Интегрированное занятие "Белая береза под моим окном"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Пыльнева Ольга Павловна

Материал может быть использован для работы учителями начальной школы для проведения классного часа, воспитателями ГПД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza_pod_moim_oknom.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет, класс

 ГПД, 1

Воспитатель  

Пыльнева Ольга Павловна

Тема занятия

Тип занятия

«Белая береза под моим окном…»

интегрированный

Цель урока

Расширить кругозор учащихся об особенностях внешнего вида берёзы, о пользе дерева для человека

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 Обогащать словарный запас учащихся новыми терминами (туесок, береста, деготь, чага)

Научить делать аппликацию березы способом обрывания деталей из бумаги.

Формировать учебно-организационные, коммуникативные умения  при работе в группе.

Развивать познавательный интерес к живой природе

Развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы; чувство прекрасного, художественное воображение

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Интерактивная доска, компьютер,

Использование  современных образовательных технологий

Групповая, ИКТ, игровая, исследовательская деятельность

Предварительная работа

Чтение литературных произведений о березе, рассматривание иллюстраций  «Зимний пейзаж», беседы о природных изменениях в природе.

Оборудование

Изделия из березы (ложка, туесок, лапти), березовый сок, стаканы для всех детей, клей, клееночки, салфетки, белая и черная бумага, вата, синий картон

Ожидаемые результаты

Предметные: знают основные части дерева, о пользе дерева для человека;

Метапредметные: ПУУД: умеют выделять учебную задачу путем самостоятельной работы, наводящих вопросов педагога; РУУД: умеют действовать по плану, предложенному педагогом; КУУД: умеют слушать, излагать свою точку зрения;

Личностные: стремление к самостоятельному выполнению заданий.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

Организационный

Проверка готовности обучающихся к уроку, настрой на работу

  1. Приветствие.
  2. Мотивация обучающихся на работу.

Сегодня мы будем работать в группах. Для того, чтобы получился результат, необходимо выполнять следующие правила:

-задания выполнять сообща, дружно;

-при работе не мешать другой группе;

-внимательно слушать мнение другой группы, не перебивая.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию

Фронтальная

Регулятивные: умеют определять правила поведения на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Устные ответы,

организация рабочего места

Введение в тему. Постановка темы и цели занятия

Исследовате-

льская деятельность

1 задание – исследовать вещь

Загадка про березу

1слайд

Береза

Итак, начнем.

Первое задание поможет нам определить тему занятия. Будьте внимательны!

У каждой группы на столах лежит вещь, Вам необходимо самостоятельно исследовать вещь по предложенной памятке, а затем представить её другим.

На это вам дается 2 минуты.

I группа исследует скалку;

II группа– туесок;

III группа – брелок.

Перед нами совершенно разные по значению вещи, но есть у них общий признак, какой?

Кто знает, из древесины какого дерева изготовлены эти вещи? (выслушать предположения детей, ответ подтвердить загадкой)

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке.
Свесив сережки.

Исследуют вещь по памятке:

  • Что это?
  • Для чего создана вещь?
  • Опишите её, какая она? (размер, форма, цвет, материал)
  • Кем и когда она используется?

Один человек из группы представляет вкратце  информацию о своей веще.

Вещи сделаны  из древесины.  

Групповая

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний  о живой природе для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные:  самостоятельно выделяют  и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Устные ответы

Самостоятельная исследовате-

льская работа в группах

Изучение нового материала. Презента-

ция слайдов

2 слайд

Береза в разные времена года.

Беседа о березе.

3 слайд строение  дерева

4 слайд

Береза одна, растущая на лугу;

Березовая роща

Рассмотрите иллюстрации, расскажите, что вы знаете о березе?

На территории России береза принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Растёт эта белоснежная красавица в наших лесах, рощах, парках, да и просто под нашими окошками на шумных многолюдных улицах.

Рассмотрите внешний вид дерева, из каких частей состоит береза?

А знаете ли вы, что черные черточки на коре березы называются чечевичками, через них дерево дышит.

Рассмотрите иллюстрации.

Чем отличаются эти иллюстрации?

Чем отличаются березы на этих иллюстрациях?

Почему?

Как по другому называется березовый лес?

Береза- это лиственное дерево.

Кора у березы белая, с черными черточками, листья имеют сердцевидную форму, соцветия имеют вид сережек, которые распускаются вместе с листьями

Когда береза растет одна на лугу, то ствол  широкий, крона развесистая. Это связано с тем, что достаточно пространства и солнечных лучей.  

Когда березы растут вместе, то стволы у них тонкие, высокие. Таким березам мало солнечного света и пространства.

Березовая роща

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы

2 задание- словесное

5,6 слайды

Проверка заданий

В нашей беседе о березе мы использовали много слов – описаний, которые помогут выполнить следующее задание. Каждой группе  необходимо вытянуть лист с заданием:

I гр. – назвать ласково (не только родственные слова);

II гр. – подобрать слова – признаки (какая?)

