Программа внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»
рабочая программа (4 класс) на тему

Мазеева Ирина Павловна

Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся  4 класса на основе  авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list_teatr.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено

на заседании ШМО

педагогов дополнительного образования

Протокол № 1                  

от 27.08. 2014 г.

Согласовано:

зам. директора по ВР

_______________

А.А. Белослудцева

 28.08.2014 г.          

Утверждаю:

директор МБОУ

лицея с. Месягутово

_________________

А.Л. Неустроев

Приказ № 176 -а

от 29.08. 2014 г.

Программа

внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»

в 4 а классе

( общекультурное направление)

Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программу разработала:

учитель высшей

квалификационной категории

                                                                         Мазеева Ирина Павловна

                                         Месягутово- 2014

Пояснительная записка

Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся  4 класса на основе  авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематического планирования.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

             Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.     Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Программа рассчитана на 1 год обучения, один раз в неделю по 1 часу. 

                              

Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи программы:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

            - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

            - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

  

Ожидаемый результат

Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою ,проявляют инициативу, творчество.

Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности.

Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии.

Члены кружка отличаются трудолюбием, способны прийти на помощь друг другу. Вместе с родителями шьют театральные костюмы и готовят декорации, оформляют сцену

В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:

  • Интонировать чисто, соблюдая правила пения.
  • Читать, грамотно артикулируя.
  • Осуществлять разбор сценарного материала.
  • Сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе.
  • Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.
  • Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок.
  • Активизировать свою фантазию;
  • «Превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • Коллективно выполнять задания;

  

Содержание программы

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Список литературы для учителя:

1.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 

2. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

3. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.  

4.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

5. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Список литературы для детей:

1. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

2. Горбачёв И. А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003.

3.  Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000.

Календарно- тематическое планирование

 

 п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

по плану

Факт.

 

Раздел «Театр»

5

4

1

1

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

1

4.09

2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор.

1

1

11.09

3

Театральные жанры.

1

1

18.09

4

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

1

25.09

5

Зритель в зале.

1

-

1

2.10

 

Раздел «Основы актёрского мастерства»

19

3

16

6

Язык жестов.

1

1

9.10

7-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

3

3

16.10

23.10

30.10

10-11

Интонация.

2

2

6.11

13.11

12-13

Темп речи.

2

2

20.11

27.11

14

Рифма.

1

1

4.12

15

Ритм.

1

1

11.12

16

Считалка.

1

1

18.12

17

Скороговорка.

1

1

25.12

18

Искусство декламации.

1

-

1

1.01

19

Импровизация.

1

1

-

8.01

20

Диалог.

1

0,5

0,5

15.01

21

Монолог.

1

0,5

0,5

22.01

22-24

Театральный этюд.

3

1

2

29.01

5.02

12.02

 

Раздел «Просмотр спектаклей на видеодисках»

4

4

25-26

  1.  «Сказки Пушкина».
  2. «Басни дедушки Крылова».

2

2

19.02

26.02

27-28

Беседа после просмотра спектаклей. Иллюстрирование.

2

2

5.03

12.03

Раздел «Наш театр»

11

11

29-34

Работа над спектаклем по стихам Е.Липатовой «Страшная карандашная история». Отчётный спектакль.

6

 

6

19.03

26.03

2.04

9.04

16.04

23.04

35-39

Работа над спектаклем по сказке А. Бартенёва «Здравствуйте»

 Отчётный спектакль.

5

5

30.04

7.05

14.05

21.05

28.05

Итого

39

7

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""

Программа  курса  Театральная  студия Сказка  направлена  на  развитие  у  детей  творческих  способностей.В  студии  мы  готовимся ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Формирование и развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (театральная студия)

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия)...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Внеурочная деятельность по театральному кружку "Золотой ключик"

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 6-11 лет. Темы программы сочет...