Программа дополнительного образования "Школьный музей"
рабочая программа (1 класс) по теме

Шишелова Ольга Федоровна

ПРОГРАММА  КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ    И     МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Срок реализации программы:     4   года

1-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МБОУ «Хабарицкая СОШ»

_______________________Ф.И.О.

«____» ___________ 20____года

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

ПРОГРАММА  КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ    И     МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Срок реализации программы:     4   года

1-11 классы

Составила:

Шишелова Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Хабарицкая СОШ»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________________Ф.И.О.

«____» __________ 20___года         

Село Хабариха

2014 год

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

ПРОГРАММА  КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ    И     МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Пояснительная записка.

 «Напрасно мы хотим выдумать

 воспитание: воспитание существует

в русском народе столько же веков,

 сколько существует сам народ…»

 К. Д. Ушинский  

Сегодня, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения, образовательному учреждению приходится пересматривать содержание воспитания в школе. Главной  организационной задачей образовательного  учреждения становиться расширение образовательной среды на основе интеграции для достижения трех групп результатов, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В достижении личностных результатов немаловажную роль играет  обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, деятельность по включению  школьников в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.  Главная роль в этом отводится музейной педагогике, которая представляет  системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и музейного зрителя, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. (Музейная педагогика / Б.А.Столяров. – М: Высшая школа, 2004.)

Ведущей идеей программы «Школьный музей» стало воспитание духовности, патриотизма учащихся средствами народных устьцилемских традиций, культуры устьцилёмов через радость узнавания. Наших предков, устьцилёмов,  отличали особые черты русского характера: доброта, открытость, трудолюбие, сострадание, патриотизм, благочестие… На примере жизни наших предков можно воспитывать и гражданина, и патриота.

Программа «Школьный музей» предполагает создание в школе системы этнокультурного воспитания, главной ценностью которого является воспитание нравственно здоровой, культурной личности, гражданина и патриота, а  также обучение учащихся основам краеведения и музееведения в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности; закрепление и развитие сложившихся в школе традиций; разработку новых воспитательных технологий; разработку и реализацию этнокультурных проектов. 

1.  Ведущие цели программы:

- Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

- Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.

- Формирование у детей навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самообслуживание и самоуправление, социальная активность и дисциплина, критика и самокритика, высокая нравственность и трудолюбие.

       Задачи:

 1. Содействовать формированию  у детей навыков, необходимых в настоящем обществе: самореализация и развития  творческих и организаторских возможностей ребенка, самообслуживание и самоуправление, социальной активности и дисциплины, критики и самокритики, высокой нравственности и трудолюбия, через введение образовательных технологий.

2. Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, родного края  образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

3. Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

4. Стимулировать интеллектуальное развитие и формирование познавательного интереса школьников.

6. Способствовать сплочению школьного коллектива и формированию его традиций. Организовывать совместный творческий отдых педагогов, детей и родителей.

7. Содействовать воспитанию культуры взаимоотношений школьников с людьми разных поколений, уважительного отношения друг к другу у членов группы, помогать им в разрешении конфликтов.

9. Развивать у школьников навыки самостоятельной работы и умения распределять обязанности между участниками коллективных творческих дел. Развивать инициативу и самостоятельность учащихся.

Социально-культурные функции программы:

- Создание управляемой системы воспитания и образования обучающихся 1-11-х классов. (Программа «Школьный музей» – подпрограмма Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Хабарицкая СОШ»).
- Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

- Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно-воспитательного и досугового центра.

2.  Концепция школьного музея

«Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». (1)

Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти, а уж потом учреждение. На что указывает профессор Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат исторических наук, имеющий огромный опыт профессиональной работы в музеях, в туристско-краеведческой работе со школьниками – Решетников Н. И. (2)

Под школьным музеем подразумевается музей в любом общеобразовательном учреждении. Музей, где имеются:

- музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учётом музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

- программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Школьные музеи, как правило, возникают в процессе длительной туристско-краеведческой работы, когда накопленные материалы как бы заставляют задуматься об их

1) Кодекс профессиональной этики/ Международный совет музеев. – М., 1995. – С. 4.

2) Более подробно об этом см.: Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций.- М., 2000.- С. 8-29.

дальнейшем использовании. Иногда идея создания школьного музея возникает как ведущая, и вся система туристско-краеведческой работы организуется и направляется на реализацию данного проекта.

В нашей школе есть  предпосылки для организации работы школьного музея. В течение нескольких лет накапливались краеведческие материалы, разработаны программы этнокультурного воспитания «Корни», «Люблю свой край».

Организация деятельности краеведческого школьного музея – задача реальная и обеспечена необходимыми ресурсами: краеведческими материалами, материальными возможностями, энтузиастами – педагогами и учащимися.

