовка, предзимье, зимняя, озимые, зимующие, зимовать,  перезимовать…)

Холод (холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить…)

Снег (снежок, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход, подснежник, снегопад, снежный, заснеженный, белоснежный…)

Мороз (морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий, обморожение, замораживать, подмораживать…)

Лед (ледник, ледок, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, ледовый, ледниковый…)

Лес (лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесничество, подлесок, лесозаготовка, лесной, лесистая…)

Назови слова с орфограммой " Две безударные гласные в корне"

По ночам бывают ещё  заморозки. Но холода уже закончились. В лесу защебетали птицы. Белочки развеселились на полянке. На той стороне реки крутой обрыв.

После долгой зимы зазеленела трава на полях. Не зябнут больше молодые деревца.

Работа с фразеологизмами. Объясните  значение.

У меня на сердце камень.                           Переживание за кого-то

Сердце кровью обливается.                        Искренне, с любовью

Скажу, положа руку на сердце.                  Плохо, тяжело на душе      

Подарил от чистого сердца.                        Искренне, честно, без утайки

1 вариант.

На дворе (мороз).   Выпал пушистый (снег). Саша надел теплую (шубку) и меховую (шапку).  Ребята играют в (снежки).

 2 вариант.

У бабушки в деревне большой (огород). Там на (грядках)  зеленеет (укроп)  и растет вкусная (морковь). На (обед) бабушка приготовила вкусный (салат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-ом классе с использованием здоровьесберегающих приёмов и средств обучения

"Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы", - писал В. А. С...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...

Урок русского языка в 3-м классе с использованием образовательной модели «1 ученик 1 компьютер»

Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов...

Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе

Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...

Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» для учащихся 2 класса

Дидактический материал  «Тренинговые карточки на уроках русского языка» представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предн...