"Хлеб - всей жизни голова" Сценарий праздника в начальной школе
классный час (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

Сценарий "Хлеб - всей жизни голова" содержит материал для проведения  костюмированного праздника на эту тему. Разработка адресована учителям, заинтересованным в  патриотическом, нравственном и экономическом воспитании своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Праздник « Хлеб – всей жизни голова! »

                        Cоставила Каменко Л.Н.

Под звуки песни « Русское поле » в класс входят двое ведущих:

I Ведущий:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

II Ведущий:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

I и II Ведущие проносят хлеб по залу, каждый отламывает кусочек, макает в соль и ест. (Музыка).

Учитель: - « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром русский народ сочинил множество пословиц о хлебе:

- « Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска ».

- « Земля – матушка, хлеб – батюшка ».

- « Живот без хлеба не проживет ».

- « Нет хлеба, нет и обеда ».

- « Хлеб – всему голова ».

- « Без соли – невкусно, а без хлеба – несытно ».

- « Хлеб наш насущный, хоть черный, да вкусный ».

- « Если хлеба ни куска, так и тереме – тоска ».

Учитель: - Почему же на Руси оказывался такой почет хлебу? Потому что это продукт, в который вложен огромный, непосильный труд многих людей. Хлеб всегда был важнейшим продуктом. И в наш век, век великих достижений, всеобщей компьютеризации, покорения космоса, хлеб остается первоосновой жизни, мерилом всех ценностей.

Труд также всегда ценился на Руси. Русские люди уважали человека, который трудится, оказывали ему почет. Вот послушайте историю о том, как поспорили Труд и Безделица кому властвовать на земле и чем закончился этот спор.

Входит Безделица:

 - Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?. . . А вот и он!

Входит Труд, в руках он несет колосок с зерном

Труд: (смотрит на зерно). Какой ты маленький, колосок! А сколько в тебе силы и добра!

Безделица: Отдай! Отдай! Все равно я стану Владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет Труд!

Безделица: Ха-ха-ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени.

Труд: - Будь по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе колосок. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: - А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе подремать да понежиться (зевает и потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек ( кланяется труду): - Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия.

Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают колоски и водят хороводы, поют песню:

Мы – золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый – зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе – хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

(Колоски останавливаются).

Безделица: - Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Морозы, пусть заморозят всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы ( « Красный Нос » и « Синий Нос ») и бегают по залу.

Труд: - Ребята! Беда может случится! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить всходы хлеба!

Дети окружают колоски.

Морозы: - Я – Мороз Красный Нос! Я – Мороз Синий Нос! Давайте, ребятки, померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы, если вы – ваши.

(Дети побеждают, Морозы убегают).

Безделица: - Ох и бездельники эти Морозы! Ну да у меня ещё ветры - суховеи про запас есть. Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры).

Безделица: - Ну-ка, суховеи, засушите, погубите всходы молодые!

Человек: - Ребята! Нашим всходам нужна помощь! В воде их спасение. Вот здесь озеро. Необходимо доставить колоскам как можно больше влаги. Но ветры – суховеи тоже постараются завладеть водой. Кто больше воды наберет, тот и победит, поэтому мне нужна ваша помощь. (Игра).

Колоски: - Спасибо, ребята! Напоили нас! Спасли!

Безделица: - Горе мне, горе! Ухожу я от вас! И здесь труд взял верх надо мной! (Уходит).

Труд:        Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель: - Нелегок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Вырастить хлеб – святое дело.

1 чтец:

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2 чтец:

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3 чтец:

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4 чтец:

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

5 чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

6 чтец:

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

7 чтец:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

8 чтец:

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

( Песня – хоровод ).

Учитель: - Сейчас хлеба у нас вдоволь. Посмотрите, на полках магазинов пшеничный и ржаной, паляницы и батоны, булочки и пышки, бублики и пряники. Это наше богатство. И порой становится, что некоторые люди не ценят хлеб. Ведь раньше хлеб был совсем другой.

9 чтец:

Хлеб черный был тяжел и липок,

Ржаной муки был груб помол,

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

10 чтец:

Ржаной был хлеб. Он к щам

Годился постным.

Раскрошенный он был неплох

С кваском.

Хоть прилипал порою к деснам

Когда его месили языком.

Учитель: 

И в радости, и в горе люди помнят о хлебе, и никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

11 чтец:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

12 чтец:

В годы тягот и лишений

Наш народ мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

« Хлеб – всей жизни голова ».

Учитель: - Да, сейчас, в мирное время, хлеба вдоволь, но сильно заблуждается тот, кто думает, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной техникой, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица и слово « страда » не утратило своего первоначального значения. « Страда » - от слова « страдать ». Тяжелая работа – растить и убирать хлеб. Но как управятся с жатвой, самые веселые деньки настают. Это для всех настоящий праздник – « дожинками » называется. Последние полосы выходят дожинать в праздничной одежде. Все на поле собираются – и старые, и малые. Работа споро идет. Каждый старается от других не отставать, но и вперед не вырываться, тогда в семье будет лад и согласие. В последний сноп обязательно все по горсточке должны сжать, чтобы в доме все мирно жили да друг друга любили. Этот сноп « Иванушкой » называют. « Иванушке » особый почет: девушки его красной ленточкой подпояшут, да в сторонке поставят.

          А хозяин тем временем « Кузьму - Демьяна » завивает. Когда « Кузьму – Демьяна » завивают, все вокруг приговаривают: « Кузьме – Демьяну борода, коню – голова, нашему хозяину в сусек спорина, хозяюшке – в квашоночку, а деточкам – в хлебинку! » - значит желают, чтобы в доме все велось и спорилось.

          А хозяин тем временем оставшиеся колосья завьет да колосьями к земле пригнет, а потом заставит детишек под колосьями пролезать, чтобы здоровыми были весь год. То-то ребятне забавы! Ай - да, ребята, под Кузьмой – Демьяном пролезать!

          А « Иванушке » особый почет. Девушки его на руки возьмут и домой с песнями понесут. Как в дом « Иванушку » внесут, начнут им по стенам помахивать да приговаривать: « Подите-ка, мухи, вон, пришел хозяин в дом! Летите, мухи, за море, вам лето летовать, нам зиму зимовать! ».

          Как мух-то выгонят, « Иванушку » в « красный » угол, под иконы поставят, а сами за праздничным столом станут рассаживатся. Самых почетных гостей – ближе к « Иванушке » сажают.

 - И мы с вами, ребята, сейчас отправимся за наш праздничный стол. Но сначала давайте закончим наш праздник песней.

I.             Зерна наших дней, светитесь,

Позолотою резной.

Говорим мы: « Берегите,

Берегите хлеб родной! »

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой Родины своей.

II.           Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

« Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь! »



Предварительный просмотр:

              Праздник « Хлеб – всей жизни голова! »

                        Cоставила Каменко Л.Н.

Под звуки песни « Русское поле » в класс входят двое ведущих:

I Ведущий:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

II Ведущий:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

I и II Ведущие проносят хлеб по залу, каждый отламывает кусочек, макает в соль и ест. (Музыка).

Учитель: - « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром русский народ сочинил множество пословиц о хлебе:

- « Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска ».

- « Земля – матушка, хлеб – батюшка ».

- « Живот без хлеба не проживет ».

- « Нет хлеба, нет и обеда ».

- « Хлеб – всему голова ».

- « Без соли – невкусно, а без хлеба – несытно ».

- « Хлеб наш насущный, хоть черный, да вкусный ».

- « Если хлеба ни куска, так и тереме – тоска ».

Учитель: - Почему же на Руси оказывался такой почет хлебу? Потому что это продукт, в который вложен огромный, непосильный труд многих людей. Хлеб всегда был важнейшим продуктом. И в наш век, век великих достижений, всеобщей компьютеризации, покорения космоса, хлеб остается первоосновой жизни, мерилом всех ценностей.

Труд также всегда ценился на Руси. Русские люди уважали человека, который трудится, оказывали ему почет. Вот послушайте историю о том, как поспорили Труд и Безделица кому властвовать на земле и чем закончился этот спор.

Входит Безделица:

 - Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?. . . А вот и он!

Входит Труд, в руках он несет колосок с зерном

Труд: (смотрит на зерно). Какой ты маленький, колосок! А сколько в тебе силы и добра!

Безделица: Отдай! Отдай! Все равно я стану Владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет Труд!

Безделица: Ха-ха-ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени.

Труд: - Будь по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе колосок. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: - А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе подремать да понежиться (зевает и потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек ( кланяется труду): - Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия.

Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают колоски и водят хороводы, поют песню:

Мы – золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый – зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе – хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

(Колоски останавливаются).

Безделица: - Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Морозы, пусть заморозят всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы ( « Красный Нос » и « Синий Нос ») и бегают по залу.

Труд: - Ребята! Беда может случится! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить всходы хлеба!

Дети окружают колоски.

Морозы: - Я – Мороз Красный Нос! Я – Мороз Синий Нос! Давайте, ребятки, померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы, если вы – ваши.

(Дети побеждают, Морозы убегают).

Безделица: - Ох и бездельники эти Морозы! Ну да у меня ещё ветры - суховеи про запас есть. Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры).

Безделица: - Ну-ка, суховеи, засушите, погубите всходы молодые!

Человек: - Ребята! Нашим всходам нужна помощь! В воде их спасение. Вот здесь озеро. Необходимо доставить колоскам как можно больше влаги. Но ветры – суховеи тоже постараются завладеть водой. Кто больше воды наберет, тот и победит, поэтому мне нужна ваша помощь. (Игра).

Колоски: - Спасибо, ребята! Напоили нас! Спасли!

Безделица: - Горе мне, горе! Ухожу я от вас! И здесь труд взял верх надо мной! (Уходит).

Труд:        Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель: - Нелегок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Вырастить хлеб – святое дело.

1 чтец:

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2 чтец:

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3 чтец:

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4 чтец:

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

5 чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

6 чтец:

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

7 чтец:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

8 чтец:

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

( Песня – хоровод ).

Учитель: - Сейчас хлеба у нас вдоволь. Посмотрите, на полках магазинов пшеничный и ржаной, паляницы и батоны, булочки и пышки, бублики и пряники. Это наше богатство. И порой становится, что некоторые люди не ценят хлеб. Ведь раньше хлеб был совсем другой.

9 чтец:

Хлеб черный был тяжел и липок,

Ржаной муки был груб помол,

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

10 чтец:

Ржаной был хлеб. Он к щам

Годился постным.

Раскрошенный он был неплох

С кваском.

Хоть прилипал порою к деснам

Когда его месили языком.

Учитель: 

И в радости, и в горе люди помнят о хлебе, и никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

11 чтец:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

12 чтец:

В годы тягот и лишений

Наш народ мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

« Хлеб – всей жизни голова ».

Учитель: - Да, сейчас, в мирное время, хлеба вдоволь, но сильно заблуждается тот, кто думает, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной техникой, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица и слово « страда » не утратило своего первоначального значения. « Страда » - от слова « страдать ». Тяжелая работа – растить и убирать хлеб. Но как управятся с жатвой, самые веселые деньки настают. Это для всех настоящий праздник – « дожинками » называется. Последние полосы выходят дожинать в праздничной одежде. Все на поле собираются – и старые, и малые. Работа споро идет. Каждый старается от других не отставать, но и вперед не вырываться, тогда в семье будет лад и согласие. В последний сноп обязательно все по горсточке должны сжать, чтобы в доме все мирно жили да друг друга любили. Этот сноп « Иванушкой » называют. « Иванушке » особый почет: девушки его красной ленточкой подпояшут, да в сторонке поставят.

          А хозяин тем временем « Кузьму - Демьяна » завивает. Когда « Кузьму – Демьяна » завивают, все вокруг приговаривают: « Кузьме – Демьяну борода, коню – голова, нашему хозяину в сусек спорина, хозяюшке – в квашоночку, а деточкам – в хлебинку! » - значит желают, чтобы в доме все велось и спорилось.

          А хозяин тем временем оставшиеся колосья завьет да колосьями к земле пригнет, а потом заставит детишек под колосьями пролезать, чтобы здоровыми были весь год. То-то ребятне забавы! Ай - да, ребята, под Кузьмой – Демьяном пролезать!

          А « Иванушке » особый почет. Девушки его на руки возьмут и домой с песнями понесут. Как в дом « Иванушку » внесут, начнут им по стенам помахивать да приговаривать: « Подите-ка, мухи, вон, пришел хозяин в дом! Летите, мухи, за море, вам лето летовать, нам зиму зимовать! ».

          Как мух-то выгонят, « Иванушку » в « красный » угол, под иконы поставят, а сами за праздничным столом станут рассаживатся. Самых почетных гостей – ближе к « Иванушке » сажают.

 - И мы с вами, ребята, сейчас отправимся за наш праздничный стол. Но сначала давайте закончим наш праздник песней.

I.             Зерна наших дней, светитесь,

Позолотою резной.

Говорим мы: « Берегите,

Берегите хлеб родной! »

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой Родины своей.

II.           Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

« Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«хлеб – всей жизни голова»

«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

«Хлеб – всей жизни голова»

Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....

Классный час "Хлеб- всей жизни голова"

К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....

Праздник "Хлеб - всей жизни голова"

Праздник "Хлеб - всей жизни голова" предназначен для учащихся 2 -3 классов. Цель праздника: познакомить учащихся с профессиями, которые создают хлеб; познакомить с процессом выращивания хлеба; воспиты...

Праздник: "Хлеб всей жизни голова"

Праздник: "Хлеб всей жизни голова"...