Презентация "Ганутель"
презентация к уроку по теме

Долганина Светлана Анатольевна

Материал для использования на уроках технологии или во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moya_prezentatsiya.ppt1.22 МБ
Microsoft Office document icon master_klass_ganutel.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» № 30 г.о.Саранск ГАНУТЕЛЬ составила учитель начальных классов Долганина Светлана Анатольевна

Слайд 2

Цель занятия – познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества, с техникой изготовления цветов «ганутель» для украшения интерьера. Планируемые результаты: - научиться конструированию при помощи проволоки, - освоить приемы сборки цветов , -обучиться безопасным способам и приемам работы с материалами и инструментами; - формировать художественно-творческие способности; -развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи; - развивать наблюдательность, техническое мышление; - развивать эстетический вкус, воображение, фантазию; - прививать навыки культуры труда; - воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ « ГАНУТЕЛЬ»? ОТКУДА ОНА К НАМ ПРИШЛА? На острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии, известен традиционный способ изготовления цветов, который называется Ганутель.

Слайд 4

Скорее всего эта техника раньше была известна в других странах, но в настоящий момент она сохранилась именно в монастырях Мальты. Мальтийские монахи до сих пор делают эти красивые цветы для украшения алтаря в резиденций Папы Римского.

Слайд 6

Красивые ажурные цветы, сделанные за стенами монастырей часто преподносились в качестве подарков высокопоставленным особам. Так известно, что в 1775 году образцы были преподнесены Римскому папе, а в 1787 году посланы в Россию Екатерине II. После второй мировой войны искусство ганутели было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов - флористике. Но засохшие цветы не годились для украшений в церквях, и поэтому изящное искусство ганутели всё-таки сохранилось там. Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение техники «ганутель». Сейчас же интерес к ганутели возрождается во многих уголках мира. Россия не исключение.И это совершенно естественно, ведь настоящая ганутель прекрасна

Слайд 7

ЧТО ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ У НАС?

Слайд 8

Материалы и инструменты: - проволока разного диаметра - флористическая лента, - бусины, бисер, паетки, нитки разных цветов - ножницы -плоскогубцы

Слайд 9

инструктаж по технике безопасности - пользоваться мы будем проволокой, ножницами, при работе нам нужно помнить о технике безопасности - во время практической работы не отвлекайтесь и не отвлекайте одноклассника - во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми - передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед - следить за тем, чтобы не пораниться об острые концы проволоки

Слайд 10

Для работы нам понадобится совсем немного материалов и очень много терпения, т.к. занятие хоть и интересное-но весьма однообразное и монотонное) собственно материалы на фото ниже - нить мулине металлизированная, проволока медная, бисер для серединок лепестков. Можно использовать любой бисер,главное ровненькие бисеринки подобрать,чтобы было красиво в готовом цветке.

Слайд 11

Приступим к процессу. Нить в мотке обычно толстенькая,из нескольких ниточек потоньше, я разделяю одну нить на две по три тоненьких получается, отделяю одну проволочку от пучка, завязываю на конце нити узелок и начинаю скручивать нить с проволочкой, похоже на работу за прялкой

Слайд 12

Мы делаем стилизованную лилию, соответственно нам нужно 6шт скрученных нитей для цветка и две-три нити для лепестков, можно сделать цветок и без лепестков, если это будет к примеру обруч для волос и т.д. Длина одной рабочей нити нужна примерно около метра, это на один лепесток. Крутим-крутим-крутим.....

Слайд 13

Ну вот, у меня нити готовы, приступим к изготовлению лепестков. Далее всё будет просто, нанизываем дугами нашу скрученную нить, чередуя каждый оборот через бисеринку. Для того чтобы лепесток был жёстче и лучше держал форму- я беру проволочку потолще,абсолютно любую. На эту проволочку накручиваю нить в два-три оборота для закрепления, набираю бисер-можно набирать любое количество, кому как нравится-чем больше в серединке бисера-тем ажурнее лепесток. Я набираю 15 бисеринок.

Слайд 14

Делаем обороты нити как во французской технике-оборот-бисеринка,оборот снизу,оборот-бисеринка,оборот снизу- до тех пор пока не закончится нить, хвостик оборачиваем вокруг проволочки, верхний кусочек от основы проволочки загибаем внутрь лепестка,наизнанку точнее). Таким образом делаем 6 лепестков для нашего цветка и аналогичным образом делаем листики. Серединку цветка можно украсить бисером, бусиной что больше нравится.

Слайд 15

Когда все лепестки скручены-собираем цветок. Сначала скручиваем три лепестка, которые будут посерединке, вместе с ними тычинки. Потом в шахматном порядке, или на место "пробела" между лепестками прикручиваем остальные лепестки по очереди. Ножку цветка я оборачиваю той же нитью.

Слайд 18

Мудрец сказал ведь неспроста, Что мир спасает красота. Чем век свой маяться в безделье, займитесь лучше рукодельем! Мне в радость эта- «канитель» ведь так прекрасна-ганутель! Спасибо за внимание!

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Мастер - класс в технике ганутель

Автор мастер-класса: Долганина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» №30  г. о. Саранск

Цель занятия – познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества, с техникой изготовления цветов «ганутель» для украшения интерьера квартир.

Планируемые результаты:

- научиться конструированию при помощи проволоки,

- освоить приемы сборки цветов,

-обучиться безопасным способам и приемам работы с материалами и инструментами;

- формировать художественно-творческие способности;

-развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

- развивать наблюдательность, техническое мышление;

- развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;

- прививать навыки культуры труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Зрительный ряд:

- презентация - «Ганутель»;

- образцы работ;

Материалы и инструменты:

- проволока разного диаметра

- флористическая лента,

- бусины, бисер, паетки, нитки разных цветов

- ножницы

-плоскогубцы

Оборудование:

- использование материалов  интернет-ресурсов

- мультимедиа оборудование

- образцы готовых изделий.

Задание: сделать лилию в технике «Ганутель»

                                                                      Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие  группы и эмоциональный настрой детей

-  Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну.

Где происходят самые настоящие чудеса. Нас ждет много познавательного и интересного, я познакомлю вас со своим любимым видом творчества, но для этого мне нужны помощники. Вы согласны быть ими?

II. Создание проблемной ситуации.

-  Ну что же, собрались все ребята старательные, трудолюбивые, раз так приглашаю вас на....

 - На цветочную полянку.

-   Моя полянка необычная, на ней много красивых цветов.

 -  Из каких материалов можно изготовить цветы?

 -  Цветы делают из жёсткой ткани или из бумаги, иногда их вяжут, часто изготавливают из пластмассы, кожи, глины, шёлковых ленточек, бисера, ракушек, кружева, и даже уже из женских колготок.

  • Сегодня на занятии мы познакомимся с техникой «ганутель».
  • А какая цель нашего занятия?

(Научиться  изготовлению цветов в технике ганутель.)

 -  Ребята, а готовы ли вы изготовить своими руками, такую изящную, нежную, воздушную, романтичную красоту.

   - Как вы думаете, а зачем нам нужно учиться делать какие-то поделки, изделия? Ведь в магазине можно купить и игрушки, и картины, разные красивые вещи.

(Такими изделиями можно украсит комнаты, подарить в подарок). Правильно ребята! Ведь гораздо приятнее подарить работу, выполненную своими руками. И такой работы не купишь.

                III. Знакомство с новым видом искусства.

  • Что такое «ГАНУТЕЛЬ»? Откуда она к нам пришла?

  • На острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии, известен традиционный способ изготовления цветов, который называется Ганутель.  (слайд 3)

  • Скорее всего эта техника раньше была известна в других странах, но в настоящий момент она сохранилась именно в монастырях Мальты. Мальтийские монахи до сих пор делают эти красивые цветы для украшения алтаря в резиденций Папы Римского. (слайд 4 , 5)

О развитии техники « ганутель»  (слайд 6 )

Красивые ажурные цветы, сделанные за стенами монастырей часто приподносились в качестве подарков высокопоставленным особам. Так известно, что в 1775 году образцы были приподнесены Римскому папе, а в 1787 году посланы в Россию Екатерине II.

После второй мировой войны искусство ганутели было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов - флористике. Но засохшие цветы не годились для украшений в церквях, и поэтому изящное искусство ганутели  всё-таки сохранилось там. Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение техники «ганутель». Сейчас же интерес к ганутели возрождается во многих уголках мира. Россия не исключение.И это совершенно естественно, ведь настоящая ганутель прекрасна .

    МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (слайд 7,8)

-  Ребята, посмотрите и перечислите материалы и инструменты, необходимые для изготовления цветов.

 это –тонкая спиральная проволока; шёлковые нитки,ирис, мулине;бусинки,бисер.

Приспособления для изготовления цветов в технике Ганутель:

1.Проволока (0,5-0,7)

2.Кусачки или ножницы

3.Спица№2-4,5 или стержень

4.Линейка

5.Нитки

6.Плоскогубцы

- Плетения цветов в технике ганутель

- Обвитие основы нитями, при этом основой является спираль из проволоки, с проведенной внутри неё проволочной основой (проволокой большего диаметра). 

 

Инструктаж по технике безопасности (слайд 9)

 - Пользоваться мы будем проволокой, ножницами, при работе нам нужно помнить о технике безопасности:

- Во время  практической работы не отвлекайтесь и не отвлекайте одноклассника;

- Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;

- Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед;

- Следить за тем, чтобы не пораниться об острые концы проволоки.

 Выполнение работы. (слайд 10,11)

    - Для работы нам понадобится совсем немного материалов и очень много терпения, т.к. занятие хоть и интересное, но весьма однообразное и монотонное) собственно материалы на фото ниже - нить мулине металлизированная, проволока медная, бисер для серединок лепестков. Можно использовать любой бисер, главное ровненькие бисеринки подобрать, чтобы было красиво в готовом цветке. Приступим к процессу. Нить в мотке обычно толстенькая, из нескольких ниточек потоньше, я разделяю одну нить на две по три тоненьких, получается, отделяю одну проволочку от пучка, завязываю на конце нити узелок и начинаю скручивать нить с проволочкой, похоже на работу за прялкой. Ребята основные движения рук при выполнения цветов- вращательные- таким образом развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев.

(слайд 12,13) Мы делаем стилизованную лилию, соответственно нам нужно  6шт скрученных нитей для цветка и две-три нити для лепестков, можно сделать цветок и без лепестков, если это будет, к примеру, обруч для волос и т.д.  Длина одной рабочей нити нужна примерно около метра, это на один лепесток. Крутим-крутим-крутим.....

Ну вот, у меня нити готовы, приступим к изготовлению лепестков. Далее всё будет просто, нанизываем дугами нашу скрученную нить, чередуя каждый оборот через бисеринку. Для того чтобы лепесток был жёстче и лучше держал форму - я беру проволочку потолще,абсолютно любую.  На эту проволочку накручиваю нить в два-три оборота для закрепления, набираю бисер-можно набирать любое количество, кому как нравится-чем больше в серединке бисера-тем ажурнее лепесток. Я набираю 15 бисеринок.

(слайд 14) Делаем обороты нити как во французской технике-оборот-бисеринка,оборот снизу, оборот- бисеринка, оборот снизу- до тех пор, пока не закончится нить, хвостик оборачиваем вокруг проволочки, верхний кусочек от основы проволочки загибаем внутрь лепестка, наизнанку точнее). Таким образом, делаем 6 лепестков для нашего цветка и аналогичным образом делаем листики. Серединку цветка можно украсить бисером, бусиной, что больше нравится.

( слайд 15) Когда все лепестки скручены, собираем цветок. Сначала скручиваем три лепестка, которые будут посерединке, вместе с ними тычинки. Потом в шахматном порядке, или на место "пробела" между лепестками прикручиваем остальные лепестки по очереди. Ножку цветка я оборачиваю той же нитью.

Подведение итогов занятия

Рефлексия деятельности

- Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-В ходе работы вы столкнулись с проблемами?

-В ходе работы принимали ли вы решение изменить технику изготовления?

- Что было наиболее интересным для вас сегодня?

 

-добились желаемой цели, выполнили работу в новой для вас техники.

  

Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
займитесь лучше рукодельем!
Мне в радость эта- «канитель»
ведь так прекрасна-ганутель!

Спасибо за внимание!

Развивающие возможности использования техники «Ганутель» при работе с детьми.

1. Развитие моторики рук. Основные движения рук при выполнении цветов – вращательные. Уже на подготовительном этапе возникает необходимость в создании проволочной пружины, которая делается самостоятельно с использованием стержня необходимого диаметра. Из проволоки же скручиваются тычинки (закручивания могут осуществляться как по часовой стрелки, так и против неё). Обматывание формообразующих элементов нитками происходит в различных направлениях: параллельными или скрещивающимися витками. В данном случае активно задействованы мышцы запястий. При обмотке стебельков больше работают пальцы, вращающие стебель и наматывающие нитки на основание. Таким образом активно развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев, а при соединении отдельных элементов в цветок формируются манипулятивные навыки.

2. Сенсорное развитие. Использование различных материалов, таких как нитки и проволока разной толщины, бисер и бусины разного размера, формы позволяют развивать у ребёнка восприятие и формируют представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, мягкости или жёсткости и т.д.

3. Конструирование, развитие логики, мышления и воображения. Поскольку создание декоративного предмета позволяет самостоятельно разрабатывать дизайн, то, основываясь на одной технологии, можно свободно «манипулировать» размерами, формой, количеством составляющих элементов, материалами и их цветовой гаммой. Все мыслительные процессы, предваряющие изготовление, и будут способствовать развитию навыков конструирования, логического мышления и воображения.

4. Эмоциональное развитие. Получение качественного результата кропотливой работы, безусловно, будет способствовать формированию положительного отношения к ручному труду. А перспектива украшения интерьера созданным предметом или последующего дарения его близким людям так же будет стимулировать проявление эмоций. Кроме того, я думаю, что неизбежны комментарии во время работы и при анализе готовых изделий, а это, в свою очередь, будет способствовать продолжению формирования речи детей.

5. Пространственное восприятие. По сути, техника «Ганутель» позволяет создавать объёмные композиции, которые можно внимательно рассмотреть со всех сторон, но, при желании, можно создавать объёмно плоскостные композиции, которые будут не менее эффектны, чем объемные. Составление же объёмных композиций так же заставит детей анализировать, определять место каждого элемента в целой композиции.

Таким образом, представленная здесь старинная мальтийская техника «Ганутель» может стать прекрасным во всех отношениях средством для взаимосвязанного развития мелкой моторики, манипулятивных навыков и речи детей школьного возраста. А потенциальные возможности видоизменения проектируемых объектов смогут надолго заинтересовать и удерживать интерес к этому виду рукоделия у детей различного возраста.