Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
методическая разработка по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, истории, экологии, социологии и т.д. Одним из центральных понятий является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств ребенка (т.е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка. Это является особенно актуальным в рамках введения ФГОС. Программа расчитана на 4 года ( 1-4 классы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_My_poznaem_mir.doc311.5 КБ
Microsoft Office document icon Zashchita_programmy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Модифицированная программа

 для начальной школы.

Мы познаем мир.

Разработчик: Сергеева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов

Возраст детей: 7-10 лет.

Срок реализации: 4 года.

Республика Татарстан, Бугульма  2011

                                                     Пояснительная записка.

В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.

Актуальность создания авторской учебной программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных  и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.

В ходе разработки программы «Мы познаем мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы»  (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.

Новизна программы «Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).

Цель программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.

Исходя из этого, сформулированы следующие задачи программы:

  1. дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
  2. дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
  3. формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
  4. познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
  5. способствовать общему культурному росту личности;
  6. создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
  7. научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
  8. формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
  9. развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
  10. воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
  11. воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.

В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».

Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»,; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.

В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.

В 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».

1 класс – 20 часов

2класс – 25 часов

3 класс – 25 часов

4 класс – 25 часов

Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Мы познаем мир»  предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.

Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  1. свою родословную, все о своей семье;
  2. правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
  3. нормы этики и морали;
  4. научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
  5. современные экологические проблемы;
  6. важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны.

Должны уметь:

  1.  применять полученные знания на практике;
  2. ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
  3. работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  4. пользоваться коммуникативными умениями;
  5. осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
  6. различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
  7. адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.

         В результате реализации программы «Мы познаем мир» планируются следующие результаты:

  1. создать основу дальнейшего изучения курса истории;
  2. помощь в осознании себя, своих возможностей;
  3. развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
  4. развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.

                                   

                                      Содержание  программы.

1  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1.

Что такое школа.

Почему учатся в школе. Почему каждый человек должен учиться.  Чему учат в школе.

Викторина «Умники и умницы».

Ролевая игра «Школа».

2.

Как, когда и почему возникли школы.

Первые школы. Чем они отличались от современных.

Проигрывание сценки «Школа прошлого».

3.

Учебные принадлежности. От пера и до компьютера.

Чем и как писали в прошлом.

Рисование на тему «Школа будущего».

4.

История нашей школы.

История  школы, в которой учатся дети. Гордость школы.

Экскурсия в прежнее здание школы. Рассматривание фотографий открытия новой школы.

 Встреча с бывшими выпускниками.

5.

Школа, в которой я учусь.

Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника.

Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме.

6.

Я и мир знаний.

В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь.

Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.)

7.

Моя родословная.

Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков.

Рассматривание семейных фотографий. Составление   «генеалогического древа» своей семьи.

8.

 «Лента времени» моей жизни.

Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени.

Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями).

9.

Что в имени тебе моем?

 История происхождения имен.

Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен.

Игра «Семь моих имен».

Поисковое задание: найти историю своего имени.

10.

Фамилия моей семьи.

Мой папа.

 Мое отчество.

Представления детей о своей фамилии, отчестве, своем папе. Подвести детей к необходимости знать все о своих родителях, предках.

Составление рассказа о папе (маме) по плану. Написать письмо папе (маме).

11.

Профессии моих родителей.

Моя мечта.

Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.

Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями).

Конкурс рисунков «Кем я буду?»

12.

Традиции моей семьи.

Понятие  «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные. Выяснить традиции семей школьников.

Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий (режим дня, умывание и т.д.)

13.

Семейные хобби.

Понятие «хобби». Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи.

Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями).

14.

Семейная гордость.

Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие  «гордость семьи». Многозначность этого понятия. Воспитание гордости за своих близких и страну.

Конкурс проектов «Семейная гордость» (с родителями). Встреча с ветераном войны ( одним из родственников учеников).

15.

Самый счастливый день в моей семье.

Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье.

Конкурс рисунков по теме.

16.

Фамильный герб. Фамильный девиз.

Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба. Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи.

Составление герба и девиза своей семьи

( с родителями).

17.

Мой характер, мои привычки.

Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки.

Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь»

18.

Правила поведения в семье.

 Моя семья – прошлое, настоящее, будущее.

Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д.

Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем».

19.

Семья и школа.

Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать  близких.

Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители.

20.

Обобщение. Мои впечатления.

Обобщающий урок. Что узнали нового. Что понравилось. Что не понравилось.

Итоговое тестирование.

                                                                     2  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1.

Мои друзья.

С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак».

Конкурс рисунков «Мои друзья».

2.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья?

Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций.

3.

Друзья познаются в беде.

 История моей дружбы…(анализ ситуаций).

В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод.

Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей.

4.

Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее.

Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры).

Групповой проект «10 заповедей дружбы».

5.

Книга – источник знаний.

 История появления книги.

Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Знакомство с классной библиотекой.  Домашняя библиотека.

Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку.

6.

Мой любимый вид спорта и его история.

Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. Любимый вид спорта , почему.

По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке.

7.

Как появились театр, кино, музыка.

Первые музыкальные инструменты. Знакомство с созданием театра, появлением первого кино. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального театра и художниками на примере И. Левитана.

Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»).

8.

Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история.

Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира.

Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах).

9.

Компьютер – мир увлечений и его предки.

Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям.

Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды.

10.

Основные правила увлечением хобби.

Мнения друг друга об этом вопросе. Составление правил увлечением хобби (общие и индивидуальные).

Конкурс рисунков «Мое хобби».

11.

Виды профессий. Как они появлялись и развивались.

Виды профессий.  На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д.

Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу».

12.

Кем быть?

Кем бы ты хотел стать. Почему? Как ты представляешь свою будущую профессию.

Чтение стихотворения «Кем быть?»

 Конкурс рисунков по теме.

13.

Первое жилище человека.

Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами.

Видеофильм по теме.

14.

История стола и стула.

Знакомство с первыми предметами быта.

Анкетирование по изученным темам.

15.

История одежды.

Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальные костюмы.

Конкурс рисунков «Национальные костюмы родного края».

16.

История денег.

Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги.

Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом).

17.

Современный мир вещей. Правила поведения дома.

Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними.

Составить «Кодекс правил поведения дома».

18.

Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее.

Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков).

Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат».

19.

Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения?

Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Что такое общество? Почему придумали правила общения?

Составить «Кодекс правил общения».

20.

Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д.

Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой).

Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.)

21.

Незнакомец во дворе и на улице.

Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними.

Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!»

22.

Бугульма – город счастливой судьбы.

Представления о своем городе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города.

Конкурс рисунков по теме.

23.

По улицам любимого города…

История названий улиц города.

Экскурсия по городу.

24.

Мой город – прошлое, настоящее, будущее.

Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения.

Составить рассказ «Бугульма – город будущего».

25.

Обобщение. Мои впечатления.

Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать.

Тест по изученным темам.

                                                                      3  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1.

Земля и космос.

Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.

Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».

2.

Наша Земля на глобусе и карте полушарий.

Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия.

Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой.

3.

Когда не было жизни на Земле.

Что представляла собой Земля до появления на ней жизни.

Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле.

4.

Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия).

Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни.

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

5.

Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия).

Научные представления о возникновении жизни на Земле.

Дискуссия по вопросу.

 Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле».

6.

Предки «человека разумного».

Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Прямохождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей.

Конкурс рисунков «Первые люди и природа».

7.

Отличие человека от животных.

Главные отличия человека от животных ( прямохождение, сознание, рука, орудийная деятельность).

Тест по изученным темам.

8.

Человек – часть природы.

Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. Взаимосвязь компонентов природы. Повторение правил здорового образа жизни.

Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека наЗемле».

9.

Вода.

Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье.

Практическая работа: изучение свойств воды.

Сочинение сказки «Путешествие капельки».

10.

Первые черви. Первые рыбы.

Урок построен из сообщений детей по теме.

Работа в группах.

11-12

Оставшиеся в море.

Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.

Составление кроссворда по теме.

13.

Воздух.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.

Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе».

14.

Первые птицы.

Знакомство с первыми птицами. Сходство и различие с современными.

Конкурс рисунков по теме.

15-16.

Современные летающие животные (птицы, насекомые).

Представители птиц, насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц, насекомых в природе, для жизни человека.

Экологическая викторина по теме.

Экскурсия на природу: наблюдение за птицами, их подкормка.

17.

Солнце. Почва. Камни, песок, глина.

Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Легенды о солнце. Солнце и наше здоровье.

Свойства песка, глины. Разнообразие камней.

Почва – верхний слой земли. Значение почвы для всего живого. Необходимость охраны почвы.

Подготовить сообщение  «Сравнительный анализ использования неживой природы древним человеком и современными людьми».

18-19.

Динозавры и другие предки современных зверей.

В ходе занятия дети должны получить представление о первых животных, определить их сходство и различие с современными животными.

Работа в группах: составление альбома «Виды динозавров».

20-21.

Оставшиеся на суше.

Разнообразие животного мира. Представители зверей. Питание животных, места обитания, сезонные изменения. Размножение на примере 1-2 видов обитателей края.

Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. Исчезающие виды.

Связь растений, животных и человека.

Составление проекта «Животный мир родного края»,

«Растительность родного края».

22.

Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня.

Определение причин исчезновения многих растений и животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).

Составление проекта «Книга жалоб».

Конкурс рисунков «Береги лес!»

23.

Экология. Проблемы Земли – наши проблемы.

Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. Участие человека в охране природы. Здоровый образ жизни.

Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья».

24.

