Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ
статья по русскому языку на тему

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы

ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение». (1)  Речевая неразвитость, отсутствие у детей внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности делают предельно сложным преподавание русского языка в начальной школе. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. В практике начальной школы дидактическая игра занимает достаточно прочное место на уроках русского языка. Однако в методике её проведения имеются некоторые недостатки. Наиболее существенными среди них являются следующие:

  1. Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
  2. Не всегда учитываются возрастные особенности детей при выработке правил игры.
  3. Не подводятся результаты игры, в связи с чес она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.
  4. Игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации.

Смещение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается из виду тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных задач. Имеет и познавательные задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками начальной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Поэтому, отрабатывая игровые правила. Необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. А на этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остаётся значительной на всём протяжении игры.

_____________________________________________________________________

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1974,

Т.2, с. 256.

Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения учителя к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Кроме того не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, напомнить последовательность выполнения задания или сократить объём мыслительных операций, В другом случае можно количество заданий для слабых учащихся. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта по дифференциации сходных предметов все дети играют без посторонней помощи.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.

Дидактические игры предполагают выявление победителей в лице ученика или группы (команды, семейки). Практика показывает, что значимость выигравшего коллектива, правильно оценивается уже учениками первого класса. Групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена; можно предложить, например. Сильным ученикам команды помочь отстающим, прорепетировать с ними заранее игровые действия. Конечно в организации этой работы большая роль отводится учителю, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.

Подведение итогов проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, медальки, игровых фишек, жетонов и т.д. Невыполнение этого условия ведёт к угасанию интереса, потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как и сам урок, игра реализует познавательные и воспитательные задачи урока. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом урока. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока.

Мобилизирующий этап урока:

Цель мобилизирующего этапа урока – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы игр, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы).(1) Игры рассчитаны на 2 -–4 минуты урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: наглядно-действенный, наглядно-образный или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна из игр.

  1. На наборном полотне карточки с буквами:

А

Б

В

А

В

Б

1) Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.,1994.

 -Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Покажите пальчиками, сколько перестановок надо выполнить, чтобы карточки вверху и внизу стояли одинаково. (Какая колонка допустила меньше ошибок?) Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы одинаково располагались? Какой звук обозначает буква А? Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву А.

  1. На доске вычерчивается игровое поле с девятью или двенадцатью квадратами. В каждом квадрате-домике живёт одна буква. От домика к домику прыгает зайчик наискось через дорожку.

А

----

О

----

У

|

|

|

Я

----

Ё

----

Ю

|

|

|

И

----

Э

----

Е

-В какой домик может прыгнуть зайчик если он гостит в домике А? (Ю или Э). Покажите пальчиками, за сколько прыжков зайчик попадёт в домик Е. (Какая колонка точнее?) Охарактеризуйте буквы, написанные на игровом поле, и звуки, которые они обозначают. Какой буквы здесь не хватает? (ы) Эту букву мы будем писать на минутке чистописания.

  1.  – Буквы И и Й  живут в двух домиках. Один домик новый, а другой – старый. Буква И живёт в новом. В каком домике живёт буква Й? (Тот кто даёт первым полный ответ поселяет буквы в домиках).

-Какие звуки обозначают буквы И и Й? Сегодня мы повторим, как они правильно и красиво пишутся.

Игры во время проверки домашнего задания:

  1. «Кто вернее и быстрее?» Учащимся дается время для прочтения в тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, обозначить и проверить её. Затем по команда учителя ребята, по одному с каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрёстная проверка, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд победитель, который награждается жетонами. Далее каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание.
  2. «Игра с мячом». Учитель называет слово, в котором была пропущена безударная гласная или парная согласная и бросает мяч ученику. Ученик называет проверочное слово и букву, которую надо вставить в слово. и бросает мяч учителю. Все проверяют написание слова в тетради. Когда все слова проверены, учитель награждает жетонами тех учащихся, которые не пропустили ни одной ошибки.
  3. «Телеграф»:(проверка умения делить слова на слоги).

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова (из домашнего задания), а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город.

 Ученик произносит слово по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т.е. произнести и отхлопать слово правильно. Ученик, правильно выполнивший задание или «починивший телеграф» получает жетон.

  1. «Найди ошибку». На доске записан текст домашнего задания, выполненного неправильно. Но несколько орфограмм записаны правильно.

-Незнайка никак не может запомнить правило правописания…… и выполнил задание так. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки и объясните Незнайке , почему надо писать так.

Правильный ответ оценивается жетоном. Победитель выявляется по сумме полученных жетонов. Ему Незнайка дарит конфетку.

Подготовительная работа к усвоению нового материала.

  1. «Лото»: (развитие фонематического слуха, умение определять в слове последний согласный по твёрдости и мягкости). У каждого ученика карточки лото и по пять фишек.

Н

НЬ

РЬ

Л

ЛЬ

Р

Учитель называет слова  с мягкими и твёрдыми согласными на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадратика) закрыта фишками, учащиеся вспоминают, какие слова названы учителем. Пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран. Называются победители, те кто правильно закрыл пять квадратиков.

  1.  «Кто быстрее». На листе бумаги столбиками записаны  слоги ЖИ и ШИ по 8 раз, а внизу набор других слогов, которые в сочетании с ЖИ и ШИ образуют слова.  Учащиеся приписывают дополнительные слоги к ЖИ и ШИ, получая слова и вычеркивая использованные. Листок передаётся вперед с последней парты. Выигрывает та колонка , которая первой закончит выполнение задания, составив слова правильно.
  2. «Наоборот»: (развитие фонематического слуха, умения различать и воспроизводить слоговые структуры с раздельным и слитным произношением гласного и согласного). Учитель называет слог со слитным или раздельным произношением согласного и гласного, ученик отвечает оппозиционным его вариантом (например: ВЯ – ВЬЯ, ЛЬЯ – ЛЯ). Игра идёт как соревнование рядов. Возможно применить мяч.

Дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

  1. «Назови большие предметы» (дубки – дубы, грибки, губки, рыбка, лапка, репка и т.д.)
  2. «Скажи о предмете ласково» (коробка – коробочка, трубка, юбка, кепка, кнопка и т.д.)
  3. «Назови один предмет» (дубки – дубок, куски, колоски, глазки, порошки, гудки и т.д.)

Игры можно организовать по рядам и индивидуально. Учитель называет слово, а ученик слово соответственно заданию, объясняя, какую согласную надо писать. Хорошо использовать в играх мяч.

  1. «Викторина»: (активизация словаря, развитие умения иллюстрировать правило примерами). Учитель раздаёт детям полоски с заданиями. По сигналу учителя они должны прочитать вопросы и письменно на них ответить. Выигрывает тот, кто первым наиболее правильно и полно ответил на вопросы.
  • Названия каких времён года имеют безударную гласную в корне? (зима, весна, осень)
  • В названиях каких животных встречается безударный гласный в корне? (свинья, лиса, коза, осёл)
  • В названиях каких птиц есть безударный гласный в корне? (сова, снегирь, скворец)
  1. Кроссворды»: (активизация словаря, закрепление правописания слов с безударными гласными и на любые другие правила).
  1. Комната для еды
  1. Мастер по дереву
  1. Член семьи
  1. Хвойное дерево
  1. Ночная птица
  1. Часть комнаты
  1. Окно – это рама и …
  1. Домашнее животное
  1. Частичка снега

С

С

С

С

С

С

С

С

С

  1. Самодиктанты. «Угадай последнее слово и запиши».

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …(тепло)

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и…(вода).

Улетел скворец не зря

За леса и за…(моря).

Подводной лодке не страшна

Океанская…(волна).

Объяснение нового материала.

На  этом этапе урока разучиваю с ребятами рифмовки – специфические дидактические упражнения в стихотворной форме, которые так нравятся детям.(1) Игры с рифмовками: «Кто лучше расскажет», «Кто быстрее запомнит», «Кто грамотнее запишет», «Кто быстрее восстановит рифмовку» и т. д.

ЖИ и ШИ - такие слоги,                      ЖИ и ШИ – ЖИ и ШИ                                                          Что всегда к ребятам строги.              Только с И всегда пиши

Шины, ландыши, машины.                     Шишки, ёжики, ножи,

Малыши, шипы, пружины,                     Экипажи, этажи.

Как ты пишешь ЖИ и ШИ?                    Лу__, __молость, чи__,

Мне решительно скажи!                         Лы__, мы__, камы__,

                                                                   __мпанзе, __пы, ма__на,

                                                                    __шки, ё__ки, пру__на.

Кто быстрее всех читает                           Шуточка, минуточка,

И слова запоминает:                                  Дочка, прибауточка,

Ёлочка и белочка,                                      Свечка, печка, строчка,

Тучка, щучка, стрелочка,                           Булочка и точка.

Бочка, почка, спичка,                                 Ты теперь, наверняка,

Речка, ручка, птичка,                                  Назовёшь слова с ЧК.

-Кто запомнил больше слов с ЧК?

Слова собрал я здесь не зря:

Деревья, листья и скамья,

Колосья, братья и семья –

Что в них за правило, друзья?

(1) Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., Новая школа,1996.

Игра -  явление повседневное, по крайней мере для детей. Возможно по этой причине она не попала в область приоритетного культурно-педагогического и социального значения, несмотря на то, что целое созвездие ученых разных эпох, школ, направлений исследовали игру как уникальный феномен культуры человека, как уникальное средство развития и воспитания ребёнка. Именно повседневность игры породила молчаливое признание того, что игра – дело «не очень серьёзное», что она характерна лишь для дошкольников, а затем превращается в средство развлечения, отдыха школьников и существенного значения для них в целом не имеет. Но это заблуждение.

Учение и досуг – явления для ребёнка взаимосвязанные. Об этом свидетельствуют методики известных педагогов-новаторов, которые при всём их различии  подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс (не всегда и не везде это необходимо) познание через интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьёзным и увлекательным, но не отупляющим; оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребёнка. Плодотворность поиска педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощённых форм и методов занятий, использованием игры.

У каждого учителя должен быть запас отобранных апробированных дидактических игр и игрушек для использования на уроках и внеурочной деятельности. Следут отметить, что сейчас педагогические издательства – государственные и частные – издают, выпускают разнообразные настольные, настенно-печатные,  печатные дидактические интеллектуальные игры, игровые наборы, игры-плакаты для учащихся разных возрастов, важные для обучения и самообразования.

Любая игра информативна, любая игра – познание, творчество, изобретательство. Она, как особая форма активной деятельности детей, направлена на познание окружающего мира и воздействия на него. Уже поэтому её стоит включать в арсенал средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактическая игра - хороший инструмент учителя для разнообразия урока, снятия напряжения и усталости учащихся, также могут являться инструментом выявления уровня усвоения материала....