«Царского Села прекрасные дубравы»
классный час (4 класс) на тему

Сысоева Светлана Владимировна

Классный час по эстетическому воспитанию в 4 классе школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Царского Села прекрасные дубравы»

(эстетическое  воспитание)

Цель:

- знакомство детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

Задачи: (см. слайд№2)

- продолжать знакомить детей с достопримечательностями Царского Села;

- развивать эстетический вкус у детей;

- развивать речь, память, внимание, внимательность;

               Ход:

Царскосельские парки  с их неповторимыми пейзажами и памятниками овеяны стихами Пушкина. Они живут в мире его поэзии. (см. слайд№3)

                       « В те дни в таинственных долинных,

                        Весной, при кликах лебединых,

                        Близ вод, сиявших в тишине,

                        Являться муза стала мне»        

Вспоминает поэт в восьмой главе «Онегина» о своей поэтической родине. Как часто юноша бродил «во мгле дубравных сводов»…

                        «Там нежила меня прохлада;

                        Я предавал мечтам свой юный ум...»

Уже в лицейских стихах он сумел передать неповторимую прелесть сумрака парковых аллей, воспел своеобразие памятников и красоту мраморных статуй, населяющих парки.

Перед пышным фасадом Екатерининского дворца, созданного Ф.-Б. Растрелли, находилась старая, регулярная часть парка. Здесь особенно любил бывать юный поэт.

                       « Веди, веди меня под липовые сени,

                        Всегда любезные моей свободной лени,

                        На берег озера, на тихий скат холмов…»

Он проходил по аллеям, украшенным мраморными статуями Беллоны и Минервы, Эола и Амура, Ниобы и Андромеды. У большого озера любовался величественным зданием галереи, созданной Ч. Камероном.

«А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.»

Среди ее белых колонн темнели бронзовые бюсты великих мужей древности, богов и полубогов, имена которых Пушкин знал еще в детстве, а теперь так часто слышал на лекциях в Лицее.

Дорожка вдоль озера вела к густому кустарнику. Чуть слышно журчала струя воды из разбитого бронзового кувшина, лежащего на глыбе дикого камня.

Скульптор П. П. Соколов задумал украсить фонтан фигурой Перетты из басни Лафонтена «Молочница». Басня рассказывает о девушке Перетте, спешащей в город с кувшином молока и мечтающей о том, как она истратит полученные деньги. Но разбился кувшин, разбились и мечты Перетты. Статуя, созданная П. II. Соколовым, далека от образа простой девушки-молочницы. Над разбитым кувшином грустит легкая, грациозная дева в античной одежде, в ее руках черепок — символ несбывшихся надежд. Пушкин воспел фонтан «Девушка с кувшином» (см. слайд №4) в стихотворении «Царскосельская статуя».

«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.»

Оторванный на многие годы от Царского Села, поэт с любовью вспоминал:

«И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станину гордую спокойных лебедей»

Восхищаясь  поэтической  красотой  Екатерининского парка, Пушкин видел в нем и своеобразный Пантеон русской воинской славы. В конце XVIII века почти каждая победа русского оружия отмечалась здесь памятником. Парк населен

«...чертогами, вратам и,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной и медными хвалами

Екатерининских орлов.»

Как много говорили сердцу впечатлительного юноши торжественные  надписи,  повествовавшие  о  воинских подвигах прошлых лет! В середине большого озера возвышалась мраморная колонна, воздвигнутая в 1778 году в память Чесменского боя. Её  украшали мраморные ростры — носы кораблей, символы морских побед. На пьедестале покоились два бронзовых  якоря.  На  вершине  колонны — бронзовый орел,  ломающий  когтями  полумесяц  (аллегорическое изображение победы России над Турцией). (см. слайд№5)    Этому памятнику Пушкин посвятил стихи:

«...окружен волнами.

Над твердой, мшистою скалой

Вознесся памятник.

 Ширяяся крылами,

Над ним сидит орел младой.

И цепи тяжкие, и стрелы громовые

Вкруг грозного столпа трикраты обвились;

Кругом подножия, шумя, валы седые

В блестящей пене улеглись.»

Вывал он и у  «Кагульского мрамора» — обелиска, воздвигнутого в 1771 году в честь победы русских при реке Кагуле под командованием графа П. А. Румянцева.

Стройный семисаженный обелиск из синего с белыми прожилками  мрамора  стоит  на  гранитной  площадке. Пушкин описал его с поэтической точностью:

«В тени густой угрюмых сосен

Воздвигся памятник простой.

О, сколь он для тебя,

 Кагульской брег, поносен!

И славен родине драгой!»

Мемориальная доска на пьедестале обелиска рассказывала, как «российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря  Гамель-Бея с силой нолторастатысячною».

Малая ростральная колонна в глубине парка напоминала о битве при полуострове Морее. С особым чувством лицеист Пушкин читал надпись, в которой упоминалось имя его двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала: «1770 года... крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шесть сот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он; в плен турков взято шесть тысяч».

В стихотворении 1829 года, названном «Воспоминания в Царском Селе», Пушкин опять обратился к воспетым им героическим событиям:

«Садятся призраки героев

У посвященных им столпов,

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал.»

Столпы,  запечатлевшие  победу  русского  оружия, «живут» и поныне в Екатерининском парке города Пушкина.  В дни оккупации фашисты выломали и похитили бронзовые барельефы Чесменской колонны. Они пытались свергнуть и сам памятник, но тщетно. По-прежнему стоит он среди озера, «окружен волнами», и, «ширяяся крылами, над ним сидит орел младой».

В парке до сих пор существует Кухонный пруд, с которым связано трагикомическое событие в жизни Вильгельма Кюхельбекера. Много лет спустя он вспоминал о пруде в Александровском парке, где он «чуть-чуть не утопился после ссоры с Малиновским».

Лицеисты  любовались  строгими,  четкими  линиями и величественной колоннадой Александровского дворца, созданного по проекту Д. Кваренги под «непосредственным смотрением» И. В. Неелова. В конце 1830-х годов на боковых площадках у входа были поставлены бронзовые отливки статуй «Юноша, играющий в свайку» А. В. Логановского  и  «Юноша,  играющий  в  бабки»  работы Н. С. Пименова. Эти скульптуры Пушкин видел на выставке 1836 года в Академии художеств и написал на них стихи.

Миновали годы. Но старые парки хранят облик, некогда столь любимый Пушкиным. И вслед за А. А. Ахматовой мы повторяем: (см. слайд №6)

«Смуглый отрок бродил но аллеям                У озерных глухих берегов,

                     И столетие мы лелеем                                Еле слышный шелест шагов.

                     Иглы сосен густо и колко                          Устилают низкие пни...

                     Здесь лежала его треуголка                       И растрепанный том Парни.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. Урок о Царском Селе.

Компьютерная презентаиця к уроку "Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном"....

История 4 класс "Царское село"

Презентация "Царское село"...

Историческая игра "300 лет Царскому Селу".

Историческая игра, презентация...

Проект "Города России". Царское село.Город Пушкин..

Это материал поможет в изучении темы "Города России" по окружающему миру....

Образовательное путешествие в Царском селе "Ворота Царского Села".

Интереснейшая форма внеклассной работы близкая к квесту и проекту. Карта для учащихся содержит конкретный маршрут образовательного путешествия, привязанный к определенному району Санкт-Петербурга. Но ...

Заочное путешествие по Царскому селу.

Методическая разработка  части проекта " Заочное путешествие по Царскому селу" с подготовкой учащихся по группам на эту тему...