Главные вкладки

    Клуб Я- исследователь
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Казакова Любовь Сергеевна

    В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klub_ya-_issledovatel_kazakova.docx41.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    " СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

    п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

    Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

    тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

    ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

    _____        /Е.В. Крепешева/

    Приказ № 207

     от «___» ___________ 2014 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

    Направление: общеинтеллектуальное

    Класс:  1-4

    Возраст детей:   7 - 10 лет

    Учитель начальных классов:

    Казакова Любовь Сергеевна,

    первая квалификационная категория

    «Согласовано» 

    Зам. директора по

    образовательному процессу              

    __________/ Колесникова И.В./                                                                                                                                                                                                                                            

    Рассмотрено на заседании         методического объединения

    протокол № ___________        от

    «____» __________        20 __г.

    _____ / Семёнова С.А./руководитель МО

    2014 /2015 учебный год

    1. Пояснительная записка

                  В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

                       Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс  саморазвития.

                      Задачи программы:

    Обучающие:

    1. Учить самостоятельно приобретать новые знания.
    2. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

          3.   Учить сотворчеству детей и взрослых.

           4. Учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения.

    1. Учить самостоятельно ориентироваться в окружающем мире и мире социальных отношений.
    2. Учить творчески мыслить, обобщать.

    Развивающие:

    1. Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей и действительности).
    2. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
    3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
    4. Развивать желание детей участвовать в совместной деятельности, игровых действиях.
    5. Развивать навыки содружества педагогов и учеников.
    6. Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
    7. Развивать творческие способности детей.
    8. Развивать специальные способы ориентации, экспериментирование и моделирование.
    9. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
    10. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать любовь к окружающему мир, уважение к окружающим и сверстникам.
    2. Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, справедливость, правдивость, ответственность.
    3. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой  окружающего мира, уважение к ветеранам войны и труда.
    4. Воспитывать уважительное отношение к «малым народам», их жизни, быту, культуре.

    Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся  включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

    Подпрограмма «Тренинг».  Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

    Подпрограмма «Исследовательская практика».   Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

    Подпрограмма «Мониторинг».   Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

    Программа предназначена для группы учащихся 2-4 классов. Работа организована в форме клуба по интересам. Учащиеся 2 – 4 классов одновременно посещают занятия клуба. В группе 15 детей (6 мальчиков и 9 девочек). Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам. Продолжительность занятия – 40 минут.

    В работе по программе используются следующие формы организации работы, методы и приёмы.

    Название работы

    Цель

    Формы организации

    Методы и приемы

    Познавательное развитие

    Развитие познавательной активности, формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру

    Комплексные занятия, кружковая работа; самостоятельная творческая деятельность

    Познавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания, игры, экспериментирование, творческие задания

    Мир социальных отношений

    Формирование активной, самостоятельной, социально-компетентной личности

    Уроки, игры-путешествия

    Моделирование проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей, нравственные беседы

    Здоровьесберегающие технологии, физическое развитие

    Формирование физического интеллекта

    Индивидуальные занятия, физкульт-

    минутки

    Показ, объяснения, игры на внимание, элементы психогимнастики

    На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения.

    Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.

    Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

    Основные особенности программы

    1.Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором классе, мы возвращаемся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах.

    Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

     2.Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу и самостоятельную исследовательскую практику. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности. Результаты собственной исследовательской работы  дети представляют на мини-конференциях, семинарах, фестивалях.

    1. Ожидаемые результаты

               1. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

               2. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

    - видеть проблемы;

    - ставить вопросы;

    - выдвигать гипотезы;

    - давать определение понятиям;

    - классифицировать;

    - наблюдать;

    - проводить эксперименты;

    - делать умозаключения и выводы;

    - структурировать материал;

    - готовить тексты собственных докладов;

    - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

                 3. Учащиеся научатся самостоятельно проводить исследования и выполнять творческие проекты.

    III.Содержание подпрограммы

    34 часа

    Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

                     Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

    Как и где  человек проводит исследование в быту?

    Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

    Что такое научные исследования?

    Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать,  провести эксперимент и др. в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные).

    Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

    Что такое гипотеза.  Как создаются гипотезы.  Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

    Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

    Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. Индивидуальная работа по составлению вопросов.

    Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Индивидуальные задания типа – «что сначала, что потом».

    Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями

    Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические  задания на сравнения и метафоры.

    Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)

    Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе  исследовательского поиска постепенно возрастает.

    Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала.

    Обобщение полученных данных. Доклад.

    Коллективная игра-исследование.

    Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.     Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований». Экспресс-исследование. Семинар по итогам экскурсии. Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Сообщения о своих коллекциях

    Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии. Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий.

    Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)

    Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

    Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. Мини-конференция по итогам собственных исследований. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

     Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    IV.Тематическое планирование

    Распределение часов

    Вид работы

    Всего

    часов

    Сроки проведения

    Тренинг

       1

    Общая трудоёмкость

    10

    В течении учебного года

       2

    Занятия со всей группой учащихся

    3

    Еженедельно

       3

    Индивидуальная работа

    4

       4

    Самостоятельная работа

    3

    Исследовательская практика

       5

    Общая трудоёмкость

    18

    В течение учебного года

       6

    Занятия со всей группой учащихся

    10

    В течение учебного года

       7

    Индивидуальная  работа

    5

    В течение учебного года

    8

    Самостоятельная работа

    3

    В течение учебного года

    Мониторинг

       9

    Общая трудоёмкость

    6

    В течение учебного года

      10

    Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции)

    4

    В течение учебного года

      11

    Индивидуальная работа

      12

    Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты  исследовательских работ учащихся)

    2

    В течение учебного года

    № урока

    Тема занятия

    Количество часов

    Дата проведения

    Характеристика деятельности учащихся

    по плану

    факт.

    по плану

    факт.

    Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

    1

    Что такое исследование

    1

    03.09

    Знакомство с понятием «исследование». Детские представления о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

    Знакомство с наблюдением как методом исследования.  Изучение преимуществ и недостатков  наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Знакомство с «матрицей по оценке идей».

    2

    Наблюдение и наблюдательность

    1

    10.09

    3

    Что такое эксперимент

    1

    17.09

    4

    Учимся вырабатывать гипотезы

    1

    24.09

    5

    Знакомство с логикой

    1

    01.10

    6

    Как задавать вопросы

    1

    08.10

    7

    Учимся выделять главное и второстепенное

    1

    15.10

    8

    Как делать схемы

    1

    22.10

    9

    Как работать с книгой. Что такое парадоксы

    1

    29.10

    10

    Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

    Как сделать сообщение о результатах исследования

    1

    12.11

    Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч)

    11-13

    Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

    3

    19.11

    26.11

    03.12

    Выбор темы.

    Составление плана исследования.

    Сбор материала.

    Обобщение полученных данных.

    Подготовка доклада.

    Каждый ребёнок,

    получив «Папку исследователя»,

    проводит собственные изыскания.

    Собрать

    нужную информацию, используя возможности

    всех доступных

    источников, обобщить

     её и подготовить собственный доклад.

    Перед прогулкой  или экскурсией класс

    делится на группы по

    два-три человека.

    Каждая группа проводит собственное мини-исследование.

    По итогом этих исследований проводится

     мини конференция

    14-18

    Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

    5

    10.12

    17.12

    24.12

    14.01

    21.01

    19

    Экспресс-исследование

    1

    28.01

    20-21

    Семинар по итогам экскурсии

    2

    04.02

    11.02

    Мини-семинар по

    итогам исследования, выполненного на

     экскурсии, проводится

    на следующем после экскурсии занятии,

    через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и

     ответы на вопросы.

    Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность

    сообщить о своих результатах

    22-23

    Коллективная игра-исследование

    2

    18.02

    25.02

    24-25

    Коллекционирование

    2

    04.03

    11.03

    26-27

    Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

    2

    18.03

    25.03

    28

    Сообщения о своих коллекциях

    1

    01.04

    Семинар, на котором дети сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы

    Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)

    29-30

    Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

    2

    15.04

    22.04

    Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

    31

    Мини-конференция по итогам собственных исследований

    1

    29.04

    Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

    32

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

    1

    06.05

    Участие предполагает  заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам

    33-34

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

    2

    13.05

    20.05

    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

    V. Литература

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
    2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
    3. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
    4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочное занятие клуба Я- исследователь

    Формирование УУД через применение ТРКМ...

    Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (1 класс)

    Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

    Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (2 класс)

    Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

    Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (3 класс)

    Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

    Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (4 класс)

    Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...

    Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" на тему "Вулканы"

    Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" по теме "Вулканы". Занятие второе по теме.  ...

    Реализация программы клуба "Я - исследователь"

    Программа предназначена для учащихся 4-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам....