Классный час на тему: "Широкая масленица"
классный час (3 класс) на тему

Паршина Елена Николаевна

Цель: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности.

Задачи: Развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;

 Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры; 

Обогатить духовный мир детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc690.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 26»

Классный час на тему:

«Широкая масленица»

                                                         Выполнила: учитель   начальных классов

                                             Паршина Елена Николаевна

                                  МОУ «Лицей № 26»

Саранск 2015 год

Цель: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности.

Задачи: Развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;

 Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры;  

Обогатить духовный мир детей;

 Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества и с жанрами русского фольклора;

Создавать условия для раскрытия творческих способностей у детей;  

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Оборудование:

5 корзин
25 цветов из бумаги синего цвета.
5 Конверты с пословицами
10  мешков  для игры.
25 снежков

Плакат со своей калядкой

Ход мероприятия:

Ведущий :   Вот и наступило время перемен  в природе. С этими изменениями  связано много  народных  примет, обрядов и традиций.  Сегодня мы все вместе проводим масленицу играми и весельем, для этого наши участники это -  5 детей и пять родителей должны занять свои места.

Масленица – древний славянский праздник.  Это  веселые проводы зимы, озаренные радостным  ожиданием  весеннего обновления природы  накануне пахотных работ. Проходили века, менялась жизнь.  С принятием христианства на  Руси  появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.

Скоморохи:  1.   Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.

       2.   Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных.

Ведущий: Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие  времена.

Ведущий:   Приехала Масленица, приехала сырная,

          Разгульная, а не смирная!

Ведущий:   Прощайся народ с тоской!

           Праздник общий, мирской!

Ведущий:   И всё-таки самый важный

          Праздник семейный, домашний.

 Ведущий: Ведётся порядком строгим давно

          Не нами, а умными заведено.  

У вас в руках ромашки, вы должны за 3 минуты заполнить лепестки цветка прилагательными, которые охарактеризуют Масленицу.  И свою ромашку прикрепить на доску.

Как блины мы напекали,
Прогоняли зиму прочь,
Да МаслЕницу встречали,
Чтобы весне прийти помочь.

Будьте здравы, добры люди,
Будет счастье вам и лад,
Да и радости прибудет.
Всяк весне сегодня рад!

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, у нас уже предвестники весны – подснежники расцветают.  А вот пришло время еще одного задания. Родителям завязывают глаза, дают в руки коринки  и ставят  в конце класса, на их пути по прямой кладут на пол подснежники.  У доски стоят дети и направляют словам родителей к цветам. Объясняя маршрут. Игра заканчивается тогда, когда все родители дойдут до детей с корзиной, в которой будет 5 цветов.
Ведущий:   Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Давайте  вспомним  народные традиции и обряды. Читаем хором названия дней.

Ведущий:   Понедельник –  день встречи.  Ребятишки накануне  сооружали снежные горы, произнося   скороговоркой следующее приветствие:

«Душа ли ты, моя Масленица!

 Приезжай ко мне в гости на широкий двор

 На горах покататься, в блинах наваляться,

 Сердцем потешиться, умом повеселиться,

 Речью  насладиться!»

В домах  делали чучело Масленицы  из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки  и везли  на горку. Дети  встречали её  песнями,  катали  с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и  мастера.

Вносится  чучело Масленицы или  открывается изображение на доске.

Скоморохи:   1.   Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!

                 2. Масленица на двор выезжает!

 Широкая на двор выезжает!

 А вы, люди, Масленицу да встречайте!

Да к себе-то Масленицу зазывайте!

Вместе:         Подайте  широкой Масленице!

От каждой команды выбирается один участник. Он должен за минуту как можно больше собрать из частей пословиц о масленице.

Без блина не маслена; без пирога не именинник.

Хоть с себя что заложить, да маслену проводить.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

На Масленой повеселились, да блинком угостились.

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло. Широка река Маслена – затопила и Великий Пост.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Ученик: И праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча».

 Ученик: Во второй день – «Заигрыш». С утра и стар, и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и прочим шумным весельям.

Весна: И я приготовила вам забавы. Ну-ка, разомните ноги!

Конкурс: бег в мешках парами

Ведущий: Среда называлась «Лакомка». А ну, подходи, кто проголодался, а сейчас мы с вами решим у какой  хозяйки самый большой, толстый и вкусный блин.

Все желающие подходят к участникам и те их подчивают.

Четвертый день масленичной недели назывался «Широкий четверг» или «Разгул». В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженые ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях.

У участников было домашнее задание сочинить свою калядку.

Давайте их послушаем

Ведущий: В пятницу — «Тещины вечерки» и в субботу — «Золовкины посиделки». В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением, и обида могла остаться надолго и даже стать причиной вечной вражды.

А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию выполнив следующее задание. У вас на столах лежат карточки, в них слова, которые относятся к вене. Но слова не простые, слоги в них перепутались я предлагаю вам собрать их вместе.

Участвуют только дети.

Составить слова

И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)

ТАЛ, КА, ИН, ПРО – (ПРОТАЛИНКА)

СО, Ш, КО, Ы, ЛН – (СОЛНЫШКО)

ЦА , СИ,  ЛЕ, Н, МА  - (МАСЛЕНИЦА)

Н ,Б , Л, ЧИ, ИКИ – (БЛИНЧИКИ)

ЛА, АН, Г, БА – (БАЛАГАН)

ЧЕ,РУ КИ,  Й  - (РУЧЕЙКИ)

Ведущий :   Воскресенье – прощённый день.

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.  В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

А я предлагаю поиграть, и выявить самого меткого и точного. Дети берут в руки корзины, а родители снежки. Задача игры как можно больше снежков  отправить в корзину. Дети могут двигать корзину, поднимать вверх, в сторону.

Ученик: Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

(Дети заводят хоровод вокруг чучела с песенкой «Гори, гори ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг».

Все хором.

Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!

Масленица загорела,

        Всему миру надоела,

        Обманула, провела,

        Годика не дожила,

        До Поста довела.

Ученик:Шла сторонкою ты к нам

        По заулочкам-закоулочкам.

        Несла блинов чугуны,

        Надорвала животы.

 Все хором: гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 Ведущий: Дорогие мои! Масленица целые охапки сытных блинов принесла, да реки чая из душистых трав заварила. Подходите, насладитесь ими.  Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс...

Классный час по теме: «Широкая Масленица»

В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации задач. Учащиеся в ходе мероприятия узнают историю праздника «Маслениц...

Занятие в ГПД на тему: "Широкая Масленица. Создание информационной папки лэпбук."

На занятиях в ГПД дети выполняют различные виды работ: поделки, рисунки, собирают научную информацию к праздникам, загадки, частушки, песни и мн. др. Поэтому я решила различный материал, подготовленны...

Рекомендации для родителей по теме «Широка страна моя родная»

Данная рекомендация для родителей поможет доступно рассказать детям о символах нашей страны....

Внеклассное мероприятие на тему «Широкая Масленица» 3 А класс

I.Вступительная частьОрганизационный момент На сцену выходят зазывалыЗазывала 1:Все! Все! Все! Все на праздник!Масленицу встречаем,Зиму провожаем,Весну закликаем! Зазывала 2:Спешите! Спешите...

Классный час на тему: «Широка масленица».

Цель: познакомить с народными обрядами, обычаями; привить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям....