Статья "Вместе познаем мир"
материал на тему

Козлова Светлана Васильевна

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества. Эффективные формы, методы и приемы работы с обучающимися начальных классов и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vmeste_poznaem_mir.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Вместе познаем мир»

Учитель начальных классов Козлова Светлана Васильевна,

МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» Серпуховского муниципального района Московской области

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества. Эффективные формы, методы и приемы работы с обучающимися начальных классов и их родителями.

"Together, we understand the world"

Primary school teacher Svetlana Kozlova,

MBOU "Proletarian Secondary School"

Serpukhov municipal district of Moscow region

        Spiritual and moral education at the present stage of development of society. Effective forms, methods and techniques for working with students of primary school and their parents.

        Воспитание — хлеб души.

Д. Мадзини

Нынешний  век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. Налицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Родители не справляются со своими детьми. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.

 «Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс, где организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. В классе осуществляется забота об их социальном благополучии, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель: взаимодействует как с обучающимися, так и с их родителями, вникает во все жизненные события вверенного ему коллектива, следит за взаимоотношениями в нем, формирует доброжелательные отношения между детьми. Педагог является  примером во всем, даже его внешний вид -  образец для подражания». [1]

Начало учебной деятельности знаменует собой возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение. Важной задачей в плане воспитания является формирование нравственной культуры у обучающихся. В ходе реализации этого направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирование дружного, сплоченного детского коллектива и развитие индивидуальных способностей и эстетических понятий, утверждение своего уникального «Я», выявление своего неповторимого предназначения.  Цель педагога -  помочь им в этом. Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло.

Воспитательная работа с классом направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке, и строится на следующих принципах:

  • правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
  • быть примером и образцом для подражания;
  • вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;
  • приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

 Приоритетным направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

В процессе работы выработан определенный стиль отношений с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Опираясь на традиционные источники нравственности, работа по духовно-нравственному развитию младших школьников стоится по следующим направлениям, к которым разработаны тематические классные часы, беседы, конкурсы.

Патриотизм -  любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству. Классные часы:«Символы государства», «Моя малая Родина»,

«День космонавтики», уроки мужества; праздники, посвященные Дню Победы, Битве под Москвой и другим знаменательным датам; беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина) «Любимый уголок родной Отчизны», «Мой дом – моя семья», совместные мероприятия с Домом культуры.

Социальная солидарность  -  свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство. Беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «Добрым жить на свете веселей», «Человек живет для добра», «Милосердие – закон жизни», «Возлюби ближнего своего», «Доброта и терпение», «Сопереживание и сострадание», «Благородные и вредные порывы». Встречи с ветеранами ВОВ, работниками тыла. Выступление перед пожилыми в доме престарелых.  

Гражданственность  –  долг перед Отечеством, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания. Конкурс «А ну-ка, мальчики!»; беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «У каждого народа свои герои», «Вот школа, дом, где ты живешь», классный час «Теперь ты ученик». Встреча с воинами – интернационалистами.

Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «Возлюби ближнего своего», «Тепло родного дома», «Мой дом – моя семья», «Я люблю маму»; классные часы, посвященные Дню Защитников Отечества (23 февраля), Международному Дню 8 марта, «Семья и ее ценности», конкурсы рисунков: «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Мой папа», «Моя мама». Сочинения, совместные праздники, походы, поездки.

Труд, наука и творчество - уважение к труду, ценность знания, научная картина мира, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «В труде человек хорошеет», «Душа обязана трудиться»;   участие в конкурсе поделок из природного материала, участие в субботниках: «Убери свою планету», «Сделаем вместе»; сбор макулатуры; исследовательская работа «Тайна имени».

Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности. Праздники, беседы: «Рождество», «Масленица», «Пасха»;

изготовление поделок, конкурс рисунков. Экскурсии по святым местам Подмосковья.