Что такое краеведческий музей?

Понятие «краеведение». Изучение экспонатов исчезнувших живых организмов.

Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков по теме.

25.

Обобщающий урок. Мои впечатления.

Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями.

Составление тестов для проверки знаний друг друга.

Викторина «Знатоки природы».

                                                                    4  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1.

Историческое время. Историческая карта.

 Кто нам помогает изучать историю.

Понятия: календарь, час, день, неделя, месяц, год, настоящее  и будущее время.

Историческое время. «Лента времени». Римские и арабские цифры при счете времени. Наша эра, до нашей эры.

Что такое археология. Как работают археологи. Исторические источники (письменные, вещественные, устное народное творчество).  

Практическая работа:

1) соотнести год с веком;

2) сравнить свою «ленту времени» с «лентой времени» истории.

2.

Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян.

Древний Киев.

Жизнь, быт, занятия восточных славян. Славянские праздники. Языческие боги восточных славян. Описание древнерусского города. Занятия жителей древнерусских городов.

Практическая работа с исторической картой: найти границы Киевской Руси, ее соседей.

Аппликация «Древнерусский город».

3.

Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва.

Иисус Христос. Причины и последствия крещения Руси.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Краткие сведения о Древней Москве: облик города, занятия жителей.

Практическая работа с исторической картой: найти границы Древней Москвы, ее соседей.

Составить кроссворд по теме.

4.

Монголо – татарское иго.

Понятие «монголо – татарское иго». Земли, находящиеся под игом. Слабость Руси в XIII веке. Мужество русских воинов.

Практическая работа с исторической картой: найти границы русских  земель под игом.

5.

Александр Невский.

Кто такие крестоносцы. Почему Александра прозвали Невский. Ход Невской битвы и Ледового побоища. Их значение в истории.

Составить сравнительную таблицу «Построение войск на Чудском озере»

Найти сведения о Дмитрии Донском.

6.

Дмитрий Донской.

 На поле Куликовом.

Урок построен по сообщениям детей ( рассказывание о Дмитрии Донском, работа с картой: место сражения, ход, итоги).

Компьютерная презентация по теме.

7.

Иван III и Иван IV.

Роль князя Ивана III в освобождении княжеств от монголо – татарского ига.

Иван Грозный . Укрепление и расширение русского государства. Москва – столица России.

Тест по изученным темам.

8.

Минин и Пожарский.

Великая смута. Формирование ополчения. Борьба у стен Кремля. Народная память.

Коллективное рисование фильма по теме.

9.

Царь, бояре, помещики.

Дать представление о царе, боярах, помещиках, крестьянах по плану ( жизнь, быт, деятельность).

Составление кроссворда по теме.

10.

Необычный царь и его реформы.

Петр I и значение его деятельности в истории России. Раскрытие понятия «окно в Европу». Основание Санкт – Петербурга.

Видеофильм по теме.

11.

Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон.

Краткое описание причин и хода войны. Главные личности этой войны. Сожжение Москвы. Героизм русских воинов.

Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова

«Бородино».

12.

Отмена крепостного права.

Понятие «крепостное право». Причины отмены крепостного права. Положение крестьян после реформы. Значение реформы для будущего России.

Исторический диктант.

13.

Последний царь.

Что представляла собой Россия в период правления Николая II (экономика, наука, техника и т. д.) Судьба Николая II и его семьи.

Составление кроссворда по теме.

14.

Россия в 1917 – 1940 гг.

Понятия «революция», «переворот». Октябрьский переворот. Отречение Николая II от престола.

В.И.Ленин, образование СССР.

И. Сталин. Развитие СССР в довоенные годы.

Составление кроссворда по теме.

15.

Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву.

22 июня 1941 г. Причины войны. Гитлер и его план «Барбаросса».

Вся жизнь страны переведена на военный лад.

Первое поражение немцев.

Видеофильм по теме.

16.

Блокада Ленинграда. Великие битвы.

Что такое блокада? Жизнь людей в период блокады.

Сталинградская битва. Сражение под Прохоровкой. Битва за Берлин.

Героизм советских людей (на фронте и в тылу).

Составление фотоальбома «Сталинградская битва».

17.

Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны.

Личность маршала Жукова и его роль в победе над фашистами.

Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Встреча победы. Итоги войны.

Составление фотоальбома «Города – герои».

18.

СССР во второй половине XX века.

 Распад СССР. Россия в 90-е годы.

Мирный труд людей. Строительство городов. Развитие страны: полет в космос, строительство АЭС, ГЭС и другие достижения).

Причины распада СССР. Курс на развитие демократии. «Сложные 90-е».

Составление проекта «Космонавтика – сказка, реальность, мечта».

19.

Символика РФ. Законы России.

Что такое Конституция. Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн).

Конкурс рисунков по теме.

20.

Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества.

Количество стран в мире, народностей. Мир, покой и согласие между людьми и государствами. Родина человека – одна. Проследить цепочку: человек – семья – общество.

Характерные проблемы современного общества, пути их искоренения. Понятие –«гражданин». Права и обязанности граждан России.

Видеофильм по теме.

21.

Современная карта Родины и мира.

 Россия и ее соседи.

Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте.

Практическая работа с картой: РФ, ее соседи; РТ, соседи. Условные обозначения.

22.

Родной край – Родина моя.

Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции.  Обобщение полученных знаний.

Составление проекта по теме.

23.

Выдающиеся личности РТ.

Жизнь, быт, героизм Я. Гашека и других известных личностей РТ.

Экскурсия в музей Я.Гашека.

24.

Россия – Родина моя.

Обобщение полученных знаний, умений, социального опыта.

Составление проекта по теме.

25.

Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история?

Итоги. Впечатления. Выводы: дети – полноправные граждане страны.

Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Главные ценности человека.

Написать сочинение – рассуждение «Что изучает история? Место человека в истории».

К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:

  1. свою родословную;
  2. историю своей жизни;
  3. профессии своих родителей;
  4. историю возникновения своего имени и своей фамилии;
  5. увлечения и традиции своей семьи;
  6. правила поведения в семье;
  7. правила поведения в школе;
  8. историю возникновения школ;
  9. историю своей школы;
  10. для чего необходимо учиться;
  11. права и обязанности школьника;

иметь представление о понятиях:

  1. история;
  2. абак, перо, пергамент;
  3. родословная, род, родственник ;
  4. поколение, предки, семья, потомок;
  5. генеалогия;
  6. традиция;
  7. характер;
  8. привычка;
  9. лента времени;
  10. фамилия, отчество;
  11. герб, геральдика, девиз;
  12. счастье;
  13. гостеприимство;
  14. хобби;
  15. обязанность, право;
  16. профессия;
  17. тезки;

а также уметь:

  1. составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
  2. различать виды профессий, ориентироваться в них;
  3. подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
  4. умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
  5. взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).

Учебный   план.

1  класс.

Блок 1.  Семья  и  школа.

Раздел, тема

Количество

часов

1

2

3

I.  Я и школа.

6 часов

1.

Что такое школа.

1

2.

Как, когда и почему возникли школы.

1

3.

Учебные принадлежности. От пера и до компьютера.

1

4.

История нашей школы.

1

5.

Школа, в которой я учусь.

1

6.

Я и мир знаний.

1

II.  Я  и  моя  семья.

13  часов

7.

Моя родословная.

1

8.

 «Лента времени» моей жизни.

1

9.

Что в имени тебе моем?

 История происхождения имен.

1

10.

Фамилия моей семьи.

Мой папа.

 Мое отчество.

1

11.

Профессии моих родителей.

Моя мечта.

1

12.

Традиции моей семьи.

1

13.

Семейные хобби.

1

14.

Семейная гордость.

1

15.

Самый счастливый день в моей семье.

1

16.

Фамильный герб. Фамильный девиз.

1

17.

Мой характер, мои привычки.

1

18.

Правила поведения в семье.

 Моя семья – прошлое, настоящее, будущее.

1

19.

Семья и школа.

1

III.  Обобщение.

1  час

20.

Обобщение. Мои впечатления.

1

К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:

  1. правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
  2. правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
  3. историю возникновения книги;
  4. жанры художественных произведений;
  5. работу по созданию книги;
  6. историю возникновения некоторых видов спорта;
  7. стратегию ведения здорового образа жизни;
  8. историю появления театра, кино, музыки;
  9. краткую историю некоторых стран (2-3);
  10. предназначение компьютера, название его составных частей;
  11. виды профессий, их значение и предысторию;
  12. историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
  13. историю родного города, его достопримечательности;
  14. некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
  15. элементарные эстетические и этические понятия;

иметь представление о понятиях:

  1. друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
  2. летопись, летописец, Красная буква;
  3. типография, издатель, издательство;
  4. писатель, поэт;
  5. художник, холст, кисть, «писать картину»;
  6. композитор;
  7.  гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
  8. театр;
  9. турист;
  10. физическая, географическая карта мира;
  11. общество;
  12. село, поселок, город, мегаполис;
  13. область, республика, область;
  14. изба, юрта, крепость;

а также уметь:

  1. пользоваться правилами общения;
  2. пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
  3. ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
  4. ориентироваться в различных видах спорта;
  5. пользоваться стратегией здорового образа жизни;
  6. ориентироваться в различных культурных памятниках;
  7. работать с географической картой;
  8. ориентироваться в мире профессий;
  9. работать с энциклопедией, компьютером;
  10. работать в группе и самостоятельно;
  11. составлять простейшие проекты;
  12. поставить себя на место другого;
  13. соблюдать культуру общения в диалоге.

                                                                  Учебный   план.

2  класс.