Организация деятельности школьного музея

  1. Музейная деятельность является важной частью деятельности образовательного учреждения.

Программа «Школьный музей» является подпрограммой  Программы воспитания и социализации обучающихся МБО «Хабарицкая СОШ».

  1. Работа музея направлена на организацию  активной внеурочной деятельности  школьников 1-11 классов в познавательной, поисково-исследовательской, творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности.
  2. Музейная деятельность расширяет возможности школы по  включению  в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции, встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность, исследовательскую деятельность.
  3. Школьный музей   становится  центром  углубленного изучения истории родного края.
  4. На базе школьного музея функционирует кружок «Музееведение», реализующий  программу «Люби свой край» (для обучающихся 1-4 классов).
  5. Музейная деятельность выходит за рамки школьной жизни, то есть, музей может стать центром просветительской  деятельности села.
  6. Деятельность школьного музея основана на  концепции школьного музея и руководствуется  Положением  о школьном музее.

Принципы комплектования музейного собрания:

- краеведческий (на территории Усть-Цилемского района);

- мемориальности (музейные предметы приобретают более высокую значимость при выявлении автора, владельца, дарителя и т.д., сведений о нём);

- достоверности (достоверность самого предмета и сведений о нём);

- комплектование  историко-бытовых и этнографических коллекций осуществляется с параллельным изучением нравственной стороны труда и быта;

- все материалы, наработанные в ходе проектно-исследовательской деятельности, переходят в ранг музейных экспонатов.  

Принципы музейной педагогики:

- историзм; формирование исторического сознания; изучение и сохранение социальной памяти;

- предметность и наглядность; формирование понятия памятника;

- единство теории и практики; овладение не только какими-либо знаниями, но и практическими навыками, мастерством;

- непрерывность обучения;

- постоянное расширение полученных знаний;

- систематичность занятий; разработка системы занятий для различных возрастов;        

- преемственность форм работы; каждый вид деятельности предполагает дальнейшую, более усложнённую форму работы, каждое последующее занятие опирается на предыдущее;

- постепенное нарастание усложнённости в содержании занятий; расширение знаний, умений и навыков от простых к сложным;

- развитие интереса и инициативности у различных групп школьников различными методами и приёмами;

- развитие творческих способностей учащихся в различных областях науки, культуры, искусства;

- игровой характер проведения занятий, театрализация музейной деятельности;

- учёт возрастных, социальных, психологических, физиологических, национальных и иных особенностей детей и их родителей.

3. Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2014-2015 уч. год. Подготовка проекта Положения о школьном музее и разработка механизмов взаимодействия для реализации Программы.   Проведение научно-исследовательских работ, 2-й школьной научно-исследовательской коференции краеведческого направления.

Деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение семинаров, конференций, конкурсов и иных массовых мероприятий, организация работы Актива школьного музея.

2 этап: 2015-2016, 2016-2017 уч.гг. Организация разработки и проведения  проектов по реализации Программы. Создание сборника методических разработок музейных занятий по программе «Школьный музей». Повышение квалификации руководителя школьного музея.

3 этап: 2017-2018 уч.г. Информационно-аналитическая деятельность.           Мониторинг эффективности Программы.  

4. Содержание Программы

Деятельность  школьного музея строится на основе нескольких направлений:

-поисково-собирательское,

-экспозиционное или оформительское,

-экскурсионное,

-культурно-массовые мероприятия и коллективные или групповые дела (КТД),

- научно-исследовательская работа, проведение школьной научно-практической конференции обучающихся школы по краеведению.

Научные конференции являются подведением итогов краеведческой научно-исследовательской работы, осуществляемой в рамках программы «Школьный музей».

Программа направлена на:

- развитие межпоколенного диалога;

 - исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Усть-Цилемского района;

-развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

- воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны;

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, устьцилём.

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда,  о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие»;

 - формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве;    

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

 - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,     собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

 - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

Учебно-тематический план для обучающихся 1-4 классов на 4 года

Название раздела.

Тема занятия.

Всего часов

Количество часов

Аудиторных

Вне-аудиторных

1 раздел: Музееведение.

7

5

2

Тема 1.Мы пришли в музей.

1

1

Тема 2. Гости из прошлого.

2

1

1

Тема 3. О чём рассказывает реликвия.

2

1

1

Тема 4. Документальные свидетельства.

2

2

2 раздел: Моя семья.

7

5

2

Тема 1. Моя семья.

1

1

 

Тема 2. Откуда пришла моя фамилия.

2

1

1

Тема 3. Из какого я рода?

2

2

4. Кем были мои прадеды?

2

1

1  

3 раздел. Праздники.

3

1

2

Тема1. Масленица.

2

2

Тема2. Пасха

1

1

4 раздел. Усть-цилемский фольклор.

4

2

2

Тема1.Сохраним традиции наших предков.

4

2

2

5 раздел. Моя школа.

8

3

5

Тема 1. Школа, в которой я учусь.

2

1

1

Тема 2. Выпускники нашей школы.

1

 

1

Тема 3. Учителя нашей школы.

1

1

Тема 4. История школы.

4

2

2

6 раздел. Славим труд.

7

3

4

Тема 1. Славим руки матери.

1

1

Тема 2. Труд в годы войны.

2

2

Тема 3. Прославленные труженики нашего села.

2

2

Тема 4. Народные ремёсла.

2

2

7 раздел. Великая Отечественная война.

13

8

5

Тема 1. Была война…

1

1

Тема 2. Они сражались за Родину.

4

4

Тема 3. Дети войны.

4

4

Тема 4. Герои той войны.

4

4

8 раздел.  Моё Отечество.

6

3

3

Тема 1. Урок России.

1

1

Тема 2. Край, в котором я живу…

2

2

Тема 3. Моя Республика.

2

2

Тема 4. Люби и знай родной край.

1

1

9 раздел. Малая моя родина.

9

5

4

Тема 1. По улицам нашего села.

1

1

Тема 2. Моё село.

3

3

Тема 3. Известные люди нашего села.

3

3

Тема 4. Героическое прошлое моей Родины на страницах истории моего села.

2

2

Обобщающее занятие

4

4

ИТОГО

68

36

33

Содержание программы. 1-4 классы

1 раздел: Музееведение.

Тема 1.Мы пришли в музей.

Новые  понятия: История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод. Обзорная экскурсия, рассказ.

Тема 2. Гости из прошлого.

Практическая. Память. Беседа на тему «Музейный  экспонат как носитель информации. Его   значимость». Творческая групповая работа на тему «Описание экспоната».

Тема 3. О чём рассказывает реликвия.

Практическая. Реликвия, патриотизм. На примере подлинного документа  рассказ о судьбе человека.

Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии». Сбор материала для проекта.

Тема 4. Документальные свидетельства.

Новые  понятия: документ, гражданин, гражданственность. Беседа на тему «Документ. Подлинность, копия документа. Отношение к документу, как к источнику информации».

Самостоятельная работа на тему «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

2 раздел: Моя семья.

Тема 1. Моя семья.

Новые  понятия: сопереживание, сопричастность, уважение к старшим. Этическая беседа на тему «Семья, её роль в жизни человека». Практическая работа на тему «Портрет моей семьи». Самостоятельная работа  –написание мини-сочинения «Моя семья». (1 класс - рисунок)

Тема 2. Откуда пришла моя фамилия.

Практическая. Родословная, родословное древо, предки. Подбор материала для проекта на тему «Моя родословная». Практическая работа: составление родословных таблиц (с помощью родителей).

Тема 3. Из какого я рода?

Новые  понятия: семейный архив, семейные реликвии. Проект «Музей одной вещи». Беседа на тему «Что такое семья, род». Знакомство с историей рода. Самостоятельная работа  на тему «Из какого я рода» (сбор материалов о своём роде, с помощью родителей).

Тема 4. Кем были мои прадеды?

Практическая. Семейные предания, семейные традиции. Беседа на тему «Судьба семьи». Самостоятельная работа  на тему «Из какого я рода» . Сбор материалов о своём роде, с помощью родителей.

3 раздел. Праздники.

Тема1. Масленица.

Тема 2. Пасха.

Практическая. Традиции, фольклор. Подготовка к празднику. Праздник. Знакомство с самобытными обычаями, фольклором устьцилём, конкурсы, игры, забавы.

4 раздел. Усть-цилемский фольклор.

Тема1.Сохраним традиции наших предков.

Практическая. Традиции, фольклор, «Горка», горочные, и "посидочные"  песни, танцы, игры. Детский фольклор Усть-Цилемского района. Театрализованный музейный урок: знакомство с устьцилемским фольклором.

5 раздел. Моя школа.

Тема 1. Школа, в которой я учусь.

Практическая. Малая родина, Отечество. Экскурсия на тему «Страницы истории школы».

Тема 2. Выпускники нашей школы.

Практическая. Выпускник, профессия, октябрёнок, пионер, комсомолец, коммунист, СССР. Практическое занятие на тему «Знакомство с учебными  принадлежностями, вещами, фотографиями выпускников».

Тема 3. Учителя нашей школы.

Практическая. Педагог, династия, профессия. Обзорная экскурсия, рассказ.

Тема 4. История школы.

Практическая. Обзорная экскурсия, рассказ. Самостоятельная работа  –написание мини-сочинения «Моя школа». (1-2 класс - рисунок)

6 раздел. Славим труд.

Тема 1. Славим руки матери.

Профессия. Материнская любовь, забота о близких людях. Беседа на тему «Все профессии важны». Практическая работа на тему «Кем я стану».

Самостоятельная работа  – написание мини-сочинения «Моя мама». (1 класс - рисунок)

Тема 2. Труд в годы войны.

Новые  понятия: ВОВ, труженики тыла, карточки, трудодни. Беседа на тему «О ВОВ».

Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Жизнь в годы ВОВ по воспоминаниям наших родственников».

Тема 3. Прославленные труженики нашего села.

Практическая. Труженики, «Ветеран труда», колхоз, совхоз. Обзорная экскурсия, рассказ.

Тема 4. Народные ремёсла.

Практическая. Ремёсла, названия инструментов, приспособлений. Обзорная экскурсия, рассказ, практикум.

7раздел. Великая Отечественная война.

Тема 1. Была война…

Практическая. ВОВ, Вторая мировая война, оккупанты, фашизм. Беседа на тему «О ВОВ».

Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «ВОВ по воспоминаниям наших родственников».

Тема 2. Они сражались за Родину.

Участники ВОВ, ветераны. Беседа на тему «Военная слава земляков». Знакомство с альбомом «Они сражались за Родину».

Тема 3. Дети войны.

Обездоленные, рано повзрослевшие. Беседа на тему «О ВОВ». Знакомство с альбомом «Дети войны».

Тема 4. Герои той войны.

Практическая. Герой Советского Союза. Герои нашего времени. Беседа на тему «О ВОВ». Знакомство с альбомом «Земляки-Герои». Работа с притчами.

8 раздел. Моё Отечество.

Тема 1. Урок России.

Государственная символика (флаг, герб, гимн). Беседа на тему «О Родине». Коллективная творческая работа на тему «Моя Родина - Россия». (Оформление стенда).

Тема 2. Край, в котором я живу…

Новые понятия: экскурсовод. Музей. Экспозиции. Экскурсия. Практическая. Самостоятельная работа – написание мини-сочинения «Самый интересный экспонат». (2 класс – рисунок).

Тема 3.Моя Республика.

Новые  понятия : государственная символика (флаг, герб, гимн). Беседа на тему «О Родине». Коллективная творческая работа на тему «Республика, в которой мы живём». (Оформление стенда).

Тема 4. Люби и знай родной край.

Практическая. Жребий. Интеллектуальная игра.

9 раздел. Малая моя родина.

Тема 1. По улицам нашего села.

Практическая. Старожилы, колхоз, совхоз, колхозники. Экскурсия на тему «Страницы истории нашего села». Самостоятельная работа: интервью у ближайших родственников на тему «Как жили в селе раньше».

Тема 2. Моё село.

Практическая. Деревня, село, коллективизация, электрификация. Беседа на тему «Страницы истории нашего села». Самостоятельная работа: написание мини-сочинения «Каким я вижу своё село в будущем». (2 класс – рисунок).

Тема 3. Известные люди нашего села.

Почётный гражданин, орденоносец. Самостоятельная работа  – написание мини-сочинения «Что я открыл для себя, изучая родной край...» (1 класс - рисунок)

Тема 4. Героическое прошлое моей Родины на страницах истории моего села.

Прошлое, настоящее, будущее. Вступительная беседа. Самостоятельная работа  –написание мини-сочинения «Для меня Родина - это...»

Проект: «Это моя родина…» Создание альбома. Коллективная работа.

Обобщающее занятие.  

Проводится в форме презентации проекта "Это моя Родина" как праздник.      

Содержание программы. 5-8 классы

                 

1 раздел: Музееведение.

Тема 1. Страницы истории.

Практическая. Патриотизм, гражданский долг. Музейный урок на тему «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль их в познании истории своего края».

Тема 2. Практическая.  Поисково-краеведческие экспедиции. Экскурсии. (Экскурсии в музеи района). Поисково-краеведческая работа.

2 раздел: Моя семья.

Тема 1. История моей  семьи.

Семейный архив, семейные реликвии. Беседа на тему «Судьба семьи». Самостоятельная работа  на тему «История моей семьи». Сбор материалов о своей семье  с помощью родителей.

Тема 2. Практическая. Семейные предания, семейные традиции. Исследовательский проект. Самостоятельная работа  на тему «Из какого я рода». Сбор материалов о своём роде, с помощью родителей.

3 раздел. Праздники.

Тема 1. Масленица.

Тема 2. Пасха.

Практическая. Традиции, фольклор. Подготовка к празднику. Праздник. Знакомство с самобытными обычаями, фольклором Усть-Цилемского района, конкурсы, игры, забавы.

4 раздел. Моя школа.

Тема 1. Отзовись, выпускник. Школьная дружба, память, профессия, трудовой героизм.

Урок-встреча с бывшими выпускниками школы, которые рассказывают ребятам о

своей судьбе и судьбах своих одноклассников.

5 раздел. Малая моя родина.

Тема 1. Родной край. Исторический турнир из цикла: «Люби и знай родной край». Соревнование команд знатоков.

Тема 2. Мы – устьцилёма. Викторина об истории Усть-Цилемского района, с. Хабариха.

6 раздел. Великая Отечественная война.

Тема 1. Дети войны. Пацифизм, мир, уважение, толерантность, сострадание. Урок – памяти. Встреча обучающихся с людьми, пережившими тяготы военного времени  (обучающиеся узнают о ВОВ через восприятие её детьми военного  времени).

Тема 2. Они защищали Родину. Подвиг, долг, честь, свобода, героизм, Отчизна,

воинское братство. Рассказы о Героях Советского Союза – уроженцах Усть-Цилемского района.

Содержание программы. 9-11 классы

                 

1 тема: «Погиб  исполняя свой долг».

Урок нравственности по материалам музея из раздела «Они защищали Родину».

2 тема: Портрет молодёжи начала 21 века. Диспут, на котором обсуждаются следующие вопросы:

- Критерии, по которым можно судить о формировании личности человека.

- Чем отличаются интересы молодёжи 70-80 гг. и нашего времени?

- Какое место в воспитании надо отвести идеологии?

- Что для нас значит патриотизм?

- Какие ценности являются главными для современной молодёжи?

- Как вырастают герои?

3 тема. Есть ли будущее у нашего края? Заседание обучающихся 9-11 классов с использованием материалов местной периодической печати, приглашением представителей администрации поселения, общественности, предприятий.

4 тема. Дороги выпускников школы.

Беседа (встреча)  на тему «Судьбы выпускников нашей школы, ставших её гордостью» с использованием музейных экспонатов, воспоминаний выпускников.

5 тема. В дни испытаний и побед. Урок мужества на тему «История края в годы ВОВ».

6 тема. Моя малая Родина. Самостоятельная работа:  написание сочинений «Страницы  истории моей малой Родины».

7 тема. Праздники.     Масленица ( ежегодно). Праздник. Знакомство с самобытными обычаями,  фольклором Усть-Цилемского района, конкурсы, игры, забавы.  

           

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

– организация деятельности школьного музея в системе с  Программой  воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Хабарицкая СОШ»;

- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательном учреждении;

 - воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России.

Воспитательные результаты Программы  школьников распределяются по трем уровням.

Результаты 1 уровня: Получение школьниками знаний о   культурном наследии родного края,  об истории своей семьи и Отечества, своей малой родины; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты 2 уровня: развитие  ценностного отношения к своей малой и большой Родине,  родной природе и культуре, к традициям и истории своей малой родины, своего села.

Результаты 3 уровня: приобретение школьником опыта актуализации проектно-исследовательской и поисковой  деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за результат, овладение разнообразными формами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора, опыта публичного выступления.

6. Диагностика.

Предмет изучения

Методы и

приёмы изучения

Сроки

изучения

Субъект изучения

1.Наличие достижений ребенка в одном или нескольких видах деятельности.

Портфолио (папка достижений) учащихся.

Ежегодно, в конце учебного года

обучающиеся

2.Сформированность нравственных качеств выпускников.

Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

В конце учебного года.

Выпускники начальной школы.

3. Личностный рост школьника.

Диагностика личностного роста школьника по Степанову П.В.

Только в конце 4 класса

обучающиеся

4.Удовлетворенность родителей организацией работы кружка.

Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения  по А.А. Андрееву.

В конце 1-го полугодия 2-го и 4-го года обучения.

Родители обучающихся

Диагностика нравственных приоритетов личности обучающегося.

1.Методика неоконченных предложений.

Задание: закончите предложение, определив понятие.

Зависть – это …

Зло – это …

Добро – это …

Ненависть – это …

Дружба – это …

Совесть – это …

Честность – это …

Хитрость – это …

Порядочность – это …

10.Честь – это …

11.Надежность – это …

Если обучающиеся не могут объяснить какое-то понятие, педагогу следует внести коррективы в Программу  и  организовать  работу по  изучению понятия. Это может быть организовано как в рамках внеурочной деятельности, так и урочной (например, на уроке Основы религиозных культур и светской этики).

2. Ранжирование понятий.

Задание: проранжируйте понятия по степени личной значимости:

семья;

друзья;

здоровье;

отечество;

обучение;

успех;

карьера;

деньги;

благосостояние;

10.слава;

11.известность;

12.способности;

13.трудолюбие;

14.учеба.

Педагог делает анализ полученного результата и, так же, вносит коррективы в Программу, организуя деятельность по решению выявленной проблемы.

Диагностика личностного роста школьника по Степанову П.В.

       Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, выявить проблематику. Педагогу следует учесть, что данная диагностика возможна только в конце  4 класса.

     С диагностикой можно познакомиться по следующей ссылке:  http://cmokgo.edusite.ru/DswMedia/diagnostika-stepanovpv-.doc.

Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения  по А.А. Андрееву.

Данная диагностика основана на анкетировании и направлена на изучение удовлетворенности родителей образовательным учреждением по организации воспитания в их детях качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

    С диагностикой можно познакомиться по следующей ссылке: http://lib2.podelise.ru/docs/2/index-3403.html.

  1. Литература, электронные ресурсы

Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие.-М., ФЦДЮиК, 2006.

Решетников Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

Ю.С. Самохин «Как помочь учителю-краеведу. Место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками» (http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения»)

Туманов В. Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. : Учебно-методическое пособие.-М., ФЦДЮиК, 2006.

viki.rdf.ru/tem/831, viki.rdf.ru/tem/208

Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Классный руководитель. Научно-методический журнал. Москва, 2006, №3.

Классный руководитель. Научно-методический журнал. Москва, 2008, №4.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009

Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов - Завуч начальной школы №6/2011

Справочник классного руководителя. Научно-методический журнал. ЗАО «МЦФЭР». 2009, №1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1

  Хронология действий по реализации проекта «Школьный музей» с 2005 года

С 2005 года  в школе собираются материалы, которые могут стать экспонатами краеведческого музея.

К 60-летию Великой Победы создан альбом «Они сражались за Родину». Проект «Помним и чтим».

С 2006 года начата и продолжается работа по созданию альбомов «Выпускники школы», «История нашего села», «История Усть-Цилемского района»,  «История школы»; к 65-летию Великой Победы идёт работа над составлением альбома «Дети войны» (о наших односельчанах).

2007-2008 уч. год - разработана программа «Школьный музей».

2007-2008 уч. год - работает кружок краеведения и музееведения для учащихся 4-5 классов.

2007-2008 уч. год - группой активистов осуществлён проект «Память», целью которого стала активизация работы по созданию школьного музея.

2008-2009 уч. год - к Дню учителя была организована экспозиция «Наши учителя», посвящённая тем, кто много лет отдал нашей школе. Материалы экспозиции войдут в новый альбом «Учителя».

2008-2009 уч. год - создаётся постоянная экспозиция, посвящённая  быту наших предков.

Февраль 2009 – Прошло занятие «Как играли наши бабушки…» из цикла «Люби и знай родной край» (по программе «Корни») в музейной комнате, где открылась  экспозиция, посвящённая быту наших предков.

 Март- сентябрь 2009 года - сбор материалов по истории нашей школы, оформление в альбомы, подвижные экспозиции, посвящённые юбилею школы. (2009-2010 уч.г. – 50 лет с года открытия семилетней школы в Хабарихе)

 2008-2009-2010 г. – оформление музейной документации. Открытие Музейной комнаты.

2011-2014 г.- работа музейной комнаты. Реализация Программы «Люби свой край», проектов.

2014 г. – 90-летие школьного образования в с. Хабариха.

 

Приложение 2

Рекомендуемые примерные темы и направления

для научно-исследовательских работ школьников-участников школьной конференции 2014-2015 уч.г.

Ежегодные научные конференции являются подведением итогов краеведческой научно-исследовательской работы, осуществляемой в рамках дополнительного школьного образования. Работа в данном направлении должна решать задачи:

- оптимизации учебно-воспитательного процесса;

- активизации научного изучения родного края.

Для того, чтобы помочь руководителям школьных работ определиться с выбором тем докладов на будущую конференцию, предлагается следующая тематика, представляющая  не готовые формулировки, а тематические направления, ориентируясь на которые можно более конкретно сформулировать темы.

Приоритетными следует считать темы, связанные с местной проблематикой и основанные на использовании местных источников (рассказы старожилов, архивные данные, музейные коллекции, предметы-артефакты, принадлежащие гражданам и т.д.).

При определении тем следует максимально конкретизировать территорию, временные рамки, группу населения и т.д.

Также следует избегать «широких» формулировок, наоборот, лучше предельно конкретизировать предмет изучения. Например,  не «Традиционный костюм…», но «мужской» или «женский» и далее по тексту.

Во всех случаях, кроме историографических тем, опубликованные краеведческие материалы не должны подменять оригинальные сведения, выявление, обобщение и анализ которых является основной задачей.

Секция  «Искусство.  Литература»

1.1. Предания, связанные с историей населенных пунктов и их окрестностей…

Происхождение и название населённого  пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников, курганов; рассказы о исторических событиях, в том числе – связанных с Великой Отечественной войной.

1.2. Песенный фольклор населения…

1.3. Воинский фольклор…

1.4. Песни (фольклор, устные рассказы, былички, предания и др.) о Великой Отечественной войне…

1.5. Тема ВОВ в произведениях писателей, поэтов…  

Руководители:

Набокова Т.И. (учитель музыки, МХК)

Попов Ю.Н. (учитель литературы, русского языка)

Чупрова Т.Г. (учитель литературы, русского языка)

Секция «Математика»

Цифры Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Лесозаготовки в Усть-Цилемском районе (в Хабарицком Сельском Совете) в 1941-1945 гг.

Руководители:

Деветьярова Н.Г. (учитель математики)

Пономаренко Л.Г. (учитель математики)

Секция «История»

3.1.  ВОВ в истории нашего села

3.2. Война в истории моей семьи

3.3. Мои земляки- участники ВОВ

3.4. Дети войны

3.5. Последствия 2-й мировой войны для Германии

Руководители:

Королёва Н.Н. (учитель истории, обществознания)

Линтас Е.А. (учитель математики)

Попов В.Н. (учитель истории, обществознания)

Попова С.Е. (учитель иностранного языка)

Воспитатели интерната

Секция «Технология. Естественные науки»

Труд в годы ВОВ

Лес- наш кормилец и поилец

Труженики тыла

Река Печора…

Литература: Там, где течёт Печора/ сост. П.М. Столповский.- М., Современник, 1988.

Руководители:

Поздеева В.П. (учитель биологии, географии)

Чупров А. О. (учитель технологии, физкультуры)

Чупрова И.В. (учитель технологии, старшая вожатая)

Секция «Мои первые открытия»

Страницы ВОВ

Руководители:

Кутузова Е.В. (учитель начальных классов)

Попова В.Н. (учитель начальных классов)

Шишелова О.Ф. (учитель начальных классов)

Приложение 3

Организация исследовательской работы по краеведению

Краеведение - явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучения отдельных местностей.

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Правильно организовывать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу.

Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.

Известно, что российское учительство издавна считало своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции народной жизни. Учителя не оставляли попыток реализовать себя как граждан великой страны, они не позволили исчезнуть школьному краеведению из жизни нашего общества, они остаются в авангарде краеведческого движения России и в настоящее время.

На современном этапе в деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется также за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.

Однако педагог, организующий краеведческая деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить методологически правильно проводить натурное исследование объекта изучения (то есть, вести полевые и камеральные работы), научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить исследование юного краеведа в его "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.

Важно помочь юному краеведу построить свою работу таким образом, чтобы он ясно осознавал общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Ребенку надо указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей.

Едва ли не главным аспектом в подготовке и участии в научно-практических детско-юношеских конференциях является умение подростка представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с исследованиями близкими по теме.

Рассмотрим более детально основные подходы к организации исследовательской деятельности школьного краеведения.

Формы реализации:

Исследовательская работа по краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана (истории, обществознания литературы, ознакомления с окружающим миром и т.д.). При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Основы исследовательской деятельности», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей (в том числе краеведения) и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках.

3. Элективные и специальные курсы на школьном уровне для учащихся любых классов (к примеру в рамках предпрофильного и профильного обучения) в области различных гуманитарных наук, рассматривающих вопросы исторического краеведения, которые строятся на основе выполнения исследовательских работ.

4. Группы дополнительного образования краеведческой направленности с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

6. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.

7. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся совместно с педагогом – консультантом.

8. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество, малая академия наук и др.).

9. В рамках деятельности актива школьного музея.

Результаты

Организация различных форм краеведческого исследования предполагает и получение разных по форме представления и качеству результатов.

Качественные результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Здесь важна не объективная значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому важны личностные мотивы учащегося и его самооценка при выполнении исследовательской работы.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Наиболее распространенная форма представления - учебно-исследовательская работа учащихся.

Учебно-исследовательская работа учащихся

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Данная структура организации исследования характерна и для учебно-исследовательской работы учащихся по краеведению.

Этапы учебно - исследовательской работы:

• I этап. Выбор и формулировка темы.

• II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и

• составление библиографии.

• III этап. Составление плана.

• IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

• V этап. Оформление результатов работы.

• VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

Выбор темы проекта

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика,

Главный критерий при выборе темы- личность ребенка, сфера его интересов. Девочка с математическими способностями анализирует деятельность благотворительного общества с помощью диаграмм. Хорошо рисующая девочка исследует особенности одежды. Мальчик, интересующийся оружием, знакомится с воспоминаниями ветерана войны о битве за Ленинград, а девочка с наклонностями начинающего психолога пытается с этих позиций изучить мемуары свидетеля эпохи.

Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.

Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции.

Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам исследования», у ребенка будет формироваться умение соотносить такие понятия, как «тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. Практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией.

Давайте рассмотрим на примере (из опыта Зартиновой Л.А.):

Проблема: фольклор буйских удмуртов имеет существенные отличия от фольклора удмуртов других территорий

Тема: песенный фольклор буйских удмуртов

Название работы: «Даур куараос» (Голоса из веков)

Названия исследовательских работ должны носить оригинальный характер, должны привлечь внимание, не всегда обязательно полностью будут совпадать с темой исследовательской работы.

Темы исследовательских работ учащихся по краеведению из опыта конкурсного движения Куединского района:

литературоведение краеведение: «История России в частушках»,

историческое краеведение: «История войны, застывшее в камне», «Жертвы политических репрессий Куединского района», «Народ и армия едины», «История Красноярского сельского совета».

лингвистика: «Не русский я, но россиянин», «Речевая культура современных школьников»,

этнография: «Нянь (хлеб)»,

ономастика: «Топонимика реки Буй»

родословие: «Пишем семейную книгу», «Корнями дерево сильно», «Генеалогическое древо моей семьи»

персоналии: «Одна история – одна судьба…»

церковное краеведение: «Христианская церковь Прикамья. История православных храмов в Куединских землях XIX – XX в.

Практическое задание №6: 

Сформулируйте несколько тем исследовательской работы, актуальных для вашей местности по представленным направлениям краеведения (литературоведение краеведение, историческое краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, родословие, персоналии, церковное краеведение:).

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Далее необходимо определить объект исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например, объектом исследования является фольклор буйских удмуртов, предмет исследований – песенный фольклор буйских удмуртов, его особенности, исторические условия формирования.

Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать», «сформировать» и др. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели. К примеру цель: изучить особенности песенного фольклора буйских удмуртов

Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. То есть, гипотеза – это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, поэтому она должна формулироваться не как вопрос, и не как сама по себе проблема (проблема формулируется в тексте обычно перед самой гипотезой, то есть текст должен содержать и формулировку проблемы и формулировку гипотезы), а как повествовательно-утвердительная фраза (это как бы уже вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования).

К примеру: гипотеза - особенностями песенного фольклора буйских удмуртов являются – заимствование башкирских песенных традиций, сохранение архаичных форм песенной культуры удмуртского народа, обусловленных длительным тесным проживанием с башкирами, ранним отлучением удмуртской диаспоры и дальнейшим локальным развитием песенного искусства.

Варианты формулировок гипотез

Составление плана исследования

Предварительно необходимо составить план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего –то отказаться. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого необходимо определить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Список возможных путей и методов исследования:

· изучить литературу о том, что исследуешь;

· посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;

· обратиться к Интернет;

· изучить документальные источники в архивах, музеях;

· провести опрос населения;

· организовать переписку;

· понаблюдать;

· провести эксперимент (реконструкцию);

· провести сбор полевого материала;

· подвести итоги (сделать выводы и умозаключение) и подготовиться к защите.

План может быть составлен по следующей схеме:

Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы

Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы

2. …

3. …

Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.

Представление исследовательской работы

Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В краеведческих исследованиях наиболее применимыми методами являются:

· наблюдение,

· эксперимент,

· работа с литературными источниками,

· интервью,

· опросы,

· обработка статистических и опытных данных,

· исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях),

· проведение полевых исследований.

Подбор и обработка данных:

Работа с источниками:

Работа с литературой

Работа с архивными материалами ("Как установить судьбу военнослужащего, погибшего или без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны")

Анализ исторического источника

Сбор полевого этнографического материала

Подведение итогов работы

Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов.

Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и заслуживает внимания при формулировке выводов и перспективы дальнейшего исследования.

Представление исследовательской работы

Практическое задание №7: 

Составьте план проведения исследования по любой теме по краеведению в соответствии с предложенной схемой:

Тема исследовательской работы:_________________________________________________

Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы:

Проблема:______________________

Тема:__________________________

Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

Объект исследования:____________

Предмет исследования:___________

Гипотеза:_______________________

Цель:___________________________

Задачи:_________________________

Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы

2. Методы исследования:__________

3. …

Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.

Представление исследовательской работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Образовательная программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»

Возрастная категория: 6-10 лет. 2 года обучения. Программа с тематическим планированием...

Программа дополнительного образования "Школьный музей"

ПРОГРАММА  КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ    И     МУЗЕЕВЕДЕНИЯ   Срок реализации программы:     4   года1-11 классы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Методические рекомендации проведения занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения).

В методических рекомендациях предлагается вариант по проведению занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения). Данная музейно-пед...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...