"Умелые ручки"
рабочая программа на тему

Ткаченко Людмила Леонидовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка        

Мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех эго красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с бумагой, картоном, бросовым материалом.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал. При работе с бумагой ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно постичь свойства, структуру различных материалов, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребёнка и вызывает желание создавать что-то красивое.

Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по годам обучения. Занятия носят в основном практический характер.

Данная программа составлена с учётом опыта, знаний и умений педагога. Программа рекомендована для работы с детьми 7-10 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учётом детских интересов, запросов и желаний.

Срок реализации программы 3 года.

Программа «Умелые ручки» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми и с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки для карандашей и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлением более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий.

Воспитание и обучение в объединении осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие педагога в изготовлении моделей осуществляется «сквозь» ребёнка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Цель программы – научить детей творчеству через работу с разным материалом (бумага, картон, бросовый материал, тарные коробки).

Задачи программы:

Обучающие:

- научить пользоваться различными инструментами и материалами;

- познакомить учащихся с различными технологиями изготовления плоских

  и объёмных моделей;

- дать представление об использовании бросового материала в изготовлении  

  изделий.

Развивающие:

- развить творческие способности;

- развить мелкую моторику рук и глазомер;

- развить воображение, память, фантазию, образное и пространственное

  мышление.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

-воспитывать аккуратность, усидчивость;

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

Характеристика программы:

-по направлению деятельности – прикладная;

- по виду деятельности – техническая;

- по образовательной деятельности – технология;

- по форме реализации – групповая, индивидуальная;

- по возрасту детей – для учащихся начальной школы;

- по продолжительности реализации – трёхгодичная;

- по функциональному назначению – ознакомительная.


Технология реализации программы

Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы и методы работы

Методы:

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные (способствуют формированию ЗУН через систему упражнений);

- самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);

- словесные;

- творческий метод.

Формы работы:

- групповая;

- индивидуальная;

- коллективная.

В объединение дети принимаются по желанию. При помощи тестирования  обучающиеся могут зачисляться на второй и третий год обучения и обучаться по программе зачисленного года.

Типы занятий:

-вводное;

-традиционное;

- практическое;

-ознакомительное;

- комбинированное;

- инновационное (игра, викторина, конкурс, экскурсия);

- контроля и самоконтроля.

Для реализации программы используется  дидактический материал:

- технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);

- методические средства обучения (методическая и учебная литература, методические разработки);

- объекты живой и неживой природы.

Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития ЗУН.

В качестве диагностики используются:

- устный опрос;

- контрольные работы по пройденным темам;

- тестирование;

- выставки.

Организационно-педагогическая деятельность с родителями.

Проведение родительских собраний

- организационное (сентябрь);

- итоговое (апрель).

1.Проведение открытых уроков для родителей: декабрь, март.

2.Участие родителей в совместных мероприятиях учреждений и коллектива.

3.Индивидуальные беседы с родителями:

- индивидуальные способности и достижения;

- анализ образовательной деятельности.

4.Индивидуальное консультирование:

- местоположение в коллективе;

- состояние здоровья обучающегося.

5.Анкетирование

Сентябрь: сведения об обучающихся и их родителях; уровень ожидания от занятий.

Цель: получить информацию.

Май: результаты деятельности педагога и воспитанников за учебный год.

Цель: получить оценку деятельности объединения за учебный год.

Учебный план

Разделы

Кол-во  часов по годам обучения

1 год

2 год

3 год

1.

Вводное занятие.

3

3

3

2.

Инструменты и материалы.

6

6

6

3.

Графическая грамота.

9

-

-

4.

Основные операции при работе с бумагой и картоном.

     12

-

-

5.

Работа с конструктором.

27

36

-

6.

Конструирование простейших моделей.

45

18

18

7.

Конструирование простейших подвижных моделей из картона.

-

39

36

8.

Техническое моделирование сувениров и игрушек.

-

-

39

9.

Экскурсии.

3

3

3

10.

Заключительное занятие.

3

3

3

Итого:

108

108

108


Учебно-тематический план 1 года занятий

Разделы

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

2

1

3

2.

Инструменты и материалы.

1.Инструменты и материалы.

2.Правила ТБ с колющими и режущими инструментами.

1

1

2

2

3

3

3.

Графическая грамота.

1.Графическая грамота.

3

6

9

4.

Основные операции при работе с бумагой и картоном.

1.Основные операции при работе с бумагой и картоном.

3

9

12

5.

Конструирование простейших моделей.

1.Конструирование моделей из плоских деталей (пазлы, оригами).

2.Изготовление моделей объёмных геометрических тел.

5

6

16

18

21

24

6.

Работа с конструктором.

1.Знакомство с набором «Маленький конструктор», деталями и видами соединений.

2.Сборка моделей по рисунку и по собственному замыслу.

3

4

9

11

12

15

7.

Экскурсии.

-

3

3

8.

Заключительное занятие.

3

-

3

Итого:

31

77

108

Содержание программы 1 года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с объединением – почему такое название – «Самоделкин» (сам делаю). Порядок и содержание работы объединения. Правила поведения в объединении. Показ образцов готовых моделей.

Практическая работа: изготовление игрушек «Оригами» - выявить умения учащихся.

2.Инструменты и материалы.

Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Правила работы с инструментами, необходимыми для работы с бумагой и картоном. Правила ТБ при работе с этими инструментами. Организация рабочего места.

Практическая работа: определение видов бумаги, организация рабочего места.

3.Графическая грамота.

 Понятие о линиях чертежа: видимого и невидимого контура, линии сгиба, отреза, места намазывания клеем. Условные обозначения этих линий. Отработка умения вычерчивания с использованием вспомогательной масштабно-координатной сетки (лист ученической тетради в клетку).

Практическая работа: упражнения в проведении параллельных, перпендикулярных и диагональных линий; вычерчивание на масштабно-координатной бумаге.

4.Основные операции при работе с бумагой и картоном.

Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (сгибание, резание, склеивание). Правила работы с бумагой. Обучение экономному  расходованию материала.

Практическая работа: выполнение изученных рабочих операций с бумагой.

5.Конструирование простейших моделей из бумаги и картона.

 Понятие о простейших геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, круг) и телах (куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида).  Геометрические тела в соответствии с геометрическими фигурами. Изготовление «проектировочного» конструктора из картона (набор геометрических фигур, различных по форме, размеру и цвету). Виды соединения плоских деталей между собой (оригами, «пазловое» соединение). Правила вырезывания и склеивания геометрических тел. Правила пользования шаблонами.

Практическая работа: игрушки-оригами, игрушки с «пазловым» соединением. Изготовление моделей геометрических тел по шаблонам.

6.Работа с конструктором.

Знакомство с набором « Маленький конструктор». Названия и назначение входящих в него деталей. Виды соединения деталей.

Практическая работа: сборка моделей машин, механизмов и др. технических устройств из деталей конструктора по рисункам из альбома.

7.Экскурсии.

Посещение стройплощадки, школьной мастерской целью знакомства с техникой и принципами работы наиболее распространённых машин, устройств и приспособлений.

8.Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка готовых работ. Вручение грамот. Задание на лето – собрать материал для занятий в следующем году (раздать список необходимых материалов родителям воспитанников).

Прогнозируемые  результаты  1 года обучения

Должны знать:

- правила ТБ;

- о производстве бумаги и картона;

- технологию работы с бумагой;

- технологию изготовления геометрических тел;

- виды соединения плоских деталей;

- основные линии чертежа.

Должны уметь:

- выполнять основные приёмы работы с бумагой;

- изготовить по шаблонам геометрические тела;

- работать с конструктором;

- правильно организовать рабочее место;

- качественно изготовить плоскую модель;

- экономно расходовать материал.                                                                                                                                                                          


Учебно-тематический план 2 года занятий

Разделы

Темы занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

2

1

3

2.

Инструменты и материалы.

1.Инструменты и материалы.

2.Правила ТБ.

1

1

2

2

3

3

3.

 Конструирование простейших моделей.

1.Конструирование моделей из тарных коробок и бросового материала.

4

14

18

4.

Конструирование простейших подвижных моделей из бумаги и картона.

1.Дергунчики.

2.Летающие модели.

6

4

17

12

23

16

5.

Работа с конструктором.

1.Работа с конструктором «Школьник».

9

27

36

6.

Экскурсии.

-

3

3

7.

Заключительное занятие.

3

-

3

Итого:

30

78

108

Содержание программы 2 года обучения

1.Вводное занятие.

 Беседа на тему «Чем мы занимались летом?». Рассматривание материала, собранного за лето. Знакомство с планом работы объединения в новом году. Задачи работы объединения на 2-ой год обучения.

Практическая работа: поделки по желанию детей.

2.Инструменты и материалы.

 Названия и предназначение используемых в работе инструментов. Вспомнить виды бумаги.

Правила ТБ при работе  с необходимыми материалами и инструментами.

Практическая работа: игра «Угадай, что в мешке?».

3.Конструирование простейших моделей из тарных коробок и бросового материала.

Знакомство с разнообразием поделочного материала (бросовый материал и тарные коробки). Способы их обработки. Инструменты, необходимые для работы по данной теме и правила ТБ при работе с ними. Сравнение формы изготавливаемой модели с формой тарной коробки и умение дорабатывать «сырой материал». Способы соединения деталей. Художественное оформление готовых моделей (окрашивание или оклеивание цветной бумагой). Элементы предварительного планирования предстоящей деятельности.

Практическая работа: изготовление макетов технических объектов и игрушек из готовых объёмных форм – тарных коробок с добавлением необходимых деталей для конкретного изделия.

Игры с готовыми игрушками.

4.Изготовление простейших подвижных моделей из бумаги и картона. 4.1 Игрушки-дергунчики.

Способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Соединение плоских деталей между собой (проволочные «заклёпки», клей). Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоёв (гармошка).

Практическая работа: конструирование из бумаги и картона игрушек-дергунчиков.

4.2Летающие модели.

Авиация и её значение в жизни людей. Космическая техника и её значение в жизни людей. Основные части самолёта и ракеты. Виды самолётов и их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, военные. Знакомство с элементарным двигателем для простейших авиамоделей: резиномотор. Правила установки резиномотора.

Практическая работа: изготовление бумажных летающих моделей; самолётик с катапультой, макеты ракет; ракета с пусковой установкой – катапультой; изготовление воздушных змеев, планеров.

5.Работа с конструктором.

Знакомство с набором «Школьник». Название и предназначение входящих в его состав деталей. Вспомнить виды соединения деталей конструктора.

Практическая работа: сборка различных технических устройств из деталей конструктора по собственному замыслу.

6.Экскурсии.

Экскурсия в объединение «Авиамоделизм». Наблюдение за проведением соревнований в этом объединении.

7.Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Награждение лучших воспитанников. Задание на лето (список необходимых материалов). Итоговая выставка работ.

Прогнозируемые результаты  2 года обучения

Знать:

- правила ТБ;

- технологию работы с бросовым материалом и картоном;

- технологию изготовления игрушек-дергунчиков;

- правила установки резиномотора на модели;

- виды соединения деталей из конструктора.

Уметь:

- изготовить игрушку-дергунчик;

- выполнять различные поделки из тарных коробок;

- установить резиномотор;

- аккуратно вырезать детали.


Учебно-тематический план 3 года занятий

Разделы

Темы занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

1

3

2

Инструменты и материалы.

1.Инструмты и материалы.

2.Правила ТБ с колющими и режущими инструментами

1

1

2

2

3

3

3

Конструирование простейших моделей.

1.Изготовление моделей из объёмных деталей.

4

14

18

4

Конструирование простейших подвижных моделей из картона.

1Плавающие модели.

2Модели, передвигающиеся по земле.

4

5

12

15

16

20

5

Техническое моделирование сувениров и игрушек.

1Изготовление сувениров и игрушек по собственному замыслу с применением различных материалов и двигателей.

10

29

39

6

Заключительное занятие.

3

-

3

Итого:

30

78

108

Содержание программы 3 года обучения

1.Вводное занятие.

 Рассказы детей о проведённом лете. Задачи и план работы объединения в новом году.

Практическая работа: поделки по желанию детей; игры с готовыми игрушками.

2.Инструменты и материалы.

 Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Вспомнить правила организации рабочего места.

Рассматривание материала, собранного учащимися за лето.

Практическая работа: игра «Крестики-нолики» (на знание материалов и инструментов и правил ТБ при работе с ними).

3.Конструирование простейших моделей из объёмных деталей.

Вспомнить названия геометрических тел и их сходства и различие с геометрическими фигурами. Отрабатывается умение переноса чертежа на картон и ватман методом накалывания контрольных точек. Вырабатывается навык вычерчивания развёрток простейших объёмных моделей, как набора геометрических тел.

Практическая работа: изготовление моделей технических объектов из собственноручно начерченных и вырезанных развёрток геометрических тел.

4.Конструирование простейших подвижных моделей из картона.

4.1.Плавающие модели.

Флот и его значение в жизни людей. Рождение Российского флота (элементарные сведения). Названия основных частей плавающих средств (корпус, надстройка, палуба, трап, мачта). Виды судов и их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные.

Практическая работа: изготовление парусных лодочек, катамарана; плот на резиномоторе; силуэтные макеты кораблей.

4.2.Модели, передвигающиеся по земле.

Автотранспорт и его значение в народном хозяйстве и жизни людей. Кто придумал колесо? Название основных частей автомобиля (кабина, кузов, ось, колесо, двигатель, фары). Классификация автотранспорта: грузовой, пассажирский, спортивный, легковой.

Практическая работа: вычерчивание развёрток с использованием шаблонов и без них; изготовление моделей транспортных средств.

5.Изготовление сувениров и игрушек с применением различных материалов и двигателей.

Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на картоне, полиэтилене, пенопласте, древесине, жести. Правила работы с проволокой. Инструменты для её обработки. Приёмы и способы изготовления сувениров и игрушек из разного материала и способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила ТБ при работе с различным материалом. Условия, обеспечивающие устойчивое движение модели. Понятие о центре тяжести. Двигатели, используемые на моделях.

Практическая работа: изготовление сувениров и игрушек из разного материала путём обработки необходимым материалом; установка простейших двигателей на модели.

6.Экскурсии.

Знакомство с техникой и трудом человека. Назначение технических объектов данной местности. Принципы работы некоторых несложных механизмов.

Посещение выставок, «Дней открытых дверей», проводимых на местных предприятиях.

7.Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставка работ юных техников. Награждение лучших воспитанников грамотами. Остальным вручаются дипломы об окончании обучения в объединении «Умелые ручки». Запись в объединения ДДТ для продолжения обучения.

Прогнозируемые результаты 3 года обучения:

Знать:

- правила ТБ;

- название простейших двигателей;

- технологию работы с разным материалом (пенопласт, полиэтилен, древесина);

- основные приёмы вычерчивания геометрических тел;

- технологию установки простейших двигателей.

Уметь:

- выполнять различные поделки из ненужных вещей;

- изготавливать модели с применением простейших двигателей;

- вычерчивать заготовки геометрических тел.    


Список литературы и учебно-методических материалов к образовательной программе «Умелые ручки»

 Для педагога:

Закон  Российской Федерации «Об образовании».

«Методическая литература: в помощь педагогу дополнительного образования.» М. Просвещение, 1997г.

Журавлёва А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование.» Пособие для учителей начальных классов. М. Просвещение 1982г.

«Сборник авторских образовательных программ-лауреатов 4 Всероссийского конкурса.» Москва, 2000г.

Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах.»

М.Просвещение, 1982г.

Для детей:

Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги.» Москва, Просвещение 1982г.

Данкевич Е.В., Жакова О.В. «Большая книга поделок для мальчишек и девчонок.» С.-Петербург, Москва «Оникс», 2000г.

Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги.» М.Просвещение, 1992г.

Заворотов В.А. «От идеи до модели.» М.Просвещение, 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"

Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2

Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности.     Работа тв...

Творческое объединение "Умелые ручки"

Цели, задачи творческого объединения учащихся  "Умелые ручки" . Достижения воспитанников Т/О....

Визитная карточка творческого объединения "Умелые ручки"

Цели, задачи т/о "Умелые ручки " МБОУ "Зензелинская СОШ" Лиманского района Астрахансой области Достижения  воспитанников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Программа для 1-4 классов кружка "Умелые ручки. Папье-маше"

   Программа кружка «Умелые ручки» (папье-маше) рассчитана на детей с 6,5 до 10 лет.     Работа  кружка спланирована так, что она включает в себя заняти...