Блок 2.  Мир  вокруг  нас.

Раздел, тема

Количество

часов

1

2

3

 I.  Я  и  мои  друзья.

4  часа

1.

Мои друзья.

1

2.

Человек без друзей, что дерево без корней.

1

3.

Друзья познаются в беде.

 История моей дружбы…(анализ ситуаций).

1

4.

Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее.

1

  II.  Я  и  мое  хобби.

8  часов

5.

Книга – источник знаний.

 История появления книги.

1

6.

Мой любимый вид спорта и его история.

1

7.

Как появились театр, кино, музыка.

1

8.

Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история.

1

9.

Компьютер – мир увлечений и его предки.

1

10.

Основные правила увлечением хобби.

1

11.

Виды профессий. Как они появлялись и развивались.

1

12.

Кем быть?

1

  III.  Я  и  мой  дом.

6  часов

13.

Первое жилище человека.

1

14.

История стола и стула.

1

15.

История одежды.

1

16.

История денег.

1

17.

Современный мир вещей. Правила поведения дома.

1

18.

Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее.

1

  IV.  Я  и  общество.

3  часа

19.

Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения?

1

20.

Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д.

1

21.

Незнакомец во дворе и на улице.

1

  V.  Я  и  мой  город.

3  часа

22.

Бугульма – город счастливой судьбы.

1

23.

По улицам любимого города…

1

24.

Мой город – прошлое, настоящее, будущее.

1

  VI.  Обобщение.

1  час

25.

Обобщение. Мои впечатления.

1

К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:

  1. научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
  2. предков «человека разумного»;
  3. отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
  4. название некоторых предков человека;
  5. представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
  6. особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
  7. экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
  8. правила здорового образа жизни;

иметь представление о понятиях:

  1.  «человек разумный»;
  2. эволюция;
  3. наука, религия, миф;
  4. молекула, атом;
  5. глобус, физическая карта полушарий;
  6. экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
  7. климат;
  8. экология, эколог;
  9. Красная Книга;
  10. астрономия, планеты;
  11. материк, суша, океан;
  12. вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
  13. земноводные, моллюски, рептилии;
  14. крипточерви, крипторептилии, криптоптицы, криптозвери;
  15. креведение;

а также уметь:

  1. работать с глобусом и физической картой полушарий;
  2. работать со словарем;
  3. самостоятельно готовить сообщение по теме;
  4. уважать и ценить прошлое человечества;
  5. ориентироваться в современном животном и растительном мире;
  6. ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
  7. оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
  8. экологически грамотно вести себя на природе;
  9. экономно относиться к природным ресурсам;
  10. принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
  11. видеть красоту природы при разных условиях;
  12. пользоваться стратегией здорового образа жизни;
  13. высказывать свою точку зрения;
  14. выделять главное, обобщать;
  15. фиксировать наблюдения, осознавать события;
  16. осознавать себя частью природы;
  17. осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.

Учебный   план.

3  класс.

Блок 3.  Мир  природы  и  человек .

Раздел, тема

Количество

часов

1

2

3

  I.  Введение.

2  часа

1.

Земля и космос.

1

2.

Наша Земля на глобусе и карте полушарий.

1

  II.  Возникновение   жизни  на  Земле.

6  часов

3.

Когда не было жизни на Земле.

1

4.

Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия).

1

5.

Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия).

1

6.

Предки  «человека разумного».

1

7.

Отличие человека от животных.

1

8.

Человек – часть природы.

1

  III.  Природа  и  человек  (прошлое  и  настоящее).

13  часов

9.

Вода.

1

10.

Первые черви. Первые рыбы.

1

11-12

Оставшиеся в море.

2

13.

Воздух.

1

14.

Первые птицы.

1

15-16.

Современные летающие животные (птицы, насекомые).

2

17.

Солнце. Почва. Камни, песок, глина.

1

18-19.

Динозавры и другие предки современных зверей.

2

20-21.

Оставшиеся на суше.

2

IV.  Будущее  планеты  в  наших  руках.

3  часа

22.

Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня.

1

23.

Экология. Проблемы Земли – наши проблемы.

1

24.

Что такое краеведческий музей?

1

  V.  Обобщение.

1  час

25.

Обобщающий урок. Мои впечатления.

