Клуб Я- исследователь
рабочая программа (3 класс) на тему

Казакова Любовь Сергеевна

В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_ya-_issledovatel_kazakova.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

_____        /Е.В. Крепешева/

Приказ № 207

 от «___» ___________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс:  1-4

Возраст детей:   7 - 10 лет

Учитель начальных классов:

Казакова Любовь Сергеевна,

первая квалификационная категория

«Согласовано» 

Зам. директора по

образовательному процессу              

__________/ Колесникова И.В./                                                                                                                                                                                                                                            

Рассмотрено на заседании         методического объединения

протокол № ___________        от

«____» __________        20 __г.

_____ / Семёнова С.А./руководитель МО

2014 /2015 учебный год

  1. Пояснительная записка

              В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

                   Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс  саморазвития.

                  Задачи программы:

Обучающие:

  1. Учить самостоятельно приобретать новые знания.
  2. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

      3.   Учить сотворчеству детей и взрослых.

       4. Учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения.

  1. Учить самостоятельно ориентироваться в окружающем мире и мире социальных отношений.
  2. Учить творчески мыслить, обобщать.

Развивающие:

  1. Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей и действительности).
  2. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  4. Развивать желание детей участвовать в совместной деятельности, игровых действиях.
  5. Развивать навыки содружества педагогов и учеников.
  6. Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
  7. Развивать творческие способности детей.
  8. Развивать специальные способы ориентации, экспериментирование и моделирование.
  9. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  10. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к окружающему мир, уважение к окружающим и сверстникам.
  2. Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, справедливость, правдивость, ответственность.
  3. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой  окружающего мира, уважение к ветеранам войны и труда.
  4. Воспитывать уважительное отношение к «малым народам», их жизни, быту, культуре.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся  включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг».  Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика».   Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг».   Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Программа предназначена для группы учащихся 2-4 классов. Работа организована в форме клуба по интересам. Учащиеся 2 – 4 классов одновременно посещают занятия клуба. В группе 15 детей (6 мальчиков и 9 девочек). Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам. Продолжительность занятия – 40 минут.

В работе по программе используются следующие формы организации работы, методы и приёмы.

Название работы

Цель

Формы организации

Методы и приемы

Познавательное развитие

Развитие познавательной активности, формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру

Комплексные занятия, кружковая работа; самостоятельная творческая деятельность

Познавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания, игры, экспериментирование, творческие задания

Мир социальных отношений

Формирование активной, самостоятельной, социально-компетентной личности

Уроки, игры-путешествия

Моделирование проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей, нравственные беседы

Здоровьесберегающие технологии, физическое развитие

Формирование физического интеллекта

Индивидуальные занятия, физкульт-

минутки

Показ, объяснения, игры на внимание, элементы психогимнастики

На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения.

Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

Основные особенности программы

1.Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором классе, мы возвращаемся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

 2.Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу и самостоятельную исследовательскую практику. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности. Результаты собственной исследовательской работы  дети представляют на мини-конференциях, семинарах, фестивалях.

  1. Ожидаемые результаты

           1. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

           2. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

             3. Учащиеся научатся самостоятельно проводить исследования и выполнять творческие проекты.

III.Содержание подпрограммы

34 часа

Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

                 Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где  человек проводит исследование в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать,  провести эксперимент и др. в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные).

Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Что такое гипотеза.  Как создаются гипотезы.  Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. Индивидуальная работа по составлению вопросов.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Индивидуальные задания типа – «что сначала, что потом».

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические  задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе  исследовательского поиска постепенно возрастает.

Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала.

Обобщение полученных данных. Доклад.

Коллективная игра-исследование.

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.     Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований». Экспресс-исследование. Семинар по итогам экскурсии. Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Сообщения о своих коллекциях

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии. Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий.

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)

Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. Мини-конференция по итогам собственных исследований. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

 Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

IV.Тематическое планирование

Распределение часов

Вид работы

Всего

часов

Сроки проведения

Тренинг

   1

Общая трудоёмкость

10

В течении учебного года

   2

Занятия со всей группой учащихся

3

Еженедельно

   3

Индивидуальная работа

4

   4

Самостоятельная работа

3

Исследовательская практика

   5

Общая трудоёмкость

18

В течение учебного года

   6

Занятия со всей группой учащихся

10

В течение учебного года

   7

Индивидуальная  работа

5

В течение учебного года

8

Самостоятельная работа

3

В течение учебного года

Мониторинг

   9

Общая трудоёмкость

6

В течение учебного года

  10

Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции)

4

В течение учебного года

  11

Индивидуальная работа

  12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты  исследовательских работ учащихся)

2

В течение учебного года

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

по плану

факт.

по плану

факт.

Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

1

Что такое исследование

1

03.09

Знакомство с понятием «исследование». Детские представления о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Знакомство с наблюдением как методом исследования.  Изучение преимуществ и недостатков  наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Знакомство с «матрицей по оценке идей».

2

Наблюдение и наблюдательность

1

10.09

3

Что такое эксперимент

1

17.09

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

24.09

5

Знакомство с логикой

1

01.10

6

Как задавать вопросы

1

08.10

7

Учимся выделять главное и второстепенное

1

15.10

8

Как делать схемы

1

22.10

9

Как работать с книгой. Что такое парадоксы

1

29.10

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

12.11

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч)

11-13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

3

19.11

26.11

03.12

Выбор темы.

Составление плана исследования.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка доклада.

Каждый ребёнок,

получив «Папку исследователя»,

проводит собственные изыскания.

Собрать

нужную информацию, используя возможности

всех доступных

источников, обобщить

 её и подготовить собственный доклад.

Перед прогулкой  или экскурсией класс

делится на группы по

два-три человека.

Каждая группа проводит собственное мини-исследование.

По итогом этих исследований проводится

 мини конференция

14-18

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

5

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01

19

Экспресс-исследование

1

28.01

20-21

Семинар по итогам экскурсии

2

04.02

11.02

Мини-семинар по

итогам исследования, выполненного на

 экскурсии, проводится

на следующем после экскурсии занятии,

через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и

 ответы на вопросы.

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность

сообщить о своих результатах

22-23

Коллективная игра-исследование

2

18.02

25.02

24-25

Коллекционирование

2

04.03

11.03

26-27

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

2

18.03

25.03

28

Сообщения о своих коллекциях

1

01.04

Семинар, на котором дети сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы

Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)

29-30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

15.04

22.04

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

29.04

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

06.05

Участие предполагает  заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

13.05

20.05

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

V. Литература

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
  3. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие клуба Я- исследователь

Формирование УУД через применение ТРКМ...

Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (1 класс)

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (2 класс)

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (3 класс)

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (4 класс)

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" на тему "Вулканы"

Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" по теме "Вулканы". Занятие второе по теме.  ...

Реализация программы клуба "Я - исследователь"

Программа предназначена для учащихся 4-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам....