# кубановедение Сценарий фольклорного праздника "Родная сторонка"
методическая разработка (2 класс)

Карпенко Оксана Геннадьевна

Сценарий фольклорного праздника "Родная сторонка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_folklora.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника фольклора                                            

      «Родная сторонка»

Сцена оформлена, занавес закрыт.

Позывные «Краснодарский край».

Перед занавесом фольклорный коллектив исполняет песню

«Ой да Краснодарский край».                      

Диктор: Издавна славится своими богатыми традициями наш Краснодарский край. Казаки всегда умели защитить родину от врага, хорошо трудились на благодатной земле. А где учились их дети?

Ведущая: Дорогие ребята!

        Не всегда учебный год в школах начинался 1 сентября, да и школа была не всегда.

Ведущий: В старину учить детей начинали с14 декабря в день святого пророка Наума. Все работы в поле и на огороде заканчивались, и можно было отпустить детей на учебу.  

                                                                                                                                      Ведущая: Учились ребята у себя дома или ходили на дом к учителю, грамотному отставному солдату. Уроков и перемен не было. Учились целый день от темна до темна.

Занавес открывается. На сцене горница. Отец что-то мастерит, мать подходит к сыну, спящему на лавке.

Мать: Ванятка, просыпайся сыночек, умывайся белехонько, да за азбуку принимайся.

Раздается стук в дверь, отец открывает, впускает учителя, низко ему кланяется.

Отец: Входи, батюшка, входи дорогой.

Учитель: (крестится на иконы в красном углу) Мир дому сему, доброго здоровья вам.

Отец: Спасибо на добром слове, здравствуйте и вы (кланяется).

Мать: Здравствуйте, родимый, здравствуйте, проходите.

Отец: Проходи, батюшка, в красный угол, ты у нас сегодня гость почетный. (Усаживает учителя в красный угол под иконы). Спасибо, что изволил взять в ученики моего Ванятку, дай тебе Бог здоровья (вытаскивает плетку из сапога кладет перед учителем). Ванятка, подойди. (подводит Ваню к учителю, тот кланяется). Передаю тебе из рук в руки сына своего, научи его грамоте, счету и письму, а будет ленится – учи плеткой.

Учитель: Садись, отроче за стол.

Мать: Учись, сыночек, прилежно, старайся, слушайся учителя.

Учитель: (раскрывает азбуку) Повторяй за мной: аз, буки, веди.

(Ванятка повторяет).

Отец (матери): Пойдем, не будем мешать, пойдем. (уходят за кулисы)

На сцене фольклорный ансамбль «Мы с тобой казаки».

На сцену выходит мать, вытирает глаза, жалостливо с мольбой обращается

Мать: Батюшка учитель, не томи сыночка, не мори ты его за грамотой.

Учитель: Ну, на сегодня будет. А завтра пораньше приходи ко мне.

Мать: Ну, вот и славно, пусть головушка отдохнет от науки многотрудной (заворачивае6т букварь и убирает со стола).

Отец: (подает учителю каравай, завязанный в рушник) Прими от нас гостинец малый за труды твои, за доброту и ласку к сыну нашему (провожает к двери).

Ведущая: Вот так начиналась учеба в старину, но таким был только первый день. Учились читать по букварю или азбуке, потом читали Псалтырь – часть библии.

Ведущий: Тем, кто ленился, частенько доставалось плетью, или в угол на колени ставили на горох или гречку.

Ведущая: Но бывали у школяров и праздники. По старинному обычаю, если кто-то из учеников выучил все буквы, прочитал букварь, то устраивался праздник для всех. Вот как это было.

Фольклорный ансамбль «Тифлисские казаки»,

«Во поле орешина»,

«Диду, Диду идэ на колыну».

На сцене ученики и учитель, ученики читают книги в полголоса. Учитель прислушивается и поправляет, подходит к стене берет книгу открывает. Один из учеников задремал над книгой, другой пристраивает ему на спину бумажку с надписью: «У кого нет коня, садись на меня!». Все смеются.

Учитель: (быстро поворачивается к ним)  Это что такое?  (шутника хватает за ухо). Михайло, стань в угол на колени!

Михайло: Я больше не буду.

Учитель: Иди, иди да подумай, как надо учится.

Входит Ванятка, ставит на стол горшок, завязанный в рушник.

Ванятка: Мама послала кашу за то, что я всю азбуку одолел.

Учитель: Очень хорошо. А ну повтори.

Ванятка: Для чего, родная, снег зимой идет

                Из него природа одеяльце ткет?

                Одеяльце, мама? А зачем оно?

                Без него в земле бы стало холодно!

Учитель: Молодец, Ванятка. Вот так, ребята надо учится родителям на радость. Садитесь, дети, Ваняткину кашу есть.

        А кто следующий будет кашу приносить? Наверное ты, Петруня, скоро азбуку одолеешь?

(раздает ложки все садятся есть, а Ванятка своей ложкой бьет по ложкам ребят, все смеются, нахваливают кашу и Ванятку)

Ведущий: Вот так возникло слово «однокашники», т.е. одну кашу ели, сегодня мы называемся одноклассниками. В старину однокашники ходили друг к другу в гости и очень любили петь.

Фольклорный ансамбль «Пчелочка златая»,

                                          «Наш казачий круг».

 Учитель: Ребята! А знаете ли вы, когда на Руси появились первые настоящие школы? По документам, из летописей мы узнаем, что первые школы в России были открыты в 1551 году по указу Ивана Грозного. Для обучения детей письму в XVII веке стали употреблять специальные ленты из склеенных друг с другом листов. Листы свертывались в трубку. Их называли по-разному: азбука – пропись, азбука – свиток. Назывались они учительными прописями.

Ведущие: Это от них нам осталось интересное выражение «прописные истины», т.е. всем известные.

Ведущий: Все мы вам рассказываем да показываем, а умете ли вы играть?

Проводится игра, пока подводятся итоги на сцену выходит детский хор: «Пошла млада за водой». Выходят все участники.

Ведущая: Дорогие ребята! Вот мы с вами и побывали в старой русской казачьей школе.

Ведущий: Желаем вам всего доброго!

Ведущая: И на прощанье звучит песня «Кто родился в казачьих краях»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...

Сценарий фольклорного праздника

Сценарий фольклорного праздника "Рождество"...

Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»

Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...