Родительское собрание: Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
статья на тему

Половинкина Елена Борисовна

Рекомендуется  учителям в подготовке родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед «добрым и худым». Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями».

   

        О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. По данным многочисленных социологических опросов, многие педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности, нарушении правил поведения, ложь, уходы с уроков, из дома, воровство. Первоначально такие отклонения не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет-исправится.

        При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители замечают только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами.

        В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Главная задача накормить, одеть.

        Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся и детьми.  Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка и тем более принимать советы от него. Но, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает очень поздно.  Дети отдаляются от родителей, перестают посещать школу. «Трудные» дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным словом? Для миллионера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.

        Какую бы информацию ни давали нам социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся, с детьми было эффективным.

        Многие взрослые часто повторяют  известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так.

        И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

        Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет  жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, отклоняясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

        Проблемы семьи волнуют самих детей. На вопрос: распредели по степени значимости для себя важные для многих людей слова, дети на 1 место поставили здоровье, на 2 место – хорошую семью. Проводя родительские собрания в старших классах родители пришли к выводу, что без здоровья не будет хорошей семьи. Да и среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, у подростков остаются родители. На вопрос анкеты: как вы понимаете выражение: хорошие родители – многие учащиеся ответили, что это мои родители.

        Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье, многих беспокоят отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания. В анкете дети так и отвечали: хорошие родители это те, которые не наказывают за неправильные действия лишением прогулки на месяц, не кричат, не следят за каждым шагом, чтобы родители не ссорились и не уходили бы из дома.

        На вопрос: какую семью хотел бы ты иметь в будущем, проводя анкетирование среди 4-х классов учащиеся отвечают, что они знают кто такие беспризорные дети, а учащиеся старших классов отвечают, что такое может случиться в каждой семье, никто от этого не застрахован.

        На вопрос: почему дети уходят из дома – большинство учащихся ответили так:

- конфликт с родителями;

- родители не понимают своих детей;

- родители злоупотребляют спиртными напитками.

        Что нужно сделать, чтобы дети не уходили из дома?

        Дети ответили так:

- родители должны понимать своих детей, проявлять заботу, всей семьей ходить в кино, театр;

- запретить продавать спиртные напитки;

- ничего нельзя сделать, бесполезно.

        И это действительно так. В неблагополучной семье, где родители пьют, собственные дети безразличны и, как следствие, несовершеннолетние уходят на улицу.

        Порой в обеспеченных, внешне благополучных семьях бывает масса проблем с детьми, ребенка не устраивают взаимоотношения в семье, которые внешне благополучные родители пытаются скрывать и поэтому дети уходят из семьи, совершают правонарушения.

        В своей практике приходится встречаться с детьми, которые уходят из семьи по причине психических отклонений в развитии, родителям мы рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам (неврологи, психиатры).

        По семейному законодательству родители несут ответственность за детей до 18 лет. В ст.63 Семейного кодекса РФ сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.        

        Педагогов начальных классов беспокоит, что некоторые обучающиеся ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Учащиеся начальных классов могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности), не соблюдать принятые в классе правила поведения и общения (свободно передвигаться по классу во время урока, не реагировать на замечания педагога). Некоторые учащиеся заявляют педагогам, что они не имеют права вызывать родителей в школу, забывая о своих обязанностях, которые прописаны в Уставе школы как для детей, так и для родителей.  Классные руководители пишут замечания в дневниках детям, приглашают родителей в школу. Но иногда эта информация не доходит до родителей, т.к. они оказываются обманутыми собственными детьми. Забыл дневник дома, родители придут завтра, работают, не могут прийти в школу. А как же быть педагогу, как давать знания другим детям, которые хотят учиться.

        На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому – дети не знают.  Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.  

        Проводя анкетирование среди учащихся 4-х классов,  нас интересовало, как дети решают конфликтные ситуации. Дети ответили так: убеждаю, что делать так нельзя, говорю наедине, решаю сама, но без кулаков, ухожу, не связываюсь, сохраняю хладнокровие, ухожу и про себя ругаюсь.

        А теперь послушайте, как другие решают конфликтные ситуации – деремся, упремся, вызываю на бой, сначала словами, а потом дракой, бью первым.

        И вот это нас больше всего беспокоит.

Почему так поступают дети? На этот вопрос я отвечу словами одного ребенка из нашей школы. Мама наказывает за то, что не выучил уроки, не убрал в комнате, папа бьет за то, что я поступил неправильно. А почему же я не могу также поступать, мне ведь тоже делают больно и меня наказывают взрослые, родители, а они всегда правы, значит, пусть другие также терпят.

        Иногда родители не просто бьют детей, но избивают собственных детей, думая что ребенок поймет. Но это не совсем так. Да, кому-то достаточно одного слова, другому хорошая трепка, а другому, хоть забей его – он не поймет. Вот таки детей надо показывать специалистам: неврологам, психиатрам.

Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.

Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.

Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы ,помня о родительской ответственности.

Можно привести много примеров из школьной жизни, когда родителям советовали обратить внимание на ребенка, его неадекватное поведение, но все наши рекомендации оказывались неуслышенными родителями.

Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.

Если в вашей семье возникли конфликты с ребенком, и вы не можете самостоятельно их решить, то в школе вам помогут социальный педагог, педагог - психолог. Для детей и родителей в школе проводятся беседы, консультации.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Данная работа направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов; усиление ответственности родителей за выполнением своих обязанностей по воспита...

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Общешкольное родительское собрание о преступлениях и правонарушениях среди несовершеннолетних....

«Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»

Программа «Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних вОУ» ...

Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Программа написана в соавторстве с педагогом - психологом к.псих. н. Ревиной И.А. и социальным педагогом школы Комиссаровой А.Ю....

Родительское собрание«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»

Родительское собрание«Роль семейного  общения в профилактике девиантного  поведения и негативных привычек у детей»...

Взаимодействие школы и семьи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В образовательном учреждении  работа по профилактике безнадзорности и правонарушений начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Основная зад...

Беседа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: создание банка идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений....