Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Развитие»

1 д класс

Руководитель: Аллабердина Лилия Ириковна

Нижневартовск

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Пояснительная записка        

Принципы разработки и реализации Программы        

II. Цель программы        

III. Основные задачи реализации программы факультатива        

IV. Принципы организации образовательного процесса:        

Этапы реализации программы        

V.  Планируемые  результаты        

VI. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:        

VII. Тематическое планирование факультатива «Развитие»        

IX. Педагогическое обеспечение занятий факультатива: технология, методы, приемы, формы проведения занятий        

9.1. Основные методы и приемы        

9.2. «Правила творческого путешествия»        

9.3. Методы управления детским творчеством        

9.4. Формы проведения занятий        

9.5. Структура занятий        

9.6. Одна из особенностей занятий состоит в том, что дети могут заниматься совместно с родителями.        

X. Психологическое обеспечение занятий.        

XI. Ожидаемые результаты        

XII. Мониторинг  реализации  программы        

XIII. Ресурсное обеспечение реализации Программы        

Материально-техническое обеспечение        

XIV.        Используемая  литература        

Литература для учителя        

Литература для учащихся        

Приложения        

Система заданий и игр, используемых в работе факультатива .        

Система заданий для вербальных импровизаций.        

Система заданий для невербальных импровизаций        

Методические разработки занятий факультатива «Развитие»        

               Рабочая программа по курсу «Развитие»

Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

     Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Развитие» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Развитие» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Развитие» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся в школе предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Принципы разработки и реализации Программы

  1. Принцип гуманизации образования.
  2. Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип научности.
  5. Принцип доступности.
  6. Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.

II. Цель программы

Развитие   учебно-познавательных мотивов и  интеллектуально - творческих возможностей учащихся начальной школы.  

III. Основные задачи реализации программы факультатива

(с приращением):

1 класс

  • развивать координацию и мелкую моторику;
  • совершенствовать коммуникативные качества;
  •  развивать умения отвечать и задавать свои каверзные вопросы;
  • развивать связную речь;
  • развивать интеллектуальные способности ребёнка.
  • формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
  • воспитывать самостоятельность и усидчивость.

IV. Принципы организации образовательного процесса:

1. Деятельности.  Основным механизмом реализации целей и задач является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

2. Целостного представления о мире. У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

3. Непрерывности и преемственности  между  1 и 2 ступенями обучения.

4. Минимакс. Учитель должен предлагать ученику содержание  по максимальному уровню, а ученик – должен усвоить это содержание на уровне своих возможностей.

5. Психологической комфортности. Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии  такой атмосферы, которая расковывает  детей и в которой они  чувствуют себя «как дома».

6. Вариативности. Развитие умения осуществлять систематический выбор вариантов, содержание, приемов, способов деятельности, решения, сравнивать их и находить оптимальный вариант.  

7.  Креативности.  Максимальная ориентация на творческое начало в  деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

этапы реализации

Этапы реализации программы

        Курс «Развитие» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

       Программа по курсу включает 135 занятий на 4 года.  Рабочая программа в 1 классе составлена на 33 ч.  В неделю проводится одно занятие. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

 Описание ценностных ориентиров содержания курса «Развитие»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

V.  Планируемые  результаты

В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

VI. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

VII. Тематическое планирование факультатива «Развитие»

При всем многообразии видов, приемов деятельности все занятия подчиняются раскрытию основной темы. 

Основная тема занятия

Количество часов

1.

Выявление уровня развития  детей.

1 час

2.

Построение предметов. Штриховка.

1 час

3.

Моделирование  аэродрома.    

1 час

4.

Создание маяка.

1 час

5.

Построение реактивного самолета.

1 час

6.

Рисование гусеницы.  

1 час

7.

Изображение соловья.

1 час

8.

Построение кареты.

1 час

9.

Школьный этап предметной олимпиады по математике.

1 час

10.

Школьный этап предметной олимпиады по русскому языку.

1 час

11.

Школьный этап предметной олимпиады по окружающему миру.

1 час

12.

Построение леса и самолета  над ним.

1 час

13.

Лепка космического летательного аппарата.

1 час

14.

Построение эмблемы зимних месяцев.

1 час

15.

Моделирование трактора с прицепом.

1 час

16.

Моделирование паровоза с вагонами.

1 час

17.

Построение электрокара.

1 час

18.

Моделирование автомобиля на солнечных батареях.

1 час

19.

Презентация метро. Описание метро

1 час

20.

Построение микроавтобуса.

1 час

21.

Построение космического корабля.

1 час

22.

Моделирование подъемного крана.

1 час

23.

Построение бабочки.

1 час

24.

Моделирование сюжетной картинки «Царевна – лягушка».

1 час

25.

Моделирование сюжетной картинки «Баба – Яга».

1 час

26.

Создание  сюжетной картинки «Грибы»

1 час

27.

Рисование букетов цветов.

1 час

28.

Построение вертолета.

1 час

29.

