"Работа классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Васина Елена Геннадьевна


Материал для выступления классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beznadzornost_1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

Работа  классного руководителя

по профилактике безнадзорности

и правонарушений

несовершеннолетних

 Учитель  начальных классов: Васина Е.Г.

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.        
            Согласно данному Закону, в компетенцию   образовательных учреждений  входят следующие задачи:                      
-         оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;          
-       выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
-  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
-  осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.

Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений: решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования.

  1. Главное направление в работе  классного руководителя:

- это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;

- формулирование положительного «Я»;

- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

 - анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.         
2. Важным компонентом в системе  ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни
 является ликвидация пробелов в знаниях учащихся.         Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у  «друзей с улицы».         Ведущая деятельность школьника  – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию, поэтому основным блоком в диагностическом модуле является педагогическая диагностика. Основными направлениями  педагогической диагностики являются:        

-уровень и качество знаний;        

-проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности;        

-проблемы управления учебной деятельностью;        

-сформированность коммуникативной компетентности;        

-анализ педагогической запущенности.        
           Контроль  за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов  в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».                  
         

3. Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.         
       Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если  не принять к нему своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. Ежедневно выявлять причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски.
Своевременное принятие мер  в подавляющем большинстве случаев   дает положительные результаты. 

                                                           
   4. 
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях -  важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск  мотивации на асоциальное поведение.

5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей  детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети  испытывают  потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.                
      Помимо классного руководителя следует включать и беседы мед. работника.

6. Профилактика наркомании и токсикомании.
В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья.  (Пока дети учатся в начальных классах, они всё воспринимают буквально, очень внимательно слушают даже приводят свои примеры из СМИ, просмотра телепередач, интернет источников)Одним из направлений антинаркотической пропаганды  является предостережение  учащихся путем демонстрации  последствий употребления наркотиков через показ фильмов.


7. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей - правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение кл. часов  по правовым знаниям, бесед,  родительских собраний

8. Классный воспитатель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
  2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.
  4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной  задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
  5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
  6. Посещение семей школьников.  Классные руководители  знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями        

   При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании  работа  проводится  одновременно с родителями и детьми. Неплохо было, если бы к такой работе  привлекался школьный психолог.

9. Одним из важнейших направлений профилактической школьной  деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением  и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы

            Сегодня, когда общество и государство декларируют принципы гуманизации и демократизации в сфере образования, необходимо соблюдение принципа «не навреди» ребенку при проведении процедуры постановки на внутришкольный контроль и проведение с ним индивидуальной профилактической работы.        
  

   Необходимо изучить и иметь  полную информацию о семье, которая может быть:         

- педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);        

- педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

- конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);         

- асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);        

- криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям,  воспитанием детей не занимаются).
          

  Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным,

 то есть включать в себя как определение  отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:         

- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

- какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные,  спортивные, общественно-политические и другие;

- как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);        

- каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.        

    10. 
Проведение индивидуальной воспитательной работы.  В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года декларируется необходимость «обеспечения детей с проблемами асоциального характера обязательным индивидуальным психолого–педагогическим сопровождением». Наиболее эффективной индивидуальная работа с детьми данной категории возможна при создании системы  совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности,  коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзор...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

laquo;…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».  М. А. Ковальчук...