III гр. – найти лишнее слово

«Назови ласково» - березонька, красавица, березка, девица,

«Слова – признаки» - белоствольная, кудрявая, нарядная, высокая, стройная, ненаглядная;

«Найти лишнее слово» - подберезовик, береста, берет, березняк (березник)

Как вы думаете, мы справились с заданием? Молодцы! Хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Группы выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой на слайдах.

Групповая

Коммуникативные: сотрудничают  в поиске и сборе ответов на поставленное задание Регулятивные:  применяют ранее полученные знания  

Самостоятельная работа в группах

Физминут-

ка

Мы березку посадили

Мы водой ее полили

И березка подросла

Ветви вверх все подняла.

А потом их опустила.

И ребят благодарила.

Выполняют движения согласно тексту

Фронтальная

7- 18 слайды

Богатства березы

19 слайд

Розги

Наша красавица береза ещё является символом России. Чем же она нам так дорога и знаменита? Хотите узнать про её богатства и секреты.

Березу люди давно используют в быту.

В старину люди делали из березы лапти, до сих пор изготавливают лукошки и туески для ягод и грибов, посуду.   Из веток делают метлы и веники. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья в банях.

В медицине береза тоже широко используется.  Из древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Деготь является противомикробным, ранозаживляющим средством. На основе его готовят широко известные –

 « Ихтиоловую» мазь и мазь «Вишневского», дегтярное мыло, которое является косметическим средством для кожи рук, лица и головы. Используют и березовый гриб – чагу, для человека это – ценное лекарство от разного рода заболеваний. Чага уникальный целитель, который лечит болезни различных органов, от гастрита и онкологии.   Также используют почки березы, листья и сок,  которые применяют при заболеваниях почек, желудочно-кишечного тракта, сердечной недостаточности, заболеваниях органов дыхания.

В строительстве из древесины березы делают фанеру, мебель, прочные лыжи

Летом готовят на зиму дрова в сёлах конечно берёзовые. Они самые жаркие, долго горят и не стреляют угольями как ель или пихта. Как строительный материал, берёза конечно не лучший вариант, считается недолговечным материалом.

В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.

А еще из древности до нас дошло такое выражение как «березовая каша», как вы понимаете его?

Берёзовая каша(устар, ирон). Розги.  В старые времена часто применялось наказание розгами, березовыми или ивовыми прутьями.  

В наше время розги практически не применяются.

Слушают, отвечают на вопросы по тексту.

Поясняются из словарей слова: лукошко, туесок

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы

Практическая часть

Музыкальное сопровождение

19 слайд

3 задание –

Практическое

20 слайд

Береза зимой

Чтение педагогом наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза под моим окном»

Алгоритм работы. (Показ педагогом выполнения работы)

Прежде чем выполнить следующее задание, нам необходимо выйти из-за парт, представить, что вы снежинки. Подул сильный ветер (взрослый изображает вьюгу), закружились снежинки вокруг березки ( ребенок) и спрятали ее от морозов и вьюг. Укроем нашу березку снежным платком. Не страшны будут  березке морозы.

Сейчас  необходимо каждой группе сделать аппликацию «Белая береза».

Рассмотрите иллюстрацию, как выглядят березы зимой и послушайте стихотворение С.Есенина «Белая береза под моим окном» (чтение наизусть стихотворения)

Аппликацию будем выполнять в технике «Обрывание».

Проигрывают ситуацию

«Снежинки и вьюга»

Рассматривают иллюстрацию, слушают стихотворение, отмечают особенности строения дерева.

Учащиеся групп распределяют задания, последовательно выполняя задания

Фронтальная

Групповая

Регулятивные: составляют плана и последовательность действий; выполняют работу

Самостоятельная работа в группах

Выставка групповых работ

Комментарии по ходу оценивания работ

Фронтальная

Коммуникативные:

Высказывают свою точку зрения, оценивают работы

Устные ответы

Итог, д/з

Чем же богата береза?

Как сохранить эти богатства?

Сочините, ребята, вместе с родителями свою необычную историю или сказку о березке и её богатствах,  и обязательно принесите к нам в группу послушать.

Ответы детей

Фронтальная

Личностные, познавательные,

коммуникативные:

Подводят итог занятия по изученной теме

Устные ответы

Релаксация

За хорошую работу березка  хочет отблагодарить вас и напоить живительным и целебным березовым соком.

Коллективная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"

Этот праздник стал  итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса  по теме "Мое любимое дерево"...

классный час "Русская береза - символ Родины моей"

Классный час  направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....

Береза - символ Родины моей

Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...

Праздник. Тема: "Белоствольная береза - символ Родины моей!"

Методическая разработка внекласного мероприятия....

Свет в моем окне… Круглый стол для детей и родителей

Задачи собрания   Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «се­мья» в их жизни.   Сделать совместные выводы о значении понимания учащимися ка­честв зрелой личн...

проект "Береза - символ Родины моей"

проект "Береза - символ Родины моей"...