Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
статья на тему

Белаева Эльгина Гузаловна

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elgina_nov._doklad_dlya_sbornika.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе.             

Белаева Эльгина Гузаловна , учитель начальных

 классов    гимназии   № 1     им.   Р.  Фахретдина                  

        Образование - богатство, а применение его -                                              совершенство.

        Сегодня перед начальной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся знаниями, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию.

      Я считаю, что ученики не должны узнавать новое от учителя, они должны открывать  его сами.

      Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

       В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.

     Я думаю   достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой я перед собой поставила  задачу: учить своих учеников рассуждать, мыслить, делать открытия

  На уроках я решаю с учениками следующие задачи:

- способствую эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

-применяю системно- деятельностный подход;

- предлагаю разноуровневые учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

      Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные.

     Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при  прохождении материала быстрыми темпами, с опережением.  

   Технология деятельностного подхода:

 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 3) Постановка проблемы.

 4) Построение проекта выхода из затруднения.

 5) Реализация построенного проекта.

 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 8) Включение в систему знаний и повторение.

 9) Рефлексия учебной деятельности.

     Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка.  Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.

     Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.

      Деятельность учителя при проблемном обучении играет решающую роль. Только педагог может верно выбрать путь создания проблемной ситуации при определенных условиях. Работа учителя в этом русле включает в себя:

Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации;

Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения;

Руководство этапом решения проблемы;

Уточнение формулировки проблемы;

Оказание помощи в анализе условий, в выборе плана решения, консультирование в процессе решения;

Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля;

Разбор отдельных ошибок с теми, кто их допустил;

Организацию коллективного обсуждения проблемы.

      Показателем ближайших проблем, которые могут быть поставлены перед учениками, должны служить ошибки учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учетом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными и прочными, но и помогают школьникам преодолеть неправильные представления, учат делать выводы.

  Создание проблем с помощью математических задач.

 Не каждый урок можно начинать с создания проблемной ситуации, ведь много уроков, в содержании которых нет явных проблем. Но в математике есть несколько групп задач, которые помогают ввести в урок проблему. Рассмотрим некоторые из таких задач.

Задачи с не  сформулированным вопросом.

    Вопрос не формулируется ни прямо ни косвенно, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Такие задачи позволяют выяснить, видит ли учащийся в них лишь совокупность разрозненных данных, или задача для него изначально существует как комплекс взаимосвязанных величин.

“Автомобиль прошел 630 км со скоростью 70 км/ч. (Какое время он затратил на путь?)”

         Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то , что обсуждают с другими , а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности  предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. По моему на эту работу потребуется  не больше 5 минут. В  течение этого времени каждый ученик класса   получит возможность либо продемонстрировать  свои знания, либо уточнить применение этого правила , в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

    Состав пар нужно конечно менять, совсем не обязательно чтобы это были ученики, сидящие за одной партой

  Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно , ученик не подменяет учителя на уроке , организующее и мобилизующее начало на уроке остается за учителем. Но  по заданию учителя учащиеся сами могут сделать многое :  определить и выделить главное,  предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мысли учителя по схемам, моделям и другим опорным сигналам. Очень важно организовать работу так,  чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал свой собственный рост.

    Такое  обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

     Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся, которая полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности. Мои ученики выполняют исследовательские, творческие,  проекты, являются  участниками Всероссийских и республиканских конкурсов, фестивалей. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

  В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем.

    Внеурочные занятия с успехом используются для развития творческого мышления, , смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков.             Особенно  интересно моим ученикам  история математики , происхождение тех или иных терминов. Они сами вычитывают информацию из энциклопедий, знакомят друг- друга полученными знаниями. Придумывают различные конкурсы , мини КВНы, где делятся информацией.

        Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

             Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образователь...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

«Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её содержанию»В.Г. Белинский....

Статья на тему: «Реализация технологий уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе»

Математика, наряду с русским языком и чтением, является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны не только учиться решать арифметические задач...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....