Моделирование вездехода.

1 час

30.

Изображение электровоза.

1 час

31.

Создание  корабля.

1 час

32.

Презентация проектов.

1 час

33.

Подведение итогов.

1 час

VIII. Cодержание программы

Содержание  курса  в 1-4 класса классифицируется по шести основным,  условно выделенным модулям:

Модуль

Виды деятельности учащихся на занятиях

  • Психо-

гимнастика

  • Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.
  • Общение в парах сменного состава (ученик - ученик, ученик – учитель) на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т.д.
  • Инсценирование стихов, басен, песен (Формирование умения свободно держаться перед аудиторией)
  • Игры на развитие эмпатии. (Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения).

  • Развитие творческого воображения

  • Нахождение различных образов в природном материале: бесформенных  пятнах, листьях, ветках, сучьях, камнях и т.д.  (Развитие образного мышления)
  • Моделирование образа нестандартными средствами (листьями, обрезками, цветами).
  • Оживление предмета (наделением его определенными свойствами характера, нахождение образа, соответствующего определенному характеру)
  • воплощение музыкальных образов через пластику, графику, конструирование и т.д.
  • Сочинение сказок по методу контрольных вопросов.
  • Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями)
  • Нахождение ресурсов системы (как по–новому можно использовать определенный объект)

  • Развитие речи  

  • Разминка с пальчиками (движение рук тесно связаны с речью и способствуют её развитию) с использованием скороговорок.
  • Метод моделирования сказок с целью формирования умения выделять главных героев, понимать отношения между ними, видеть последовательность событий.
  • Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок.
  • Заучивание и рассказывание стихов, чтение их по ролям – один из элементов развития речи и памяти.
  • Использование театральных таких приемов, как «вживание» в определенную роль (сказочного героя, растения и т.д.) и рассказ о своем состоянии, своих друзьях, привычках позволяет снять скованность, учит умению держаться перед аудиторией.

  • Развитие творческого мышления

  • Комбинирование и сочетание в одном предмете свойств и признаков других предметов и объектов; узнавание объекта по описанию возможных действий с ним; перенос действия, применяемых к одному предмету, на другой. (Развитие наглядно – действенного мышления).
  • Развитие  логически–следственных отношений, умения формулирование правил и законов функционирования природных и социальных явлений, предвидения последствия взаимодействия объектов и явлений. (Развитие причинного мышления)
  • Построение проблемных ситуаций, выдвижение альтернативных гипотез решения проблемных ситуаций, разрешение противоречий. (Развитие эвристического мышления).

  • Развитие элементов фантазиро-

вания

  • Прием фантастических гипотез (что было бы, если…).
  • Сочинение сказок с использованием приёмов: «оживления», «увеличение– уменьшение», «дробление – объединение», «ускорение – замедление».
  • Придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, механизмов и прочее; установление связей фантастических объектов с реальным миром.
  • Знакомство с методом «стеклянные человечки», сочинение историй с использованием данного метода.

  • Развитие памяти и внимания

  • Задания: сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами,  восстанавливать по памяти ранее увиденное, (схемы, чертежи, картины, ситуации),  создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной информации.( Развитие зрительной памяти).
  • Развитие образной памяти.
  • Воссоздание образа объекта через тактильные ощущения. (Развитие тактильной памяти).
  • Упражнения на развитие  непроизвольного и произвольного внимания.

 В соответствии с возрастными общими психолого-физиологическими особенностями учащихся, основными задачами реализации программы на конкретном возрастном этапе, состава группы и уровня готовности для принятия заданий учитель может свободно использовать  виды деятельности из разных модулей.

IX. Педагогическое обеспечение занятий факультатива: технология, методы, приемы, формы проведения занятий

Факультативный курс позволяет осуществить более глубокий по сравнению с уроком личностный подход, простроить индивидуальную и дифференцированную работу, способствовать развитию творческих способностей (одаренности) у каждого ребенка.

9.1. Основные методы и приемы

Характерная особенность методики – комплексность, т.е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя выше указанные элементы. Дети любят разнообразие. В предлагаемой программе  игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии собственных способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. Занятия построены так, что в каждом в зависимости от темы и цели органично доминируют упражнения на развитие фантазии, памяти, творческого мышления, речи, коммуникативных качеств, творческого воображения.

        Смена видов деятельности позволяет заниматься длительное время без утомления и потери интереса.  Наличие алгоритма в программе позволяет учителю наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям группы учащихся.

Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия  учитель в своей работе применяет следующие методы и приемы:

  • деятельностный метод;
  • прием актуализации субъектного опыта учащихся;
  • метод диалога;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • игровые методы;
  • рефлексивные приемы и методы;
  • проблемно-поисковый метод, который включает в себя следующие приемы:

-создание проблемной ситуации;

-формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций;

-доказательство учебных гипотез;

-формулирование учебных выводов.

9.2. «Правила творческого путешествия»

Педагогическое обеспечение факультативных занятий предусматривает учет и выполнение определенных программных требований - «Правил творческого путешествия»,  выполнение которых  учителем гарантирует успех:

  •  материал для занятий подбирается с учетом  возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  •  обязательно сочетание творческих заданий с заданиями, выполняемыми по алгоритму.
  •  использование в одном занятии различных методических приемов, по возможности объединенных одним сюжетом.
  •  соблюдение принципа: от простого к сложному.
  •  при оценке деятельности ребенка использование только похвалы и опоры на его лучшие качества.
  •  настрой родителей на совместную работу.            

9.3. Методы управления детским творчеством

Чтобы избежать отрицательного воздействия критичности и стимулировать творческую активность, целесообразно  использовать в работе следующие методы управления детским творчеством:

  • метод мозгового штурма;
  • метод исследовательских вопросов;
  • метод комбинационного анализа;
  •  метод контрольных вопросов.

Учитель придерживается девизом: «Все дети способны», и стремится  увидеть в высказываниях, рисунках, поделках крупицу оригинального, чтобы ребенок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного.

9.4. Формы проведения занятий

        С целью усиления влияния занятий факультатива на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные

формы проведения занятий:

  • занятие - экскурсия;
  • занятие - путешествие;
  • занятие - соревнование;
  • занятие - аукцион;
  • занятие - игра.        

9.5. Структура занятий

  1. Приветствие (взяться за руки, посмотреть в глаза, поздороваться, улыбнуться).
  2. Разминка  (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти)
  3. Речевая разминка (скороговорки,  чистоговорки, можно в движении)
  4. Проблемная ситуация (решить предъявленные учителем противоречивые факты, теории;  практические задания «на ошибку», опровергнув их научными фактами; выполнить  практическое задание: а) не выполнимое вообще; б) несходное с предыдущими;)
  5. Выполнение логически - поисковых заданий в соответствии с проблемной ситуацией, темой занятия (выдвинуть и проверить гипотезу)
  6. Творческая работа (создание проекта)
  7. Рефлексия (Ответить на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Где можно использовать полученные знания, умения?  Что было самым трудным? Что было самым увлекательным для меня?)

9.6. Одна из особенностей занятий состоит в том, что дети могут заниматься совместно с родителями.

Это позволяет

учащимся

родителям

учителю

  • расширить свой кругозор, пополнить запас знаний;
  • научиться работать в группе;
  • самовыразиться, продемонстрировать  свои способности;
  • самоутвердиться;
  • возможно, повысить рейтинг среди ребят своим кругозором, начитанностью;
  • находиться в новой роли в привычных для него условиях;
  • научиться общению с другими взрослыми и одноклассниками в творческой деятельности
  • глубже понять своего ребенка;
  • узнать социальное окружение ребенка в школе;
  • познакомиться с ребятами и родителями других детей;
  • вести индивидуальную работу с ребёнком дома по развитию его способностей;
  • узнать много нового по вопросам воспитания детей через общение с учителем и другими родителями;
  • углубить взаимоотношения с учителем.

  • сплотить и объединить семью через совместную творческую работу с детьми;
  • познакомить родителей с различными развивающими играми и  методиками;
  • привлечь родителей к активному участию в школьной жизни ребенка;
  • повысить информированность родителей в вопросах организации учебного процесса

X. Психологическое обеспечение занятий.

В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда ребёнок может высказать свои мысли вслух, не бояться того, что его засмеют или подвергнут критике. При создании атмосферы, способствующей развитию  творческого мышления, необходимо:

  • обеспечить доброжелательность к детям со стороны учителя, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка. Это способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
  • стремиться наполнять окружающее ребёнка пространство самыми разнообразными, новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • «набраться терпения» не превращать помощь в подсказку, не лишать ребёнка трудности и удовольствия  сделать пусть маленькое, но собственное открытие.
  • использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
  • поощрять высказывание оригинальных идей в следующих формах:
  • использование поощрительных слов: «молодец», «умница», «делаешь успехи», «горжусь тобой», «да у тебя огромное достижение» и т.д.
  • выпуск «классной творческой тетради» с продуктом творчества ученика;
  • запись на видеокассету ответов, выступлений учащихся с последующей демонстрацией в классе на родительских собраниях;
  • еженедельная выставка работ учащихся;
  • невербальное поощрение / прикосновение к спине, поглаживание по

         голове, улыбка учителя, одобряющий кивок/.

  • предоставлять детям возможность активно задавать вопросы и отвечать на них. При этом использовать правила для детей:
  • вопрос задавай четко
  • вопрос должен быть на раздумье
  • ответ формулируй кратко, понятно
  • подтверждай своё мнение доказательствами, аргументами
  • использовать активные формы работы в  малой группе,  в паре, предварительно познакомив учащихся с правилами работы в группе, паре:
  • Будь вежливым и внимательным.
  • Не стесняйся высказывать свои мысли.
  • Не отвергай чужую точку зрения.
  • Говори четко и понятно.
  • Не согласен – предлагай, предлагаешь – действуй.
  • Выбери спикера.

XI. Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной малозатратной образовательной  программы факультативной работы «Развитие» ожидается получение  результатов  в развитии младших школьников, их природных задатков, способностей, дающих возможности эффективно адаптироваться в школе 2 ступени:

Эмоциональная готовность

  • реализация резервных возможностей и творческого потенциала;
  • навыки самоконтроля, саморегуляции;
  • способность адекватного отношения к себе и окружающим,
  • умение  самооценки;
  • динамика положительной мотивации;
  • умения строить межличностные отношения.

Деловая готовность

  • сформированность социальных мотивов, направленных на усвоение общественно значимого  опыта;
  • сформированность организационных умений, развитие лидерских качеств;
  • умение правильно оценивать полученный результат;
  • способность выбора жизненной позиции;
  • осознание себя как носителя социальной культуры.

Интеллектуальная готовность

  • умение правильно отбирать и применять знания, действовать в нестандартной ситуации;
  • самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
  • умение находить общий способ построения учебной задачи;
  • умение и желание выполнить любую задачу творчески;
  • формирование высокого уровня информированности детей;
  • динамика уровня психических процессов: воображения, мышления, связанной речи, внимания, памяти.
  • пробуждение поисково-исследовательской активности;
  • навык включения речи в решение мыслительных задач;
  • умение видеть и понимать реальные причинные зависимости

Гармонизация личностного и интеллектуального потенциала учащихся способствует позитивному переходу в школу 2-й ступени, успешной адаптации,  получению качественного результата в самореализации личности каждого ребенка.

Таким образом, деятельность факультатива «Развитие»  является не механическим добавлением к учебному процессу школы, а органичной частью образовательной системы младших классов.

XII. Мониторинг  реализации  программы

Критерии

Показатели

Методика диагностики

1.

Развитие коммуникативных качеств

(совместно с психологом)

1. Умение слушать

  • анкета

 Н.Л.Сомова «Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников» (0-11 лет)

  • наблюдения учителя

2. Умение излагать свои мысли

  • анкета.

 Н.Л.Сомова «Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников» (0-11 лет)

  • наблюдения учителя.

3. Умение общаться

  • анкета. «Приятно ли с вами общаться»

4. Статус в группе

  • социометрия. Дж. Морена

Методика «Два дома»

5. Умение отвечать на вопросы

  • наблюдения учителя

6. Умение задавать вопросы

  • наблюдения учителя

2.

Развитие речи

(совместно с психологом)

1. Словарный запас

  • наблюдения учителя

2. Ясность, яркость речи

  • методика изучения речемыслительной деятельности «Материалы для проведения психологических обследований речемыслительной деятельности»

3. Словесная ассоциативная способность (быстрота построения ассоциаций, оригинальность построения ассоциаций)

  • методика изучения словесной ассоциативной способности Т.В. Галкиной

4.Гибкость

при создании слов

  • методика изучения гибкости при создании слов

5.Гибкость конструирования фраз по начальным буквам слов

  • методика изучения гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов

3.

Развитие координации и мелкой моторики

(совместно с психологом)

1.Изучение оригинальности рисунков

2. Рисуночный тест

  • методика  изучения оригинальности рисунков
  • наблюдения учителя

4.

Развитие воображения

(совместно с психологом)

1.Изучение типа воображения

  • рисуночный тест «Несуществующее животное»

5.

Развитие памяти

(совместно с психологом)

1.Диагностика слуховой,

зрительной, моторно-слуховой памяти

  • методика изучения  типа памяти

2. Уровень развития

 зрительной памяти

  • методика изучения уровня

 зрительной памяти

3.Изучение логических связей в процессе запоминания

  • методика опосредованного запоминания

4.Уровень памяти и анализа ассоциаций

  • методика А.Р. Лурия «Пиктограммы»

6.

Развитие творческого мышления

(совместно с психологом)

1.Изучение развития логических операций:

-осведомленность;

-исключение понятий;

-обобщение;

-аналогия.

  • тест Э.Ф. Замбацявичене

2.Беглость мышления

  • тест «Дорисовывание»

Торенса и Гилорорда

3.Гибкость мышления

  • тест «Дорисовывание»

Торенса и Гилорорда

4.Оригинальность мышления

  • Тест «Дорисовывание»

Торенса и Гилорорда

7.

Развитие творческих способностей

1.Развитие творческих способностей (общих)

- инициативность;

- рискованность;

- любознательность;

- креативность;

- независимость;

- ответственность;

- общие способность;

- самовыражение.

  • наблюдения учителя

2.Развитие творческих способностей (русский язык и литература)

- имеет богатый словарный запас;

- умело и точно использует слова, тонко ощущает образность;

- разнообразен и широк круг чтения по различным литературным направлениям;

- стремится глубоко анализировать литературное произведение;

- с пониманием относится к чужой идее;

-тщательно разрабатывает изложение своей речи, испытывает тягу к сочинительству;

- подбирает убедительные аргументы и факты в защиту своих позиций;

- самостоятельно пишет рассказы, стихи;

- в своем творчестве разрабатывает убедительные характеры и ситуации.

  • наблюдения учителя
  • итоги письменных работ;
  • анализ творческих работ;
  • анализ устных ответов;
  • анализ читательских формуляров;
  • анализ творческих конкурсов;
  • анализ участия в творческих  конкурсах;
  • анализ качества диалога и монолога.

3.Развитие творческих способностей  (математике)

- материал усваивает полностью;

-проявляет настойчивость в изучении математики;

- внимательно изучает условие задачи, выбирает альтернативные варианты решения;

- хорошо выражает словами математические термины;

- внимательно анализирует ответ, полученный в ходе решения задачи;

- хорошо владеет абстрактными понятиями;

- обладает образным мышлением;

- умело применяет знания по другим предметам, пользуется справочным материалом;

- очень быстро справляется с заданиями, просит  дать дополнительные;

-способен самостоятельно изучать материал повышенной сложности

  • наблюдения учителя
  • анализ выполнения заданий повышенной трудности.

8.

Результаты обученности

1.Общая успеваемость учащихся по четвертям, по годам.

-положительная динамика;

- стабильная динамика;

  • анализ успеваемости по четвертям, по годам.

  1. Общее качество знаний учащихся по четвертям, по годам.

-положительная динамика;

- стабильная динамика;

  •  анализ успеваемости по четвертям, по годам.

3. Качество выполнения итоговых контрольных работ по предметам.

  • анализ контрольных работ по итогам четверти, по итогам года.

9.

Достижения

1.Участие в олимпиадах разного уровня.

2. Участие учащихся в конкурсах рисунков разного уровня.

3. Участие учащихся в конкурсах сочинений.

4. Участие учащихся в фестивалях, соревнованиях, конференциях.

  • Портфолио учащихся
  • Портфолио учителя

XIII. Ресурсное обеспечение реализации Программы   

Материально-техническое обеспечение

п/п

Инвентарный номер

Наименование оборудования

Год

выпуска

1060090746

Доска школьная

2005

21.36

Стул СМ82/2 серый

2007

21.36

Парта ученическая 15 шт

2007

21.36

Стул ученический 30 шт.

2007

210134000000004

21.36

Цифровой фотоаппарат Nikkon S6500, карта памяти,

ф\сумка

1040090380

Принтер HP P2035

2010

1040090383

МониторSamsung

2011

1040090386

Системный блок HP500 В НТ

2011

21.36

Кресло компьютерное

2011

1061090837

Подвес потолочный к проектору

2011

210134000000007

МФУ M1132s

2013

21.34

Акустические колонки

2013

410134000000100

Документ камера Epson

2013

410134000000103

Интерактивная доска Board 279

2013

410134000000106

Комплекс интерактивного контроля

2013

410136000000158-

410136000000159

Комплект динамических раздаточных материалов по обучению грамоте

2013

410136000000164-410136000000165

Комплект динамических раздаточных материалов по математике

2013

410136000000169-410136000000173-410136000000174

Комплект динамических раздаточных материалов по окружающему миру

2013

4481-4517

Наглядные пособия (диск) – 37 шт по предметам

2013

4358

21.34

Наушники закрытого типа

2013

410134000000154-410134000000166

Портативный компьютер ученика aser – 13 шт

2013

410134000000181

Портативный компьютер учителя

2013

410134000000184

Проектор короткофокусный epson

2013

4518

21.34

сетевой фильтр- удлинитель

2013

410136000000187

Точка доступа для беспроводной локальной сети

2013

410134000000190

Универсальная тележка платформа

2013

410134000000136

адаптер

2013

410134000000127

Датчик атмосферного давления

2013

410134000000121

Датчик относительной влажности

2013

410134000000130

Датчик расстояния

2013

21.34

Датчик света

2013

410134000000115

Датчик силы

2013

410134000000109

Датчик содержания кислорода

2013

410134000000124

Датчик содержания углекислого газа

2013

410134000000133

Датчик температуры

2013

4479

21.34

датчик  температуры поверхности

2013

410134000000112

Датчик частоты сердечных сокращений

2013

410134000000139

Комплект учебно-методических материалов

2013

410134000000118

Цифровой микроскоп

2013

Информационно-методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

Класс

Год издания

Кол-во

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Основные правила и понятия 1-4класс»  на CD (7таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

12.

