"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
рабочая программа на тему

Патрушева Елена Юрьевна

Антикризисная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида

на 2015-2016 учебный год

Паспорт программы

Наименование программы

 

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Разработчики программы  

 

Социально-педагогическая служба

МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида

Цель программы

Создание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений

Задачи программы

Обеспечение работы единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений в МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида

Сроки реализации программы   

2015-2016 гг.

 

Исполнители программы  

Социально-педагогическая служба

МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей  подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних

Пояснительная записка

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

            Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

            Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ правонарушений, беседы с подростками показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации;
  •  Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Закон «Об образовании»
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

  • Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений

Задачи программы:

  • повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических  работников, родителей;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Содержание программы

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

 

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутри семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

         Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков        

 

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

            Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, руководители кружков.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

            Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

  • планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ГДН ОУУП и ПДН ОМВД Росии по Ширинскому району
  • организация работы школьного Совета профилактики;
  • проведение тематических педагогических советов;
  • педагогический всеобуч для  родителей;
  • социально-педагогическая работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуаци
  • составление социального паспорта классов, школы;
  • ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).
  • выявление и постановка на учёт детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;
  • анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.);
  • проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  • заполнение карты здоровья учащихся;

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (далее ТЖС):

  • Вовлечение обучающихся, находящихся в ТЖС в кружки и секции;
  • Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе и участие в них;
  • Интересный и содержательный досуг в течение всего учебного года;

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в ТЖС:

  • Выявление причин отклонений в поведении;
  • Беседы социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, администрацией школы с подростком;
  • Приглашение на школьный Совет профилактики;
  • Беседы с инспектором ОДН;
  • Вовлечение в общественную жизнь класса, группы, школы;
  • Направление ходатайств в КДН и ЗП, ОДН;

Профилактическая работа с родителями:

  • «День открытых дверей» для родителей;
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
  • выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
  • посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении;
  •  направление ходатайств в УСПН;
  • Организация консультаций специалистов;
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения;

План мероприятий, направленных на реализацию направлений программы

Содержание работы

классы

сроки

ответственные

  1. Организационные мероприятия

1.

Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы

1-9

 

сентябрь

 

Классные руководители   1-9 кл. Социальный педагог

2.

Выявление детей, оказавшихся в ТЖС, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-9

сентябрь

Классные руководители   1-9 кл. Социальный педагог

3.

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-9

 

 сентябрь

Классные руководители   1-9 кл. Социальный педагог

4.

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-9

 

до 01.10

 

Социальный педагог

 

5.

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений  учащихся совместно с КДН и ЗП, ГДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ширинскому району

1-9

 

сентябрь- октябрь

 

Социальный педагог

 

6.

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану

1-9

 

1 раз в месяц

 

Заместитель директора  по ВР

 

7.

Вовлечение обучающихся, состоящих на учёте  в работу кружков и секций

2-9

 

сентябрь-октябрь

Классные руководители   1-9 кл.

8.

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; в) приглашение на Совет профилактики школы

1-9

по мере необходимости

Социальный педагог

 

9.

Сверка документации школы и ОУУП и ПДН ОМВД России по Ширинскому району по учащимся, стоящих на учете

1-9

 

сентябрь        

 

Социальный педагог

  1. Работа с обучающимися

1.

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов (программа по правовому воспитанию)

1-9 

1 раз в

месяц

Заместитель директора  по ВР,

социальный педагог

2.

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

 

По мере необходимости

Социальный педагог школы, педагог-психолог

 

3.

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1, 5

 

Сентябрь-октябрь

 

Классные руководители   1, 5кл.,  социальный педагог, педагог-психолог

4.

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия"

1-9

 

Постоянно

 

Администрация школы, Классные руководители   1-9 кл.,  социальный педагог

 

5.

Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы)

1-9

 

Постоянно

 

Заместитель директора  по ВР, классные руководители   1-9 кл., педагог-организатор

6.

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

8-9

 

В течение учебного года

 

Соц. педагог, учителя обществознания

 

7.

Охват организованным, интересным, содержательным досугом в течение года

1-9

 

           

 

           

 

В течение года

 

Педагогический коллектив школы

8.

Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей, состоящих на учете

1-9

 

Ежедневно

 

Администрация школы, Классные руководители   1-9 кл.,  социальный педагог

9.

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время

1-9

 

По мере необходимости

 

Классные руководители   1-9 кл.,  Совет профилактики школы

  1. Работа с семьей

1.

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий

           

1-9

 

Сентябрь

 

Классные руководители   1-9кл.,  социальный педагог

2.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей

1-9

 

Сентябрь

 

Классные руководители   1-9 кл.,  социальный педагог

3.

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану)

1-9

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог.

4.

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися

1-9

 

Постоянно

 

Классные руководители   1-9 кл

 

5.

Консультирование родителей:

а) педагогами школы;

б) соц. педагогом;

в) медработником

Родители 1-9 кл.

 

По мере необходимости

 

Коллектив школы

 

6.

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

Родители 1-9кл.

.

 

Декабрь-

февраль

 

Классные руководители   1-9 кл, администрация школы

 

  1. Правовой всеобуч обучающихся осуществляется по программе правового воспитания.
  1. Профилактика вредных привычек

1.

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам

5-9

 

Сентябрь

 

Заместитель директора  по ВР, социальный педагог

Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек

7-9

 

1 раз в четверть

 

Заместитель директора  по ВР

 

Рассмотрена на                                    Согласовано:                                    Утверждаю:

педагогическом совете                       зам.директора                                   директор школы

школы  ________20___г.                       по ВР _______                               ___________________  

протокол № ______                              Минченко М.А.                               Н.А.  Делявская

                                                                   ______20__г.                                    приказ №_______        

                                                         

                                                         

Программа

по правовому воспитанию

«Закон обо мне.  Мне о законе»

на 2014-2015 учебный год.

Направленность: правовая ответственность

Возрастная группа: 6-17 лет.

Срок обучения 1 год

Составила:   Патрушева Е.Ю

с. Целинное

2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзор...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

laquo;…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».  М. А. Ковальчук...