«Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»
методическая разработка на тему

Малыхина Маргарита Николаевна
Программа «Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних вОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_formirovaniyu_sistemy_profilaktiki_v_ou.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

директор МБОУ СОШ № 180

Ю.Н. Чеканов

Программа

 «Формирование 

системы профилактики

безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»

2016 год

Актуальность проблемы:

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи. Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличения детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания быта и досуга, увеличения детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.

Ставшие весьма распространенными случая жесткого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями, и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и т.д.

Все это подчеркивает острую потребность развития социально-педагогической помощи детям и подросткам, необходимости профилактики

безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних.

Социально-педагогическая работа с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено «вневедомственностью детства». Вместе с тем каждый ребенок, за исключением специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.

Это определяет актуальность создания в системе образования  работы в рамках образовательного  учреждения социального педагога совместно с педагогическим коллективом  по проблемам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетни с привлечением специалистов различных ведомств.

Сегодня расширение системы профилактики, прежде всего с семьей, с конкретными детьми, является объективной необходимостью.

Работа педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся  школы – часть здоровьесберегающего образования школьников.

Обоснование для разработки программы:

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120- ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 7 июля 2003 года)
  • Семейный кодекс Российской федерации.
  • Федеральный закон от 25 декабря 1995 года, № 223-ФЗ ( в редакции федеральных законов от 15 ноября 1997 года № 140-ФЗ, от 27 июня 1998 года, № 94-ФЗ, от 2 января 200 года).

Цели программы:

  • Сохранение здоровья учащихся школы;
  • Воспитание личностно развитого человека способного справляться с жизненными трудностями  адекватными способами;
  • Создание обстановки безопасности для жизнедеятельности каждого члена коллектива;
  • Решение проблем, т.е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • защита ребенка в его жизненном пространстве;

Задачи программы:

  • Диагностика  социальной среды, определение путей решения проблем
  • Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащимися школы;
  • Тесное сотрудничество с родителями учащихся, просвещение по вопросам педагогической и правовой грамотности; педагогическое и административное воздействие на родителей из неблагополучных семей  семьей находящихся в социально-опасном положении;
  • Повышение уровня информированности учащихся и их родителей:

 - о причинах правонарушений учащихся;

 - о мерах наказания несовершеннолетних и их родителей за совершенные правонарушения, преступления несовершеннолетними;

 - о мерах ответственности родителей за воспитание и жизнедеятельность несовершеннолетних;

  • Содействие недопустимости использования в школе взрывоопасных, химических предметов, спиртных напитков, табачных изделий;
  • Обеспечение педагогической направленности содержания форм и методов, используемых в работе по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности;
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся школы;
  • Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних учащихся школы, находящихся в социально-опасном положении;
  • Пропаганда и создание условий в школе для реализации здорового образа жизни учащихся; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

Стратегические направления:

-  использование стратегии сдерживания, как наиболее адекватной в работе по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди учащихся, т.к. сегодня ставить вопрос о полном искоренении этих проблем в современных условиях нереально;

 - стратегия альтернативы;

 -создание системы позитивной профилактики, ориентируемой не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал личности ребенка;

 - педагогическую, психологическую и социальную поддержку каждого учащегося и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения;

Ожидаемые конечные результаты:

- объективная  оценка ситуации в школе, связанной с правонарушениями, безнадзорностью, использованию спиртных напитков, табачных изделий;

- повышение уровня правовой информированности учащихся, сотрудников, родителей школы;

- активизация роли семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного ребенка;

 - сдерживание роста правонарушений среди учащихся;

 - повышение уровня культуры учащихся, формирование законопослушного поведения;

Сроки реализации программы:

2016-2021гг.

Исполнители:

  • Администрация школы;
  • Социальный педагог;
  • Классные руководители;
  • Учителя – предметники;
  • Родительские комитеты классов и школы;
  • Школьное самоуправление;
  • Служба охраны школы;
  • Медицинские работники;
  • ПДН, КДН, органы опеки и попечительства, социальной защиты.

Накопление и распространение информации:

Мероприятия

Ответственные

сроки

1.

Обновление, пополнение нормативно-правовой базы по данной проблеме

Социальный педагог, инспектор ПДН

ежегодно

2.

Повышать квалификацию специалистов (учителей, сотрудников)

Администрация школы

ежегодно

3.

Обновление, пополнение, накапливание методических материалов по данной проблеме

Социальный педагог, зам. директора по ВР

постоянно

4.

Размещать информационные материалы и наглядную агитацию (стенды, памятки, правила, листовки)

Классные руководители, социальный педагог, зам. директора по ВР, библиотекарь

постоянно

5.

Организовывать выставки научно-популярной литературы по проблеме

библиотекарь

ежегодно

6.

Проводить встречи педагогического коллектива, родителей, учащихся с представителями различных ведомств по данной проблеме

Социальный педагог, зам. директора по ВР

ежегодно

7.

Принимать участие в собраниях, совещаниях по вопросам предупреждения правонарушений, безнадзорности в школе, районе

администрация

ежегодно

8.