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Символы и понятия» на  CD (8таблиц + не менее 5 заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Английский язык. Начальная школа. Вопросительные и отрицательные предложения» на  CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Английский язык. Начальная школа. Глаголы  на   CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Английский язык. Начальная школа. Существительные. Прилагательные. Числительные.  на   CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Безопасное поведение школьников» (начальная школа)»  на   CD (5таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Введение в цветоведение» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Летние и осенние изменения в природе» на CD (13таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Литературное чтение  1класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Литературное чтение  2класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Литературное чтение  3класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Литературное чтение  4класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика 1класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика 3класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика 4класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика однозначные и многозначные числа» на CD (7таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика. Геометрические фигуры и величины.» на CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математические таблицы для начальной школы»» на CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Обучение грамоте  1класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Окружающий мир 1класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Окружающий мир 2класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Окружающий мир 3класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Окружающий мир 4класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Основы декоративно – прикладного искусства» на CD (12таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Порядок действий» на CD (3таблицы + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Русский язык 1класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Русский язык 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

2

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Русский язык 3класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

3

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Русский язык 4класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

 4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Словарные слова» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Умножение и деление» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Устные приёмы сложения и вычитания  в пределах сотни» на CD (4таблицы + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Музыка. Начальная школа»  на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

XIV.        Используемая  литература

Литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.

      Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие»

                                                    1 класс

                                      В год - 33 ч. В неделю-1 занятие

Основная тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Выявление уровня развития  детей.

1 час

4.09

2.

Построение предметов. Штриховка.

1 час

11.09

3.

Моделирование  аэродрома.    

1 час

18.09

4.

Создание маяка.

1 час

25.09

5.

Построение реактивного самолета.

1 час

2.10

6.

Рисование гусеницы.  

1 час

9.10

7.

Изображение соловья.

1 час

16.10

8.

Построение кареты.

1 час

23.10

9.

Школьный этап предметной олимпиады по математике.

1 час

30.10

10.

Школьный этап предметной олимпиады по русскому языку.

1 час

13.11

11.

Школьный этап предметной олимпиады по окружающему миру.

1 час

20.11

12.

Построение леса и самолета  над ним.

1 час

27.11

13.

Лепка космического летательного аппарата.

1 час

4.12

14.

Построение эмблемы зимних месяцев.

1 час

      11.12

15.

Моделирование трактора с прицепом.

1 час

18.12

16.

Моделирование паровоза с вагонами.

1 час

25.12

17.

Построение электрокара.

1 час

15.01

18.

Моделирование автомобиля на солнечных батареях.

1 час

22.01

19.

Презентация метро. Описание метро

1 час

29.01

20.

Построение микроавтобуса.

1 час

05.02

21.

Построение космического корабля.

1 час

12.02

22.

Моделирование подъемного крана.

1 час

26.02

23.

Построение бабочки.

1 час

05.03

24.

Моделирование сюжетной картинки «Царевна – лягушка».

1 час

12.03

25.

Моделирование сюжетной картинки «Баба – Яга».

1 час

19.03

26.

Создание  сюжетной картинки «Грибы»

1 час

02.04

27.

Рисование букетов цветов.

1 час

09.04

28.

Построение вертолета.

1 час

16.04

29.

Моделирование вездехода.

1 час

23.04

30.

Изображение электровоза.

1 час

30.04

31.

Создание  корабля.

1 час

07.05

32.

Презентация проектов.

1 час

14.05

33.

Подведение итогов.

1 час

21.05

Приложения

Система заданий и игр, используемых в работе факультатива в 1-4 классах.

1 класс

  1. Представь, что ты надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Осмотрись и назови все круглые в этой комнате предметы.

Теперь закрой глаза и представь, что в этих очках ты вышел на улицу. Назови 5 предметов круглой формы, которые ты встретишь.

Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Нарисуй их.

  1. Назови  3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.   Признаки в некоторых случаях могут использоваться не только в прямом смысле, но и в переносном смысле ( сладкий, легкий ; жизнь , запах , победа ).

ПУШИСТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ:      …       ,       …       ,      …          .

ПРОЗРАЧНЫЙ, ГОЛУБОЙ:      …       ,       …       ,      …          .

ЗВОНКИЙ, ГРОМКИЙ:          …        ,       …       ,      …          .

ЧЕРСТВЫЙ, ЧЕРНЫЙ:              …       ,       …       ,      …          .

  1. Назови 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

ГЛАДКИЙ, ЧЕРНЫЙ, ТИХИЙ:        

ТЕМНЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ШУМНЫЙ:          …

СВЕТЛЫЙ, ЛЕГКИЙ, БЛЕСТЯЩИЙ:             …

БЕЛЫЙ, МЯГКИЙ, СЪЕДОБНЫЙ:                        …

4. Метод фокальных объектов. Название метода произошло от глагола «фокусироваться». Это означает, что мы концентрируем свое внимание на каком – то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами как в фокусе объектива фотоаппарата – четко и ясно, в самых разных своих проявлениях.

    Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно, чтобы это были предметы, хорошо знакомые детям. «Примеряем» признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют его рассмотреть с разных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства.

     Например, мы хотим изучить понятие «река». Будем изучать его, сочетая со свойствами «молотка». Его признаки: тяжелый, железный, большой, красивый. Теперь сочетаем со словом река. При этом постараемся представить и описать ситуацию, в которой такое сочетание возможно. Железная река – расплавленная сталь на заводе. Большая река – ребенок называет самые большие реки. Тяжелая река – так называют свой маршрут водные туристы, сплавщики леса и т.д.

      Метод фокальных объектов погружает ребенка в ситуации исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.

       Исследуй понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле, при помощи метода фокальных объектов.

  5. Игра «Лишнее слово».

Назови лишнее слово, объясни рисунком, почему:

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова.

Ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград.

Заяц, лось, кабан, волк, овца.

Ухо, лицо, нос, рот, глаз.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Змея, паук, ящерица, дерево, улитка.

Мяч, коньки, качели, клюшка.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана

6. Игра «Назови отличие».

     Шкаф                           Чем эти                           телевизора

     Магнитофон                предметы                        собаки

     Книга                           отличаются                     машины

     Звонок                          от ………….                   карандаша

     Чернильница                                                        стола

     Самолет                                                                 птицы

Побеждает тот, кто больше назовет отличий.

  1. Игра «Поиск общего».

Найди как можно больше общих признаков выше перечисленных предметов.

  1. Игра «Группировка слов».

Сколько групп ты сможешь составить из слов:

     Стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей.

Выпиши группы, объясни, почему ты объединил эти слова.

                                   

             

Система заданий для вербальных импровизаций.

1 класс

СКОРОГОВОРКИ

  1. Варвара, варила, варила да не выварила.
  2. Перепелка перепелят прятала от ребят.

НЕБЫЛИЦЫ - ПЕРЕВЕРТЫШИ

  1. На заборе чепуха жарила варенье.

Куры съели петуха в одно воскресенье.

ПРИГОВОРКИ

  1. Стрекоза – колечко, сядь на крылечко.

ЗАКЛИЧКИ

  1. Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко,

Дам тебе меду, целую колоду.

МОЛЧАНКИ

  1. Раз, два, три, четыре, пять с этих пор молчать.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

  1. Был дом. В дому подполье. В подполье бочка, в бочке рак.

Кто скучает, тот дурак.

Система заданий для невербальных импровизаций

  1. класс
  1. Игра на развитие пантомимы «Вот так позы».

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на позы, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

«В магазине зеркало».

В магазине стояло много кривых зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем – же. Что не делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

  1. Этюды на выразительность жеста «Это я. Это мое.»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял , что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего – то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?, Чьи это книги?, Чьи игрушки?». Мальчик (девочка) отвечает жестом.

      «Закодированный ребенок».

Ребенка закодировали. Он не может говорить .На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направление.

  1. Этюды на расслабление мышц «Штанга».

Ребята поднимают « тяжелую штангу». Потом бросают ее. Отдыхают. Руками делают стряхивающие движения.

«Каждый спит».

Ведущий входит в зал и видит……

Тьму людей и каждый спит:

Тот, как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот, стоит, раскрывши рот.

  1. Этюды на выражение основных эмоций – удивление.

     Радость «Встреча друга».

     Вы встретили своего близкого друга. Вы ему очень обрадовались. Покажите Вашу встречу.

     Страдание и печаль «Я так устал».

      Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал».

     Гнев «Карабас – Барабас».

     Один ребенок Карабас – Барабас . Он сидит на стуле и зловеще смотрит на Буратино, которого вот – вот бросит в огонь.

Методические разработки занятий факультатива «Развитие»

1 КЛАСС

ТЕМА: «Построение эмблемы зимних месяцев».

ЦЕЛЬ:  1.          Обобщить знания детей о зиме, раскрыть красоту

               зимнего времени года, выделить основные признаки

               каждого зимнего месяца.

2.         Развитие  мелкой моторики, воображения, связанной речи, совершенствование коммуникативных качеств, фантазии, творческого мышления.

3.         Воспитание уважения друг к другу, к труду других людей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.

           2.1. Буквенный диктант.

- С – глухой согл. Запиши парный  звонкий .( З )

-  Жи – ши  пиши с буквой ……….(И)

-  Хорошо известно всем, где метро там буква………(М )

-  Вторая буква в слове пальто…………….(А)

-  Прочитайте тему урока    (ЗИМА).

-  Что вы можете сказать о зиме? Какое впечатление, рисунки у вас возникают, когда вы слышите это слово?

 2.2. Интеллектуальная разминка.

-  Из своих он будет первым, а из всех идет последним ,

Извещает он народ, что уходит старый год.   ( декабрь )

-  Зимние осадки. ( снег )

-  Снег в куче.     ( сугроб )

-  Если он зимой ударит, спрятать всех носы заставит. ( мороз )

-  Деревенская дубленка. ( тулуп )

-  Старец, навещающий нас под новый год. ( мороз )

-  Время года перед зимой. ( осень )

-  Овощ, который используется при лепке снежной бабы. ( морковь )

-  Морозная картина на окне. ( узор )

2.3. Гибкость мышления ( записать цифрами )

  • сколько сторон у треугольника?
  • сколько хвостов у курицы?
  • цифра, похожая на букву З?  
  • от количество пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется?
  • сколько у нас в неделе выходных? (2)
  • Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9)

-  Из записанных цифр составите двузначные числа 31, 29, 13.

-  Как эти числа связаны с нашей темой? (в декабре и январе по 31 дню, а в феврале 29 дней)

-   В феврале сколько еще бывает дней? (28 )

-   Когда в феврале 29 дней, то этот год – високосный. Какой сейчас год? Кто может написать на доске это число?

3. Речевая разминка. 

3.1. Поговорки. Пословицы.

  • Время готовить телегу. ( зима ) Вспомните пословицу. (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • То, без чего не вынешь ничего из пруда. ( труд )
  • Пословица о труде. ( Без труда не вынешь рыбку из пруда )
  • У жадины его невозможно выпросить даже зимой. ( снег )

- Не воробей. ( слово ). Пословица о слове. ( Слово не воробей , вылетит не поймаешь ). 

- Разделитесь на группы, попробуйте показать любую из пословиц.

3.2. Вставь пропущенные слова.  

 ………..жаркое, а зима……………….( лето жаркое , а зима холодная )

………...золотая, а зима………..( осень золотая , а зима белоснежная )

- Как называются слова, имеющие противоположные значения? (антонимы ) Найдите антонимы в предложениях. ( лето – зима, жаркое – холодное ).

4. Проблемная ситуация.

  • Какого цвета зима? Можно ли ответить на этот вопрос одним словом. Все предположения детей записываются на доске

-   Назовите слова предметы ЗИМЫ. (иней, сосулька, лед, снег, снежинка, Новый год, санки, лыжи и т.д.)

5. Логическо – поисковое задание.

-   Обозначьте цветом, слова, которые вы подобрали.

-   Какой вывод можно сделать?

На доске написаны слова: Декабрь. Январь. Февраль.

- Что общего в этих словах?

         -  названия месяцев;

          - все зимние месяцы;

          - в конце «ь знак»;

          - 2 слога;

          - второй слог ударный.

-Чем отличаются?

          - порядковым номером;

          - начинаются с согласного и гласного;

          - количеством букв;

 6. Творческая работа.

- Нарисуйте  эмблему января, или февраля, или декабря используя те цвета, которые вы выбрали. 

Выставка рисунков – эмблем. Защита проектов.        

                    Микроитог      

- Прочитай, что записано. Какой способ вы использовали для расшифровки? Согласны ли вы с высказыванием. Почему?

5

8

3

1

е

и

л

в

13

7

11

15

м

н

з

!

9

12

14

10

ц

и

а

а

2

6

4

о

б

ш

7. Рефлексия.

- Расскажите, нравится ли вам зима. Как вы относитесь к этому времени года? (на столе у детей подсказки)

  • я доволен
  • я благодарен
  • я восхищаюсь
  • мне приятно
  • меня удивляет
  • я согласен
  • мне нравится


Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 класс

Входной тест

  1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

Н     Т     1     Ф     2     Б     Г     Д     5     Ю     Т     Я     Ю     К     6     Л     М     9     Р     Ш     6     Э     Н    Т     3     В     О     7     Е     Ж     8     Я      Т     1      С       Ъ     И    4

 П     Т     Д     5     Х     6     Н    М     У     С     К     Е     7      Н      Б      Т      З     Л     8

  1. Реши задачу.

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?  

  1. Нарисуй недостающую фигуру.

?

  1. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.

НСЕГ            ДАРГ                ДЬЖОД                        ГАУРАД

  1. Продолжи ряд.

1  2  2  2  3  3  3  3 _________________________________...

  1. Реши задачу.

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня?  _____________

1 класс

Промежуточный тест

  1. Допиши слова, подходящие по смыслу.

Холод – зима, тепло - … .

Помидор – красный, огурец - … .

Человек – ребенок, собака - … .

Морковь – огород, яблоня - … .

  1. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  • Окунь, щука, кит, карась;
  • Ель, липа, сирень, береза;
  • Сын, друг, бабушка, папа.
  1. Разгадай закономерность и дорисуй.

  1. Учись рассуждать.

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

  1. Назови обобщающим словом.
  • Пчела, бабочка - … .
  • Пила, отвертка - … .
  • Франция, Россия - … .
  • Дождь, снег - … .

1 класс

Итоговый тест

  1. Реши задачи.

В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________

Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________

Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  • Окно, волк, коза, бежать, берег;
  • Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
  1. Составь по три слова из букв каждой строки.
  • Б, У, Ы, С, Р  ________________, ______________, ______________
  • О, С, А, К _____________, _________________, _______________
  1. Напиши по аналогии.
  • Птица – крылья, рыба - … .
  • Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
  • Завод – цех, школа - … .
  • Альпинист – горы, пловец - … .

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...