программа "Патриот"
рабочая программа по теме

Программа дополнительного образования в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patriot_bomnak.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

  эколого – краеведческого кружка «Патриот»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, своего края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине,  гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 7-11 классов. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине.

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа. Специфика нашего посёлка – проживание  малочисленных народов севера – эвенков. Большую работу необходимо вести по приобщению детей  к своей культуре к своему языку.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Зейского района , беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

     Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

    В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

    В связи с этим на базе МОУ "Бомнакская средняя общеобразовательная школа» создается эколого – краеведческий кружок  «Патриот», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

     Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

      Участниками  краеведческого кружка «Патриот» являются дети и подростки 12-17 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.

     Возглавляет клуб Подолько Елена Сергеевна - учитель .

     В своей деятельности члены  кружка«Патриот»

руководствуются нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией и законами Российской Федерации;
  • Законом «Об образовании»;
  • Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
  • Уставом клуба;
  • Решениями Совета клуба.

     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:

  • принцип добровольности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип междисциплинарности;
  • принцип преемственности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип гласности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип ответственности;
  • принцип коллективности;
  • принцип ответственности за собственное развитие.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА

Цели и задачи

2.1. Кружок «Патриот» создаётся с целью организации работы по увековечению памяти защитников Отечества, привлечения молодёжи к деятельности по повышению собственных знаний, самореализации и совершенствованию в области патриотического, военного и правового воспитания;

обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;

развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;

воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.

Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодёжи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.

2.2. Задачи, решаемые клубом «Патриот»:

- формирование у молодёжи чувств гражданственности и патриотизма;

- воспитание национального и гражданского самосознания: потребности в освоении национальной культуры, стремление к преумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества;

- воспитание любви к Родине;

- совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, улучшение военно – спортивной, технической подготовки;

- привлечение внимания к героическому и историческому прошлому народа, подготовка к  70 летию победы в великой отечественной войне;

- создание эффективной системы работы по профилактике преступлений и правонарушений в молодёжной среде – улучшение правового воспитания;

- активизация работы кружков, секций, объединений историко – краеведческой, военно- патриотической, правоохранительной направленности;

- методическое и информационное обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно – нравственному, социально – политическому и патриотическому становлению молодёжи.

     Работа клуба строится на основании:

- Положения о клубе;

-  Устава клуба;  

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

      Деятельность клуба осуществляется на базе МОУ Бомнакская средняя общеобразовательная школа. К деятельности клуба привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школ, знаменитые земляки, труженики тыла.

     Деятельность клуба ведется по 5 направлениям:

      Деятельность клуба ведется по 5 направлениям:

 Объединения структурируются по профилю деятельности:

  • волонтерское (добровольная помощь различным, нуждающимся в социальной поддержке, категориям граждан);
  • военно-патриотическое; гражданско-патриотическое;
  • спортивное (направляющее спортивный потенциал детей и молодежи на решение социальных проблем);
  • экологическое;
  • историко-краеведческое;

     Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 5 лет и ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.

     Основные формы работы клуба:

  • соревнования;
  • конкурсы;
  • смотры;
  • слеты;
  • конференции;
  • экскурсии;
  • исследовательская и поисковая работа;
  • круглые столы;
  • клубные встречи;
  • издательская деятельность;
  • походы;
  • игры;
  • турниры;
  • создание баз данных;
  • эстафеты и т.д.

      Для реализации программы деятельности кружка «Патриот» создается Совет Клуба.    Совет клуба осуществляет планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей.

     Историко – краеведческий кружок «Патриот» взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, отделом образования администрации .

     В главный контролирующий орган историко – краеведческого кружка входят руководитель, председатель Совета клуба. 

                                         

Модель «Гражданина-патриота России».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     В реализации программы клуба «Патриот» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.

     Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:

  • четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
  • методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
  • опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп, Совет клуба;
  • проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
  • анализ хода реализации программы;
  • пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
  • сотрудничество в реализации программы с органами власти  

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

     В результате реализации данной программы:

  • будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
  • пройдут апробацию новые образовательные программы;
  • участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
  • члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения,  подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;
  • у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
  • компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;

                      

Календарно – тематическое планирование

клуба «ПАТРИОТ»

№ п\п

Наименование мероприятий

1 год обучения

2 год обучения

1

Проведение месячника «Мир твоих прав»

   *

*

2

Спортивное ориентирование на местности

«Поиск»

*

3

Заседания Клуба гражданско- правовых знаний.

*

4

Проведение операции «Память»: Блокада Ленинграда

5

Туристские навыки

*

*

6

«Патриотами не рождаются, ими становятся»

Военно-патриотическая игра «Граница»

*

7

Организация    туристического похода по родному краю

Турслёт  среди учащихся 7 -  11 классов

*

*

8

Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного « Дню защитника отечества»

*

*

9

Проведение школьной военно-спортивной игры «Зарница»

*

*

10

Историческая викторина

(5-8кл.)

*

11

Экология

*

*

12

Работа в школьном музее

*

*

13

Посёлок, в котором мы живём

*

*

14

Мой Зейский район

*

*

15

Район в годы ВОВ

*

*

16

Культурные и исторические достопримечательности

*

*

17

Подготовка  и участие в районных и областных конференциях

*

*

Руководитель                  ___________________    /Е.С. Подолько/