Искусство и литература  -  красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Беседы: «Что такое красота», «Я могу быть волшебником», «Устное народное творчество»; беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «Путешествие в мир мудрых мыслей», «Когда солнце тебе улыбается – праздник песни»; выпуск  тематических газет к праздникам; поездки в театры Серпухова, Москвы, на фабрику елочных игрушек г. Клин. Музей – усадьба Мелихово (А. П. Чехов)

Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Посадка зеленых насаждений «Кто, если не мы!»;

участие в акциях: «Мы посадим новый сад», «Покорми птиц»; беседы:  «Люби все живое», «Осенний бал», «В гости к Зимушке-зиме», «Пробуждение природы»; исследовательская работа «Польза комнатных растений»; поездки в океанариум г.Москва, в парк птиц Воробьи,  Приокско – террасный  заповедник.

Человечество  -  мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Участие  в празднике  «Все флаги в гости к нам»; беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина): «Когда рядом много людей», «Умеем общаться», «Каждый интересен». Путешествие в Этномир.

Активное участие в школьных праздниках всего классного коллектива, так и отдельных учеников, в соответствии с их возможностями и желаниями, дает возможность каждому делать то, что ему больше по душе: заниматься спортом, участвовать в художественной самодеятельности, мастерить. Рисование, исполнение песен, чтение стихов, постановки сценок, украшение класса  - всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

Необходимо ориентировать детей  на выполнение любого дела с душой, с любовью. Учить их с пользой проживать каждую минутку, доставляя радость себе, окружающим и близким людям, позитивно относиться  к людям, уметь видеть в жизни положительные моменты, стремиться  к самосовершенствованию.

Духовное – нравственное развитие невозможно без развития физического, поэтому, не менее важное  направление воспитательной работы - сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективность в этом направлении достигается разнообразными  физкультминутки, подвижными играми и динамическими паузами, участием в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. На классных часах обсуждаются правила личной гигиены, питания, режима дня.

Игра как один из важнейших видов деятельности младших школьников, используется во всех направлениях воспитательной работы.   Игры самые разнообразные: подвижные, ролевые, сюжетные, интеллектуальные, игры развивающего характера, развлечения, ориентированные на творческое самовыражение ребенка. Особенно привлекают ребят   игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения: загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - хорошие помощники в интеллектуальном развитии школьников.

Важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. В этом вопросе показали свою эффективность такие формы: собрания, лектории, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, изготовление подарков и поздравительных открыток, «круглые столы» и тематические консультации. Темы собраний часто продиктованы желаниями родителей, поэтому актуальны, волнуют родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. Особого внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации. Посещение семьи, индивидуальные беседы с детьми, посильная помощь в жизнедеятельности таких семей, дистанционное общение через школьный сайт и дневник.ру  –   приносят положительные результаты.

Большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность.  Диагностические исследования необходимы в изучении особенностей детского коллектива, обеспечивают эффективную работу с родителями.

Реализация программы духовно-нравственного развития позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса понять, что жизнь многогранна и интересна: кроме серой, будничной однообразности существует огромное количество вариантов построения своей собственной судьбы; и зависит это от самого человека, стоит только остановиться и посмотреть вокруг себя;  сделать сравнительный анализ и предпринять несколько самостоятельных шагов в сторону своего счастливого существования; найти любимое дело и заняться им, испытывая при этом огромное удовольствие и принося радость людям.

Список литературы

  1. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин,  - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  2. Шемшурина А.И.. Этическая грамматика. М.: Лика, 2006.- 212с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Доклад Тема : "Моделируя познаем окружающий мир"

Моедлирование как метод обучения на уроках природоведения и ознакомления с  окружающим миром в начальной школе обозначилось сравнительно давно. Впервые  в качестве из ведущих выделил его в п...

Проект "Познаем себя"

Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни....

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

"Познай и оцени себя"

Классный час (час общения) "Познай и оцени себя" 2 класс...

Кружок "Я познаю мир"

В этой презентации представлена работа кружка "Я познаю мир" по теме: "Решение проектных задач"....

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....