1

К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:

  1. наиболее важные и значимые исторические события страны;
  2. выдающихся исторических личностей;
  3. основной закон страны;
  4. народы, населяющие Россию (3-4),республику (3-4);
  5. государственную символику России и РТ;
  6. государственные праздники РФ и РТ;
  7. права ребенка;
  8. эстетические и этические понятия;
  9. нормы морали общества;
  10. особенности и проблемы современного мира, страны, края, города;
  11. основные исторические источники;
  12. исторические и культурные памятники РФ и РТ (3-4);
  13. гражданские права и обязанности;
  14. природные богатства страны;

иметь представление о понятиях:

  1. историческая карта, масштаб;
  2. археология;
  3. единицы времени ( год, век, тысячелетие, эра);
  4.  «лента времени»;
  5. язычество;
  6. славяне;
  7. крещение, христианство, Библия;
  8. мусульманство, Каран;
  9. мозаика, фрески;
  10. ремесленники, купцы, князь;
  11. дружина;
  12. дань;
  13. собор;
  14. иго, Золотая Орда, кочевники, юрта, хан;
  15. крестоносец, рыцарь, побоище, кольчуга;
  16. ополчение;
  17. крепостное право, крепостные, помещики;
  18. дворяне, бояре, крестьяне;
  19. революция;
  20. мораль;
  21. народ, национальность, раса;
  22. независимость;
  23. конституция;
  24. гражданин;
  25. федерация;
  26. модернизация;
  27. экономика;
  28. реформа;
  29. коммунизм, капитализм, демократия;

а также  уметь:

  1. ориентироваться в единицах измерения времени;
  2. определять последовательность исторических событий;
  3. различать историческую и современную карту России;
  4. работать с географической и физической картой (находить территорию страны, края, свой город; находить страны – соседи, пользоваться условными обозначениями, правильно стоять у карты);
  5. работать с исторической картой ( находить места исторических событий, прослеживать ход сражений);
  6. рассказывать о родной стране, столице РФ и РТ, родном крае, городе;
  7. рассказывать о наиболее важных исторических событиях;
  8. прослеживать связь прошлого с современной жизнью;
  9. анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить, свободно обмениваться мнениями, иметь свою точку зрения, творчески мыслить;
  10. работать самостоятельно и в группах;
  11. участвовать в проектной деятельности;
  12. уважать людей других национальностей;
  13. ориентироваться в гражданских правах и обязанностях;
  14. жить и общаться в соответствии с нормами морали общества;
  15. ориентироваться в проблемах современного человека и современного общества в целом;
  16. осознавать себя частью своей семьи, природы, своей страны, общества;
  17. адекватно выражать свое «Я»;
  18. ориентироваться на главные ценности жизни;
  19. уважая других людей, стремиться к самосовершенствованию; к обретению качеств, соответствующих требованиям современной жизни ( активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения);
  20. совершенствуя себя, совершенствовать окружающий мир.

Учебный   план.

4  класс.

Блок 4.  Россия  -  Родина  моя.

Раздел, тема

Количество

часов

1

2

3

  I.  Введение.

1  час

1.

Историческое время. Историческая карта.

 Кто нам помогает изучать историю.

1

II.  Из  глубины  веков

2  часа

2.

Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян.

Древний Киев.

1

3.

Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва.

1

  III.  Русь  в  XIII  -  XVI  веках  .

4  часа

4.

Монголо – татарское иго.

1

5.

Александр Невский.

1

6.

Дмитрий Донской.

 На поле Куликовом.

1

7.

Иван III и Иван IV.

1

  IV.  Россия  в  XVII  -  XVIII  веках.

3  часа

8.

Минин и Пожарский.

1

9.

Царь, бояре, помещики.

1

10.

Необычный царь и его реформы.

1

  V.  На   рубеже  веков  ( XIX – XX  вв.)

3  часа

11.

Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон.

1

12.

Отмена крепостного права.

1

13.

Последний царь.

1

  VI.    Россия  в  XX  веке.

5  часов

14.

Россия в 1917 – 1940 гг.

1

15.

Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву.

1

16.

Блокада Ленинграда. Великие битвы.

1

17.

Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны.

1

18.

СССР во второй половине XX века.

 Распад СССР. Россия в 90-е годы.

1

  VII.  Современная  Россия.

6  часов

19.

Символика РФ. Законы России.

1

20.

Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества.

1

21.

Современная карта Родины и мира.

 Россия и ее соседи.

1

22.

Родной край – Родина моя.

1

23.

Выдающиеся личности РТ.

1

24.

Россия – Родина моя.

1

VIII.   Обобщение.

1  час

25.

Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история?

1

Использованная  литература.

1. Богданов А. П.  История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва, Просвещение, 1997.

2. Ворожейкина Н. И.  Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее  // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

3. Вяземский  Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.

4.  Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А.  Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе  //  « Начальная школа "+", "-"», 1999,  № 12.

5.  Дмитриев Н. Я.,  Казаков А. Н.   Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» по Л. В. Занкову //« Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

6.  Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе //   «Начальная школа "+", "-"», 1999,  № 12.

7.  Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.

8.  Саплина Е. В., Саплин А. И.  О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.» //   «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

10.  Саплина Е. В., Саплин А. И.  Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа,  1997.

11.  Саплина Е. В., Саплин А. И. Тетрадь творческих заданий. 3-4 кл. - Москва, Дрофа,  1997.

Электронные  ресурсы.

