Реализуем программу духовно-нравственного развития
статья на тему

Белаева Эльгина Гузаловна

Реализуем программу   духовно-нравственного  развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_dobroty_u_mladshikh_shkolnikov_belaeva_e.g.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализуем программу   духовно-нравственного  развития.

   Белаева         Эльгина     Гузалевна,

учитель    начальных          классов

гимназии №1имени Р.Фахретдина,

 г. Альметьевск

    Тема доброты  в школах - очень актуальная в наше время. В нашей   нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Доброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Делать добро – это душевная потребность людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги для детей в  детский дом,  улыбнуться прохожему - это  тоже  доброта. В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

    Уже  с первых дней  своих первоклассников, я замечаю,  что дети не  умеют  спокойно общаться,  во время игр  и отдыха стараются перекричать друг друга, толкаются, не могут уступить, так как  каждый хочет быть лидером. Во время бесед выясняется, что малыши  под добротой понимают лишь умение поделиться с другими чем-то: сладостями, игрушками, вещами, что-то отдать, выполнить просьбу.

     Я поставила перед собой задачи, которые обозначены в Федеральных государственных   образовательных стандартах    второго поколения, в   Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, условий для раскрытия творческой индивидуальности  личности младшего школьника;

-способствовать формированию умения действовать сообща, поддерживать друг друга.

    Для  формирования  у воспитанников  доброжелательных отношений стараюсь использовать   все доступные  формы и методы работы. В работе с детьми  это - беседы,  экскурсии,  ролевые  игры, проектная деятельность,  конкурсы, праздники,  классные часы. Параллельно веду работу и с родителями. Это - совместные вечера, утренники, тематические родительские собрания, консультации.  Каждый раз начинаю свою  работу с первоклассниками   с диагностики  изучения   их характеров. Провожу   анкетирование  родителей на тему «Я и мой ребенок», организую консультации «Как формировать у младшего школьника добрые чувства»; «Каким растет ваш ребенок?», изучаю  детей. В этом деле моими  помощниками  являются  психолог,  родители,  администрация   гимназии  и  учителя-предметники.

    Воспитание доброты в детях начинается с семьи. Для воспитания  чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи,  часто использую проектную деятельность. Дети создают  проекты о своих семьях  вместе  со своими  родителями. Одни делает презентацию на компьютере, другие приносят  альбомы, третьи  делают  фотоколлаж,  выпускают  стенную газету. Меня всегда радует то, как дети  гордятся   своими  родителями, любят о них  рассказывать. С такой же теплотой  дети отзываются и о своих бабушках и дедушках.

     В классе у нас у каждого ребенка есть свои обязанности. Они являются санитарами, цветоводами,  библиотекарями, ответственными за физзарядку. Это помогает детям  общаться друг с другом,  формировать  коммуникативные умения, в любое время прийти на помощь товарищу. Если кто-то поранил палец, на помощь бежит  санитар. Библиотекарь помогает  подобрать книгу, цветовод  учит бережно относиться   к растениям в классной комнате.  

    Я считаю, что воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде  являются первостепенными.  Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоциональные   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, учит доброте, гуманизму по отношению к людям и природе. Во время  экскурсии   зимой  в парк дети узнают, что птицам трудно добывать пищу в холодное время года. У детей появляется желание помочь им. Добрый человек пожалеет несчастное животное, птицу, поможет в беде.

    Эффективным методом формирования доброжелательности являются беседы, в ходе которых имеется возможность  привлечь внимание ребенка  к страданиям другого человека. Такие беседы помогают детям  оценить поступки людей. Они побуждают ребенка  находить правильные способы проявления сочувствия. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал? А как можно сделать людей добрее? Отвечая на  такие вопросы, дети будут  задумываться над тем, правильно ли они поступают.

     Проведение ролевых, дидактических игр помогают воспитывать в детях  доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться мнениями товарищей в игре, справедливо решать споры. Такие игры, в основном, проводятся  в группах продленного дня. А на уроках чтения,  для приобщения детей к общим человеческим  нравственным  ценностям,  широко использую  художественные произведения. Я считаю,  моя система работы  помогает   формированию доброжелательных  отношений. Верю, что проделанная мною работа не пропадет даром, что дети вырастут добрыми, любящими, умеющими заботиться о другом человеке, о животном, о природе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Структура рабочей программы по русскому языку, реализующей ФГОС НОО

Образец оформления рабочей программы по русскому языку, реализущей ФГОС НОО...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Дополнительная образовательная программа «Акробатический рок-н-ролл» реализуется в рамках физкультурно-спортивной направленности.

       Дополнительная образовательная программа «Акробатический рок-н-ролл» составлена на основе директивных и нормативных документов, в соответствии с Законом РФ «Об Образо...

Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью) 2 класс

Данная рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:Федера...