Поговорим о вежливости
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Деревянко Нина Витальевна

О вежливом обращении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost.docx211.66 КБ
Файл vezhlivost.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

во 2-м классе

Тема:

                                                                                           

                                                                                             Воспитатель ГПД: Зуева Н.В.

2015г

Тема: «Поговорим о вежливости»  (2 класс)

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  • Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
  • Формировать положительные моральные качества.
  • Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
  • Развивать творческие способности детей.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы: групповая, фронтальная, коллективная

Технологии: педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, развивающая

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку

        

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

- Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их, чтобы никто не делал им замечаний. Как же этого достичь?

- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения.

- А что же такое вежливость? (Ответы детей) (Слайд № 1)

- Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Послушайте, откуда пришло это слово:

- Один мальчик не любил говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте».

- Ах, ты невежа! – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ.

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

- Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так что мальчик был прав: есть такое слово - “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и остальные вежливые слова.

- Ребята, а кто знает, как по-другому называют вежливые слова? (волшебные)

- Как думаете, почему они «волшебные»? (Ответы детей)

- Для того чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

Игра: «Подскажи словечко»

- Попробуйте угадать «волшебные» слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, 
Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, 
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба, 
Ну, сказала бы … (спасибо).

- Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель, 
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.

- Тихомиров! Покажите 
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, – 
Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!

- Чтобы вы ответили на вопрос? (Рассуждения детей)

- Недостаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.

- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

- С кем здороваемся? Как здороваемся? (Ответы детей)

- А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно, 
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать, 
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – 
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи, 
На переменах не … (кричи).

Физкультминутка «Хлопай-топай»

- Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.

  • Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку;
  • Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите);
  • Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места;
  • Входящему в класс можно крикнуть “привет”;
  • Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке;
  • Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых;
  • В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову;
  • Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”;

  • Не надо ябедничать;
  • Нужно благодарить маму за вкусный обед;
  • Нужно приходить в школу неопрятным;
  • Нужно помогать взрослым и малышам;
  • Нужно не обращать внимания, когда тебя зовут;
  • С друзьями не обязательно быть вежливым;
  • Нужно уступать место в автобусе пожилым людям;
  • Нужно опаздывать на урок;
  • Нужно здороваться и прощаться;
  • Нужно выражать близким людям свою любовь и восхищение.

«Задачки на уважение» (Работа в 3-х группах)

- Сейчас я вам задам задачку. Вам нужно будет внимательно ее слушать, после чего, посовещавшись группами, ответить на мои вопросы.

Задачка 1.

Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько сейчас часов?

 Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки.

Ошибка № 1: не следовало кричать, нужно было спокойно спросить.
Ошибка № 2: после ответа нужно было сказать “спасибо”.
Ошибка № 3: мальчик забыл сказать “пожалуйста”.
Ошибка № 4: мальчик забыл поздороваться.

Задачка 2

Одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

– А ты как его зовешь – спросила мама.

– Я кричу ему: “Эй, ты!”

– Скажите, права ли Галя и почему? (нет)

Задачка 3. 

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст от 8 до 11 лет.

Ответ: обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Тест: «Культура поведения»

Представляю вашему вниманию слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече. 

1. Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком? 

(Слайд № 2)

Ответы: здравствуйте, доброе утро

2. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа. (Слайд № 3)

Ответ: здравствуйте, извините, Маша дома?

3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы. (Слайд № 4)

Ответ: извините, можно войти?

4. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

 (Слайд № 5)

Ответ: извините, можно пройти?

Задание: «Объясни пословицу»

- На следующем слайде, напечатаны 3 пословицы о вежливости. Ваша задача объяснить их значение.

- 1-ая группа получает 1-ую пословицу, 2-ая – вторую, ну а 3-ей достается последняя

(Слайд № 6)

«Закрепление»

- Каждая группа по очереди произносит одно вежливое слово, посмотрим, все ли вы их помните.

(После того, как дети все вспомнят, воспитатель показывает слайд № 7)

Итог занятия:

- О чём мы сегодня говорили?

- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом? (Ответы детей)

Вывод: (Слайд № 8)

- Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вежливость –соблюдение правил приличия Слайд № 1

Слайд 2

Слайд № 2 А) «Пока»; Б) «Здорова»; В) «Привет»; Г) « Хелло »; Д) «Здравствуйте»; Е) «Доброе утро». Тест: «Культура поведения»

Слайд 3

Слайд № 3 А) Позовите Машу; Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу; В) Здравствуйте, позовите Машу; Г) Здравствуйте, извините, Маша дома? Тест: «Культура поведения»

Слайд 4

Слайд № 4 А) Можно войти?; Б) Я войду?; В) Извините, можно войти? Тест: «Культура поведения»

Слайд 5

Слайд № 5 А) Пропустите меня, я выхожу; Б) Разрешите пройти; В) Извините, можно пройти? Тест: «Культура поведения»

Слайд 6

Слайд № 6 От учтивых слов язык не отсохнет. Кому нет привету, и хозяина дома нету. На добрый привет добрый ответ. «Объясни пословицу»

Слайд 7

Слайд № 7 «Закрепление» Здравствуйте До свидания Извините Спасибо Будьте здоровы Пожалуйста Доброго пути Благодарю Добро пожаловать Прошу прощения С добрым утром Добрый день Добрый вечер Спокойной ночи Будьте так любезны Приятно познакомиться Приятного аппетита

Слайд 8

Слайд № 8 - Ребята, давайте будем вежливыми !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Поговорим о вежливости"

Подбор загадок,игр и другого материала по теме....

"Поговорим о вежливости"

Беседа с элементами практикума...

Сценарий классного часа "Поговорим о вежливости"

Расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и применении вежливых слов в этих ситуациях...

классный час «Поговорим о вежливости»

Формирование  навыков  вежливого общения,          Обучение  детей употреблять различные словесные формы вежливости...