1.  Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no

2. Фестиваль педагогических идей  http://festival.l september.ru/articles/509616/



Предварительный просмотр:

                         Защита программы «Мы познаем мир».

Сергеева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1

город Бугульма Республика Татарстан

СЛАЙД 1

Предлагаю Вашему вниманию программу кружка «Мы познаем мир».

СЛАЙД 2.

Современный период в российской истории и образовании – время ценностных ориентиров.

В создании новой системы ценностей особая роль отводится педагогу.

Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование свободно и творчески развитой личности, способной результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только личному, но и общественному.

Отсюда следует, что сама парадигма образования должна быть развивающей. И, конечно же, не ограничиваться только уроками, а иметь продолжение и во внеурочной деятельности.

Поэтому я разработала собственную программу кружка «Мы познаем мир». При ее разработке я старалась учитывать многие факторы: это и возраст учащихся, и требования ФГОС, а также требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников.

СЛАЙД 3.

Итак, почему «Мы познаем мир»?

Общепризнанно, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования многогранных отношений к природному и социальному окружению.

Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность к внешним воздействиям – сензитивность. У детей младшего школьного возраста она направлена на познание окружающего мира, на построение своей картины мира. Отсюда высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в познании жизненных впечатлений, которые они получают в семье, на улице, в школе и в других общественных местах.

СЛАЙД 4.

          Поэтому организм детей младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития отношений с миром – миром природы и общества. Причем в сознании детей впечатления и знания об окружающем мире – о людях, животных, растениях, о неживой природе – не просто преломляются, как солнце в малой капле воды, они формируют их отношении к миру, влияют на нравственные качества. И это особенно важно.

         Таким образом, при разработке программы я учитывала, в первую очередь,  возраст учащихся.

СЛАЙД 5.

Кроме этого мною учитывались требования ФГОС.

Во – первых, в настоящее время большинство учеников способны, в основном, только воспроизводить знания. Они усваивают знания, правила, формулы, но на практике применить их не могут, так как в школе не участвуют в деятельности по применению полученных знаний на практике. Самым слабым местом является умение интегрировать знания, применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

А значит проблема интеграции и путей ее реализации актуальна в практике начального образования.

Поэтому, новизна моей программы в  том, что она соединила сведения из различных областей окружающего мира. Кроме того, одним из центральных понятий является социально – ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (то есть социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.

А ее цель – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.

СЛАЙД 6.

В – вторых, информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. А если ребенок не умеет работать с текстом, давать развернутые ответы, обращать внимание на детали, удерживать в памяти и  сравнивать информацию, анализировать материал, то это связано с неумением работать с информацией, несформированностью коммуникативной компетенции. Поэтому, считаю, перед педагогом стоит задача – научить осознанно, разумно использовать информацию.

Курс «Мы познаем мир» представляет широкое поле деятельности по формированию коммуникативной компетенции.

С 1 класса мы проводим наблюдения, простейшие опыты, используем моделирование, играем в ролевые игры( «Школа», «Школа прошлого», Семья», «Правила вежливости»), коллективно сочиняем сказки и рассказы(«Место человека в истории», «Моя семья в будущем», «Бугульма – город будущего»), учимся пользоваться энциклопедиями, словарем, Интернетом и другими информационными ресурсами при подготовке проектов и исследовательских работ.

При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько связанных с жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия и усилия других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать знания.

СЛАЙД 7.

К 65 – летию Победы мы выполняли коллективный проект «Города – герои». Класс разделился на группы. Каждая группа готовила информацию об одном из городов, имеющих статус «Города – героя», а именно: название города, история названия, история города – город в период до ВОВ, город в ВОВ, город сегодня.

СЛАЙД 8.

А это один из наших первых проектов – проект «Дерево». Ребята выбирали любимое дерево, рисовали его, а затем каждый объяснял, почему он любит именно это дерево. Ответы были разные: потому что красивое (клен осенью), за спелые плоды (яблоня), за то, что очищает воздух лучше других (тополь). Хотелось бы зачитать одно высказывание: «А это береза. Мне это дерево очень нравится, потому что оно очень нежное, хрупкое. Так и хочется его оберегать, ведь я же – человек!»

СЛАЙД 9.

Следующий проект называется «Лесная книга жалоб». При разработке данного проекта дети проявили творчество. От имени деревьев, птиц, рыб и других животных рассказывали о проблемах и бедах, которые им причиняет человек.

СЛАЙД 10.

Идеальным у нас с ребятами считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Например, при создании проекта «Породы собак» ребята не только рассказывают о различных породах собак, но и изучают особенности их характера, содержания, кормления и лечения, а также рассчитывают экономические затраты на  содержание любимцев. Они доказывают, что домашние животные – это не только радость общения, но и труд по кормлению, выгуливанию, лечению.

