Главные вкладки

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Кочеткова Татьяна Владимировна

    Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dnr.doc335 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет администрации Первомайского района по образованию

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Повалихинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                                             «Утверждаю» ______________

                                                                                                                        Директор школы

                                                                                                                    Гаврилов А.В.                                                            

                                                                                                                                              _________________________

                                                                                                                                               «____» ______________2013 г.

    Программа

     воспитательной работы  в начальной школе

    «Духовно-нравственное воспитание младших школьников

    в рамках ФГОС»

                                                   Авторы : Кочеткова Т.В., Логачева Л.А,Чупахина С.С.,

                                                             Федотова В.В..,Иванова С.Н.,Уманец О.Ф.

                                                                                                                  2013 год

                                                                     Паспорт программы

    Наименование программы

    Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)

    Основания для разработки

    1. Конституция РФ
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    3. "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004;
    4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования

    на 2011 - 2015 годы

    (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

    1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.        
    2. Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г. N 432).
    3. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности. 2 июня 2008 года.
    4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010года.
    5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

              Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

    1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
    2.  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Повалихинская средняя общеобразовательная школа»

    Основные разработчики программы

    МБОУ «Повалихинская СОШ» Первомайского  района

    Заказчик

    Комитет администрации Первомайского района по образованию

    Цель программы

    Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

    Основные задачи

    •  формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
    • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
    • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
    • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
    • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

    Сроки реализации

    Сентябрь 2013 г. – май 2017 г.

    Основные этапы реализации программы

    1 этап – сентябрь 2013 г. – январь 2014 г.

    2 этап – январь 2014 г. – май 2015 г.

    3 этап – сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

    4 этап-сентябрь 2016г-май 2017 г

    Орган, ответственный за реализацию программы

    МБОУ «Повалихинская  СОШ» Первомайского района

    Исполнители основных мероприятий

    Учащиеся 1-4 классов, классные руководители, родители, администрация школы,  учителя-предметники, библиотекарь, медработник

    Ожидаемые результаты

    •   -активная жизненная позиция школьника;
    • -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
    • -патриотическое и гражданское самосознание;
    • -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
    • -соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
    • -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
    • -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

    Критерии и показатели реализации программы

    1. Отсутствие у обучающихся проявлений отрицательных эмоций во время нахождения их в школе.
    2. Уважительное отношение к окружающим людям.
    3. Адекватная самооценка.
    4. Активная деятельность классного органа самоуправления.
    5. Активная работа на уроке и во внеурочное время.
    6. 100 % удовлетворённость детей и родителей реализацией программы.

    Контроль  за реализацией программы        

    Комитет по образованию Первомайского района,

    заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рабочая группа в составе классного руководителя и членов родительского комитета класса

    Актуальность программы

    Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    1. Конституция РФ
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    3. "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004;
    4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования

    на 2011 - 2015 годы

    (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

    1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.        
    2. Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г. N 432).
    3. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности. 2 июня 2008 года.
    4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010года.
    5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

              Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

    1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
    2.  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Повалихинская средняя общеобразовательная школа»

               Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем  следующие цели и задачи:

    Цель  : воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Задачи:

    •  формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
    • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
    • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
    • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
    • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

    Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

     Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд,  заключается в следующем:

    • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
    • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;
    • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;
    •  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

    Участники программы

    Директор

    Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися,  педагогами и родителями.

    Заместитель директора по воспитательной работе

    Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для  проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.

    Классный руководитель

    Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе  с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.

    Старшая вожатая

    Функции Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики;  оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы,  приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.

    Преподаватель–предметник

    Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.

    Руководитель детского объединения

    Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.

    Библиотекарь

    Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.

    Обучающиеся

    Функции:

    • Активное участие в школьных, районных, краевых  мероприятиях
    • Посещение  кружков и секций
    • Помощь пенсионерам, ветеранам ВОВ

    Медработник школы

    Функции:

    • Оформление листка здоровья в классном журнале
    • Организация прививок детям согласно приказам Минздрава
    • Беседы с учащимися по сохранению и укреплению здоровья

    Родители

    Функции:

    • Оказание помощи классному руководителю в проведении мероприятий

    Принципы реализации программы

    • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
    • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
    • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
    • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
    • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
    • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

    Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

    Участники программы:  учащиеся 1-4 классов

    Нормативно правовая база

    Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

    • Закон РФ «Об образовании»
    • Конвенция ООН о правах ребенка
    • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
    • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
    • Устав МБОУ» Повалихинская  СОШ»

                                                                                Этапы реализации программы

    Этапы

    Цель

    Задачи

    Сроки

    Диагностико – проектировочный этап

    Анализ ситуации.

    - Организация воспитательно – образовательного процесса.

    - Мотивационная, методическая  и организационная подготовка учащихся, родителей  и педагогов, работающих в классе  к  реализации программы.

    - Вовлечение учащихся в занятия по интересам.

    Сентябрь 2013 г. – январь 2014 г.

     

     

    Этап полной реализации

     Реализация всех направлений проекта.

    - Создание единого   образовательного пространства в работе с классом.

    - Стимулирование познавательной деятельности обучающихся.  

    - Развивитие навыков безопасного поведения, формирование умения противостоять чужому негативному влиянию.

    Январь 2014г. – май 2016 г.

    Итоговый этап

    Корректировка индивидуальных качеств личности .

    Мониторинг процесса и результатов нововведений, личностного роста учащихся,  диагностика уровня сформированности  ключевых  компетенций учащихся.

     

    Сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

                                                  Направления реализации программы

    Направление I. «Здоровье»

    Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

    Задачи работы в направлении «Здоровье»:

    - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

    - Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

    1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.

    2. Сотрудничество с психологом  школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.

    3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.

    4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

    Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

    - психическое и физическое здоровье,

    - традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

    - культура сохранения собственного здоровья,

    - ответственность за здоровье других людей,

    - гармония души и тела, режим дня и здоровье,

    - воля и её значение в сохранении здоровья,

    - самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

    Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

    спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

    - встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований;

    - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

    - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

    - беседы и дискуссии на различные темы;

    - тематические консультации для родителей;

    - обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

    Направление II. «Учение»

    Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

    Задачи работы по направлению «Учение» :

    - Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

    - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

    - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

    - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:

    1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

    2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

    3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

    4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

    Основные понятия направления «Учение»:

    - умственное развитие,

    - способности,

    - уровни интеллектуального развития,

    - умственные способности,

    - фантазии в жизни человека,

    - способности к творчеству,

    - культура умственного труда.

    Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:

    - внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

    - интеллектуальные игры внутри класса, в  параллели;

    - интеллектуальные бои.

    Направление III. «Общение»

    Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

    Задачи деятельности в направлении «Общение»:

    1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

    2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

    3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

    4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

    - Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.

    - На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.

    - Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

    - Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.

    - Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

    - Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.

    - Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

    Основные понятия направления «Общение»:

    -эмоции и чувства,

    - рефлексия,

    - сочувствие,

    - сопереживание,

    - умение управлять собой,

    -лидерство,

    - изолированность,

    -одиночество.

    Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

    - интерактивные игры;

    - тематические классные часы;

    - тренинг общения детей и родителей;

    - самопрезентации и самопредставление;

    -праздники, конкурсы, ролевые игры.

    Направление IV. «Нравственность»

    Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

    Задачи:

    1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

    2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

    Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

    - Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

    - Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

    Основные понятии направления «Нравственность»:

    - нравственный выбор,

    - нравственная позиция,

    - нравственное поведение,

    - нравственные ценности,

    - жизненные ценности,

    - самоактуализация и самореализация.

    Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

    - Тематические классные часы по нравственной тематике.

    - Дискуссии по нравственной тематике.

    - Изучение нравственного наследия мира.

    - Читательские конференции.

    - Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

    - Праздники, сюрпризы, конкурсы.

    - Экскурсии, походы.

    - Изучение нравственного наследия своей страны.

    - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

    Направление V. «Досуг»

    Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

    Задачи:

    1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

    2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

    3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

    4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

    - Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

    - Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

    - Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

    - Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

    - Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

    - Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

    Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

    - празднование памятных дат в жизни обучающихся;

    - празднование памятных дат календаря;

    - посещение театров, музеев, выставок,

    - театрализованные представления;

    - фестивали, презентации;

    - конкурсы.

    Направление VI. «Гражданин»

    Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

    Задачи:

    1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

    2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

    3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

    Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

    - Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.

    - Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.

    - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

    - Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

    Основные понятия направления «Гражданин»:

    право,

    - закон,

    - права и обязанности,

    - правонарушения,

    - преступления,

    - ответственность,

    - долг,

    - честь,

    - достоинство,

    - личность,

    - правовые нормы,

    - совесть,

    - справедливость.

    Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:

    - Тематические классные часы.

    - Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

    - Конкурсы, викторины по правовой тематике.

    - Праздники, читательские конференции по праву.

    Направление VII. «Семья»

    Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

    Задачи:

    1. Организация и совместное проведение досуга детей и  родителей.

    2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

    3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

    4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

    Основные моменты деятельности классного руководителя:

    - Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

    - Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

    - Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

    - Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

    Основные понятия направления «Семья»:

    - семья,

    - уклад жизни и традиции семей,

    - родительский дом,

    - родословная,

    - семейные корни,

    - авторитет отца и матери,

    - духовное общение в семье,

    - братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

    - младшие и старшие дети,

    - традиции отношения к старшим в семье,

    - положение ребенка в семье.

    Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

    - Тематические классные часы.

    - Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

    - Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

    - Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

    - Дни творчества, дни открытых дверей.

    - Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

    - Читательские конференции по проблемам семьи.

                                         Совместная деятельность школы, семьи и общественности

                                      по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

    Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

    — повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения: дней открытых дверей, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.

    — совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: «День здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья», праздник Букваря, праздник мам, праздник Осени…

    — расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем

     привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы

                                                                       Деятельность по реализации программы

    Программа реализуется в четыре этапа:

    • 1-й этап (1 класс)
    • 2-й этап (2 класс)
    • 3-й этап (3 класс)
    • 4-й этап (4 класс)

                                                                                   Содержание деятельности

    Работа с родителями

    Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

    Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

    а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

    б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

    в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

    г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

    Основные направления классного руководителя и родителей :

    Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

    Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

    Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

    Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

    Познавательная сфера жизни ребенка.

    Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

    а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

    б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

    в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

    г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

    Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

    Формы работы с родителями:

    - родительские собрания;

    - индивидуальные консультации ;

    - посещение на дому;

    -тематические консультации;

    - родительские чтения;

    - проведение совместных праздников;

    - общешкольные родительские собрания

     

    Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

    1 класс

    1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.

    2. Проблема адаптации первоклассников в школе.

    3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

    4. Эмоции положительные и отрицательные.

    2 класс

    1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

    2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

    3.Наказание и поощрение в семье.

    4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

    3 класс

    1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

      2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

     3.Воображение и его роль в жизни ребенка.

     4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

    4 класс

     1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

     2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

     3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

     4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»

    . ПДД

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки проведения

    Ответственные

    1

    Вводный инструктаж учащихся по соблюдению правил дорожного движения

    Сентябрь

    Классные руководители 1-11 классов

    2

    Организация и проведение родительских собраний с повесткой дня: «Обеспечение безопасного поведения детей на дорогах во время каникул», «Маленький пассажир – большие заботы» - беседа с родителями-водителями о применении ремней безопасности и детских удерживающих средств при перевозке детей автомобильным транспортом

    В течение года

    Классные руководители 1-11 классов

    3

    Участие в акции «Внимание -  дети!», «Вежливый пешеход» и «Зебра»

    В течение года

    Гладкова К.Ю., классные руководители 1-11 классов

    4

    Разработка методических рекомендаций по профилактике ДДТТ

    В течение года

    Гладкова К.Ю.

    5

    Организация совместно с ГИБДД мероприятий по обеспечению безопасности детей на дорогах

    В течение года

    Гладкова К.Ю.

    6

    Проведение бесед-минуток о безопасном поведении на улице

    Постоянно

    Классные руководители 1-11 классов

    7

    Организация проведения книжной выставки «Безопасность на дороге»

    Сентябрь, февраль

    Гаврилова Г.В.

    8

    Тематические классные часы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по изучению правил дорожного движения

    В начале каждой четверти

    Классные руководители 1-11 классов

    9

    Конкурс рисунков «Внимание, зебра!», «Машины буквально всё заполнили»

    Октябрь - ноябрь

    Классные руководители 1-4 классов,

    Гладкова К.Ю.

    10

    Беседа с учащимися 7-8 классов «Оказание медицинской помощи при ДТП»

    январь

    Мед. сестра школы

    11

    Просмотр кинофильмов по профилактике дорожно-транспортных происшествий

    Ноябрь, декабрь, март, май

    Классные руководители-1-11 классов,

    Гладкова К.Ю.

    12

    Викторина, конкурс рисунков на асфальте «Красный, желтый, зеленый» для учащихся 1-5 классов

    Май

    Гладкова К.Ю.

    13

    Тестирование по ПДД

    Ноябрь-декабрь

    Гладкова К.Ю.

    14

    Заседание МО классных руководителей.

    Ноябрь

    Гладкова К.Ю.

    15

    Выпуск тематических стенгазет о правилах поведения на дорогах

    1 раз в четверть

    Сектор «Затейники»

    16

    Занятия по ПДД

    В течение года

    Гладкова К.Ю.

    17

    Классные часы «Безопасное поведение на дорогах в каникулярное время»

    Перед уходом на каникулы

    Классные руководители 1-11 классов

    Работа с детским коллективом

    План-сетка по направлениям

    Направление «Семья»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимости)

    Сентябрь

    «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!»

    Подготовка материалов к проекту «Моя родословная»

    Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного города»

    Классный час «Пойми меня правильно»

    Октябрь

    Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека)

    Исследовательская работа «Моя родословная»

    Участие в акции «Ветеран живет рядом»

    «За что уважают в семье и обществе?»

    Ноябрь

    Организация экскурсионной поездки в театр кукол  

    Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери)

    Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир»

    Кл. час «Я песню милой маме пою»

    Декабрь

    «Что означает моё имя?»

    Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

    Беседа «Что означает моя фамилия?»

    Кл. час «А у нас в семье»

    Январь

    Беседа «Новый год в моей семье»

    Беседа «Семья- это семь «Я»

    Устный журнал «Семейные ценности»

    Анкетирование «Главное в семье- это…»

    Февраль

    Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?»

    «Папа, мама, я- спортивная семья»

    Поисковая операция «Как образовалась моя семья»

    Посещение Краеведческого музея

    Март

    Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр

    Утренник для мам «Мамин день»

    Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой»

    Устный журнал «История одного ордена

    ( медали)»

    Апрель

    Организация с родителями похода

    Организация экскурсион-ной поездки в Барнаул

    Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем»

    Семейный вечер «Классный звездопад»

    Май

    Заочное путешествие «В семью детского писателя».

    Организация с родителями похода по  местам семьи

    «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности)

    Праздник «Прощание с начальной школой»

    Направление «Гражданин»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    Кл час «С чего начинается Родина»

    Праздник «Родина любимая моя»

    «С любовью к России»

    Викторина «Моя Родина»

    Октябрь

    Экскурсия «Люблю тебя,мой Алтай»

    Заочное путешествие «Чем богата нашастрана»

    «Быт и праздники россиян»

    Экскурсия «Милые сердцу места»

    Ноябрь

    Утренник

    «Фольклор родного края»

    «Живем в мире и согласии»

    Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин»

    Декабрь

    Игра –викторина «Знаю ли я свою страну»

    Праздник

    Беседа «Символы Российского государства»

    Кл. час «Ими славен наш край»

    Январь

    Кл. час «Города и села Алтая»

    «Газетное слово о жизни в мире»

    Моя малая родина»

    «Что значит быть счастливым в своей стране?»

    Февраль

    Утренник«Служу России»

    А ну-ка, мальчики

    Рыцарский турнир

    Игровая программа «Папа и я»

    Март

    Утренник, посвященный 8 Марта

    А ну-ка, девочки

    Мисс Весна

    Конкурсная программа «Мама и я»

    Апрель

    «Человек- хозяин природы»

    «Праздник русской березки»

    Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем»

    Кл. час «Природоохранные традиции»

    Май

    Утренник «Давно закончилась война»

    Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?»

    Кл. час «Поговорим о земляках!»

    Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»

    Направление «Общение»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

    Кл. час «Чтение- вот лучшее учение»

    Кл. час «Дружба крепкая»

    Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму»

    Октябрь

    Кл. час «Правила поведения в школе»

    Игра-викторина «Мои четвероногие друзья»

    «Правила поведения в транспорте»

    Беседа «Мир моих увлечений»

    Ноябрь

    Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

    «Ярмарка талантов»

    Путешествие в страну «Именинник»

    Кл. час «Поговорим о наших мамах»

    Декабрь

    Праздник «Откуда берутся грязнули?»

    Беседа «Спешите делать добро»

    Концертное представление «Я и мои таланты»

    Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо»

    Январь

    Кл. час «Ежели вы вежливы…»

    Музыкальная гостиная «Времена года»

    Круглый стол «Поговорим  о вежливости»

    Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

    Февраль

    Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает»

    Кл. час «Делу- время, потехе-час»

    Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком»

    Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Март

    Доверительная беседа- «Друг- это..»

    Праздник «Мамочка, милая мама»

    Конкурс «Коса-девичья краса»

    Кл. час «все работы хороши»

    Апрель

    Ролевая игра «Разговор о честности»

    Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы»

    Кл. час «Праздник –проказник»

    Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!»

    Май

    Игра-путешествие «На волшебном поезде»

    Утренник «Праздник цветов»

    Познаватель-ная программа

    «Скуку, лень из жизни вон»

    Кл. час «Благодарность- это…»

    Направление «Здоровье»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    День здоровья

    ( поход)

    День здоровья

    ( поход)

    День здоровья

    ( поход)

    День здоровья

    ( поход)

    Октябрь

    Игры на свежем воздухе «Веселые старты»

    Кл. час «Режим дня»

    Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь»

    Беседа «Азбука безопасного поведения»

    Ноябрь

    Утренник «Откуда берутся грязнули?»

    «История возникновения Правил дорожного движения»

    «Тормозной путь автомобиля»

    Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить»

    Декабрь

    «Дорога и её главные составные части»

    Праздник «В гостях у Мойдодыра»

    Кл. час «История олимпийских игр»

    Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене»

    Январь

    Зимние игры

    «Дорожные знаки и их виды»

    Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом»

    «Сигналы светофора с дополнительными секциями»

    Февраль

    «Знакомство с дорожными знаками»

    Игры-состязания «Богатырская сила наша»

    Беседа «Жизнь прожить- не море перейти»

    Турнир «Богатырская сила»

    Март

    Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание»

    Беседа «Сигналы, подаваемые водителем»

    Беседа «Что такое перекрёсток?»

    Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека»

    Апрель

    Беседа «Мы-пассажиры!»

    Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

    «Веселый урок здоровья»

    Игра-викторина «Наша Универсиада»

    Май

    «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы»

    «Правила перехода улиц и дорог»

    Спортивный праздник «Народные игры»

    Беседа «Причины несчастных случаев»

    Направление «Учение»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

    «Путешествие по рекам, странам, городам»

    Игра «Что нам стоит дом построить»

    Игра-викторина «Традиции россиян»

    Октябрь

    «Путешествие в библиотечную страну»

    Кл. час «В песне душа народа»

    Литературная гостиная

    Конкурс веселых математиков»

    Ноябрь

    Урок-исследование «Во саду ли, в огороде»

    Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать»

    Игра-исследование «Больше-меньше»

    Игра «Слабое звено»

    Декабрь

    Праздник поэзии

    Игровая программа «Огонек»

    КВН по русскому языку

    Литературный ринг «Смеяться , право, не грешно над тем, кажется смешно»

    Январь

    Час загадок и отгадок

    Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима»

    Экскурсия «Встреча с прекрасным»

    КВН «Волшебный мир»

    Февраль

    Кл. час «Животные родного края»

    Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость»

    «Путешествие по стране Геометрии»

    Литературный праздник «А как у Вас говорят?»

    Март

    Предметно-тематический праздник «5+5»

    «Путешествие по сказкам»

    Кл. час «В гостях у дедушки Корнея»

    Олимпиады по предметам

    Апрель

    Внеклассное занятие «На лесной поляне»

    «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие

    Устный журнал «У лукоморья»

    КВН по русскому языку

    Май

    Урок-презентация «В гостях у русских умельцев»

    Экскурсия «Ищем клад»

    «Вечер веселых вопросов и ответов»

    Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!»

            

    Направление «Досуг»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    Игры «Мой веселый, звонкий мяч!»

    Праздник «Учебный день, которого нет в расписании»

    Урок знаний «Звездный час»

    «Здравствуй, 4 класс!»

    Октябрь

    Утренник «Здравствуй, осень!»

    Конкурс поделок из природного материала

    Кл. час «Наполним музыкой сердца»

    Мисс «Осень»

    Ноябрь

    «Герои любимых мультфильмов»

    Выпуск газеты «Мои любимые игрушки»

    Кл. час «Мир моих увлечений»

    Поездка в исторические места города

    Декабрь

    Утренник «Здравствуй, Новый год!»

    «Гостиная деда Мороза»

    Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах»

    Новогоднее представление

    Январь

    «праздник «Азбука, прощай!»

    Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение»

    «Путешествие по телепередачам»

    Кл. час «Как на масляной неделе»

    Февраль

    Праздник «Папа может»

    «Строим снежный город»

    День святого Валентина

    Спортивная игра «Дослужись до генерала»

    Март

    Праздник девочек и мам

    Праздник «В светлый день 8 марта»

    Экологический КВН

    Игровая программа «А ну-ка, подружки!»

    Апрель

    Кл. час «Мы весну встречаем»

    «Полюбуйся, весна наступает»

    Праздник «Чаем угощаем»

    Праздник «Масленица»

    Май

    «Стали мы на год взрослее!»

    Игровая программа «Здравствуй, Лето!»

    Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!»

    Утренник «До свиданья, начальная школа!»

    Направление «Нравственность»

    Месяц

    1-й год реализации

    2-й год реализации

    3-й год реализации

    4-й год реализации

    Примечания

    ( вносятся по мере необходимо-сти)

    Сентябрь

    «Город, в котором ты живёшь»

    Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

    КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

    Урок мира «С любовью к России»

    Октябрь

    «Золотое сердце учителя»

    «Моя любимая учительница»

    «Мой учитель лучше всех»

    «Самая классная классная»

    Ноябрь

    «Законы класса»

    Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье

    «История школы в лицах и фактах»

    Для чего нужна религия?

    Декабрь

    «Ваши права, дети»,

    «Российская Конституция – основной закон твоей жизни»,

    «Прикоснуться к вечности»

    Конституция- основной Закон государства

    Январь

    «Волшебные слова»

    «О поступках плохих и хороших»

    «Имею право»

    « Ваши права и обязанности, дети»

    Февраль

    «Если добрый ты»

    «Без друзей меня чуть-чуть»

    «Аты–баты, шли солдаты»

    О дружбе, доброте и отзывчивости

    Март

    «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи)

    В гостях у минуток.

    «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

    «Модель выпускника начальной школы»,

    Май

    «Лучше деда друга нет»

    «С любовью к бабушке»

    «Чем сердиться лучше помириться»

    Подвигу народа жить в веках

    ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Оценка результатов реализации программы.

    Уровень воспитанности в классе

    Цель: Определить уровень воспитанности в классе.

    Стержневые качества личности:

    1.трудолюбие

    2.эрудиция

    3.прилежание

    4.отношение к природе

    5.эстетические вкусы

    6.нравственные качества

    7.самовоспитание.

    Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:

    «1» - качество не проявляется.

    «2» - проявляется редко.

    «3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.

    «4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.

    «5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.

    Карта воспитанности

    Оценка

    Стержневые качества личности

    Трудолю-

    бие

    Эрудиция

    Прилежа-

    ние

    Эстетические

    вкусы

    Нрав-

    ственные качества

    Само-

    воспита-ние

    «3»

    «4»

    «5»

    Ожидаемый результат

    В результате реализации Программы ожидается:

    1. В учреждении, как в образовательной системе:

    создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

    • обогащение содержания духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания;
    • вовлечение в работу духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
    1. В образе выпускника:
    • развитие творческих способностей;
    • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
    • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
    • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Воспитанники:

    • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
    • они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
    • они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
    • они способны к изменению самих себя.

    Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

    ТЕЗАУРУС

      В программе используется понятийный аппарат, опирающийся на  положения российского законодательства, на нормативные документы  федерального уровня,  разработки современной педагогической науки.

    1. Адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды путём принятия и усвоения целей, ценности, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
    2.  ВОСПИТАНИЕ -  целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
    3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание  условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
    4. ВНЕУРОЧНАЯ (внеклассная) РАБОТА – воспитательная деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное  и каникулярное время.
    5. ДИАГНОСТИКА – изучение индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его отношение и поведение, а также отражающихся на его развитии, воспитания и обучении.
    6. ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. 
    7. КОМПЕТЕНЦИИ - это интегративная целостность знаний, умений и навыков,  способность человека реализовывать на практике (в жизни) свою компетентность.
    8. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – уровень образованности/профессионализма, достаточный для успешного выполнения той или иной деятельности/ профессиональной функции.
    9. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – подход к организации обучения, направленного на обретение школьниками использования полученных знаний и умений для решения нестандартных жизненных задач.
    10.  МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ - систематическая процедура сбора и обработки данных по ведущим воспитательным аспектам на  региональном, муниципальном, индивидуальном и учрежденческом уровнях.
    11.  ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания.
    12.  ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – система, при которой в школе активно действует механизм принятия решения самими учениками по важнейшим вопросам организации учебно – воспитательного процесса, контроля над ним и исполнения принятых решений.


                                                                         Рекомендуемая литература

    1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

    2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

    3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

    4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

    5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

    6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

    7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

    8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

    9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

    10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

    11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

    12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

    Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

    Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

    Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС

    В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национал...

    Воспитательная программа "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС".

    Воспитательная программа "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...

    Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

    Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комп...