Обмен информации между администрацией, социальным педагогом, ПДН, КДН и т.д.

Социальный педагог

постоянно

9.

Заслушивать классных руководителей, председателей родительских комитетов на заседании совета по профилактике правонарушений о случаях злоупотребления спиртным в семьях учащихся, безнадзорности учащихся, а так же вопросов профилактики употребления спиртных напитков учащимися, табачных изделий

Администрация, социальный педагог, инспектор ПДН

По плану работы совета по профилактики школы

10.

Разрабатывать и внедрять в практическую деятельность учителей методики и  программы антинаркотического, правового просвещения

Зам. директора по ВР, социальный педагог, привлеченные специалисты

ежегодно

11.

Проводить родительские собрания на правовые темы

Классные руководители, социальный педагог совместно с инспектором ПДН

1 раз в четверть

12.

Готовить учащихся 9, 11 классов для участия в научно-практической конференции  по данной теме

учителя

ежегодно

13.

Демонстрировать в школе видеофильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков

Социальный педагог с привлечением специалистов

ежегодно

14.

Проводить беседы в классах на этические темы

Зам. директора по ВР, классные руководители

ежегодно

15.

Проводить декады, месячники, квартальные мероприятия по выполнению ФЗ №120 по профилактике првонарушений, безнадзорности

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог

ежегодно

16.

Оформлять социальные паспорта классов, школы с целью социальной диагностики микросреды

классные руководители, социальный педагог

ежегодно

17.

Иметь в наличие списки:

 - учащихся, находящихся на учете в ПДН и КДН;

 - учащихся, находящихся на учете в школе;

 - семей, находящихся в социально-опасном положении;

 - учащихся, находящихся на опеке или попечении;

 - учащихся, имеющих инвалидность

 - малоимущих семей;

 -многодетных семей

Социальный педагог

ежегодно

Создание среды, нетерпимой к антиобщественному поведению, нарушению устава школы:

Мероприятия

ответственные

Сроки

1.

Проводить работу по предотвращению првонарушкний в школе и на территории школы. Пресекать случаи беспризорности, безнадзорности, употребления учащимися спиртных напитков, табачных изделий

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, служба охраны

Постоянно

2.

Осуществлять сотрудничество педагогического коллектива школы с ПДН, КДН, охранным предприятием для создания обстановки безопасности в школе и совместной профилактической рвботы с учащимися группы риска

администрация

постоянно

3.

Организовать работу по выявлению социально неблагополучных семей, активизировать мероприятия по направлению лиц из этих семей в КДН, ПДН, отдел опеки и попечительства

Социальный педагог, классные руководители

постоянно

4.

Активизировать работу специалистов школы по данному направлению, оказывать посильную помощь социально-психологического плана учащимся и их родителям

Социальный педагог, классные руководители

постоянно

5.

Активно использовать и привлекать специалистов с целью психологического сопровождения учащихся группы риска

Социальный педагог, классные руководители, психологи центра «Вита»

ежегодно

6.

Активно использовать возможности медицинского центра школы и медицинских учреждений района для оздоровления учащихся, осуществлять медицинский контроль над учащимися в плане выявления случаев использования психотропных веществ

Медицинский работник

ежегодно

7.

Проводить в школе альтернативные мероприятия, приобщать учащихся к здоровому образу жизни:

 - вовлекать учащихся в организованные формы досуга,

 - предоставлять возможность бесплатного посещения учащимися клубов, кружков, секций;

 - проводить праздники в школе, спортивные мероприятия.

Зам. директора по ВР, классные руководители

постоянно

8.

Уделять внимание внешнему виду, культуре поведения и речи учащихся, формировать имидж школьника

Зам. директора по ВР, классные руководители

постоянно

Педагогическая поддержка:

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Проводить административные совещания, заседания совета по профилактике по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности, несовершеннолетних

Директор, администрация, социальный педагог, инспектор ПДН

По плану

2.

Проводить ПМПК с целью объективной оценки проблем ребенка и необходимой помощи ему

Администрация, социальный педагог, классные руководители, медики школы

2 раза в год и по мере необходимости

3.

Проводить родительские собрания, посещать семьи на дому, вести индивидуальную профилактическую работу с учащимися и родителями

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

ежегодно

4.

Использовать программы по правовому воспитанию на элективных курсах и уроках обществознания, истории

Зам. директора по ВР,  учителя предметники

ежегодно

5.

Проводить классные часы по данной проблеме

Классные руководители, специалисты

ежегодно

6.

Разработать комплексные календарные планы по ОБЖ с учетом основ формирования культуры безопасности

Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ

ежегодно

7.

Активизировать работу классных руководителей; использовать эффективные формы и методы профилактической работы

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

постоянно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних"

Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзо...

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Данная работа направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов; усиление ответственности родителей за выполнением своих обязанностей по воспита...

Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Программа написана в соавторстве с педагогом - психологом к.псих. н. Ревиной И.А. и социальным педагогом школы Комиссаровой А.Ю....