Что отрадно, в проектах начинают принимать  участие и родители.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний. А у меня, учителя, есть возможность увидеть скрытый потенциал ребенка.

СЛАЙД 11.

При разработке программы «Мы познаем мир» я учитывала требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из требований является следующее: все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Рассмотрим уровни воспитательных результатов.

СЛАЙД 12.

На первом уровне школьник приобретает социальные знания во взаимодействии с педагогом. Поэтому по программе «Мы познаем мир» :

в 1 классе мы изучаем правила поведения в школе, в семье.

Во 2 классе во время изучения блога «Я и мои друзья» мы составляем проекты:

  1. «Десять заповедей дружбы»
  2. «Кодекс правил поведения дома»
  3. «Кодекс правил общения»

Игра «Правила общения»

Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!»

В 3 классе:

  1. Экскурсии на природу
  2. Проект «Лесная книга жалоб»
  3. Конкурс рисунков «Береги лес!»
  4. «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты»
  5. «Кодекс сохранения моего здоровья»

В 4 классе:

  1. Права и обязанности гражданина России, то есть меня.

СЛАЙД 13.

На втором уровне школьник получает опыт отношения к базовым ценностям общества в коллективе. Поэтому по программе «Мы познаем мир» используются:

1 класс

  1. Ролевая игра «Школа»
  2. Встреча с бывшими выпускниками школы
  3. Письмо папе или маме
  4. Совместные проекты с родителями: «Генеалогическое древо моей семьи», «Профессии моей семьи».
  5. Совместное сочинение стихов
  6. Ролевая игра «Семья»

2 класс

  1. Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов из жизни детей о дружбе
  2. Игра «Магазин», «В больницу»
  3. Составление коллективных проектов

3 класс

  1. Коллективное сочинение сказок «Фантастические приключения инопланетян на Земле»
  2. Дискуссии по различным вопросам (о появлении жизни, об экологических проблемах)
  3. Совместное проведение опытов
  4. Коллективное составление проектов

4 класс

  1. Коллективные аппликации «Древнерусский город»
  2. Групповая работа с картой
  3. Коллективное рисование фильма «Минин и Пожарский»
  4. Коллективное составление презентации «На поле Куликовом»
  5. Коллективное составление фотоальбома «Россия и ее соседи»

СЛАЙД 14.

На третьем уровне школьник получает опыт самостоятельного общественного действия. Например:

1 класс

  1. Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий
  2. Встреча с ветеранами ( подарки, сделанные своими руками)

2 класс

  1. Изготовление «Книжки – малышки» для малышей детского сада
  2. Акция «Подари библиотеке книгу»

3 класс

  1. Акция «Помоги птицам зимой»
  2. Акция «Пополни краеведческий музей»

4 класс

  1. Встреча с ветеранами (помощь по хозяйству, раздача подарков)
  2. Работа на пришкольном участке
  3. Придумай подвижную игру для малышей
  4. Акция «Посади дерево»

            СЛАЙД 15.

Таким образом, в 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».

СЛАЙД 16.

Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.

СЛАЙД 17.

В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.

СЛАЙД 18.

«Дети должны научиться не только творить новое, но и использовать наработанное человечеством», -  Фурсенко. А. Поэтому, в 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».

СЛАЙД 19.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод -  по курсу «Мы познаем мир» дети учатся не только и не просто грамотно говорить и писать, они учатся мечтать, сопереживать, видеть мир глазами вещей, животных, явлений природы, других людей.

        СЛАЙД 20.

Учатся общаться, ценить прошлое и настоящее своей страны, ее народа, а значит ценить мир и строить собственную картину мира.

         СЛАЙД 21.

Это значит обеспечить каждому ребенку условий, необходимых для его социализации и развития, при которых он смог бы преодолевать барьеры, позитивно выстраивая свое будущее.

                                         

                            Список использованной литературы.

1. Кирдяева Н. В.  Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// «Начальная школа », 2008,  № 11.

2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// «Начальная школа», 2009, №4.

3. 4. Марданова Е. У. Формирование навыков использования информационной среды// «Начальная школа», 2009, №4.

4. Назарова Е. В., Искусова Н. А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся// «Начальная школа»,2009, № 4.

5. Никитина Ю. Г. Как соединить экологическое воспитание детей и искусство?// «Начальная школа», 2009, №4.

                                              Электронные  ресурсы.

1. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе http://www.mou56-tlt.web-box.ru/arhiv/metodicheskie-razrabotki/proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoj-shkolе

2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html

3.  Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/

4.  Сеть творческих учителей –http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com

5. Фестиваль педагогических идей  http://festival.1september.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

модифицированная программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровья"

Модифицированная программа "Планета Здоровья" направлена на формирования здорового образа жизни....

Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"

Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"Презентация - "КЛАССный хор "Колокольчики"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...

модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Школа развития речи"

Изучаяя курс "Школа развития речи" дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельност...

Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...