Программа кружка "Росток"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО школы Протокол № ____ от «__» __________ 2011 г. Руководитель МО ___________ Л.С. Потаева | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ С.А. Милочкина «___» _________ 2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа» __________ В.П. Семенов «___» ___________ 2011 г. |
общественно – полезной деятельности
«Росток»
(программа рассчитана на детей 7-10 лет,
срок реализации программы – 4 год)
Составитель:
учитель начальных классов
Потаева Анна Анатольевна
1. Пояснительная записка
Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
В общественно полезной деятельности учащихся формируются их моральные качества, накапливается личный нравственный опыт, знания превращаются в убеждения, воспитываются чувство коллективизма, выдержка, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Главным направлением общественно полезного труда являются работы, имеющие общественно полезную значимость; работы для своей школы, класса, по охране природы, самообслуживание.
Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд настоящий, необходим обществу.
Особое внимание, следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозирован, разнообразен, как по характеру так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.
Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.
Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию, удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании экологической культуры, гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края, способствовать формированию экологического сознания, экологической культуры, заложить основы природоохранного поведения.
Задачи курса:
- воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
- формирование осознанной потребности в труде, уважение к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти.
Данные задачи решались различными формами общественно - полезной деятельности учащихся - это изготовление наглядных пособий и помощь школьной библиотеке, шефство над детским садом и самообслуживание, организация помощи отстающим в учении, участие в акциях, изготовление кормушек, экскурсии, беседы.
Содержание программы «Росток»
В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:
1.Мои поручения в классе и дома.
2.Комнатные растения.
3.Книжкина больница.
3. Шефская помощь детскому саду.
4.Берегите птиц.
5.Школьный двор - лучший двор.
Календарное планирование составлено с учетом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им. Поэтому тематические блоки идут не последовательно друг за другом, параллельно (если это необходимо).
Программа первого года обучения, разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся во внеурочное время, с нагрузкой на ребенка 1 час в неделю (продолжительность занятий 30 минут). Всего занятий в 1 классе 30.
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.
Программа составлена на 4 года обучения. Тематика тематических блоков во 2-4 классах меняться не будет, но материал будет расширяться и углубляться.
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
-бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
-умения применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе;
-умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении, подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
2. Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Мои поручения в классе и дома | 2 | 3 | 5 |
2 | Комнатные растения | 3 | 3 | 6 |
3 | Книжкина больница | 1 | 4 | 5 |
4 | Шефская помощь детскому саду | - | 4 | 4 |
5 | Берегите птиц | 2 | 4 | 6 |
6 | Школьный двор – лучший двор. | 1 | 3 | 4 |
Всего: | 10 | 20 | 30 |
3. Содержание программы
В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:
- Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
- Вводное занятие. Режим дня школьника.
- Организация дежурства в классе.
- Генеральная уборка в классе.
- Мои поручения дома.
1.5. Составить свой режим дня.
- Комнатные растения (6 ч.)
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 1-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах (2-4 кл.) расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.
2.1. Комнатные растения в доме.
2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
- Книжкина больница (5 ч.)
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
- Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
- Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
- Изготовление закладок для книг.
- Изготовление книжных обложек.
- Шефская помощь детскому саду (4 ч.)
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
- Изготовление елочных игрушек.
- Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
- Проведение подвижных игр для дошкольников.
- Мероприятие, посвященное дню Книги.
- Берегите птиц (6 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
- Зимующие и перелетные птицы.
- Какую пользу приносят птицы.
- Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
- Экскурсия в березовую рощу.
- Рисунок птицы.
- Школьный двор - лучший двор (4 ч.)
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
- Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
- Уборка территории школьного двора.
- Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
- Уход за многолетними растениями на территории школы.
4. Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
- бережное отношение к окружающему миру,
- положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
- умения применять навыки взаимопомощи,
- формировать самостоятельность,
- навыки работы в коллективе;
- умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
- подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
5. Список литературы:
1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006 г.
2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир, Учебная литература, 2004 г.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, 2000 г., М., Просвещение
4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998
5. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина «Вариант» 2000г.
6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996 г.
7. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников. Москва Просвещение, 1998 г.
8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги, Таллин «Валгус» 1998г.
9. Журнал «Начальная школа»
10. Газета «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...